Болезненное состояние водителей и его влияние на безопасность движения

Утомление и его влияние на работоспособность водителей

Болезненное состояние водителей и его влияние на безопасность движения

Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями.

При управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП.

Причинами снижения работоспособности водителей чаще всего являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарственных веществ и курение.

Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Субъективное переживание человеком утомления называется усталостью. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления.

Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе, чувства долга, ответственности за порученное дело.

Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.

Дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за ошибок водителей после длительного управления автомобилем, приводят к более тяжелым последствиям. По данным статистики у водителей, работающих более 12 ч, ДТП со смертельным исходом возникают в 1,5 раза чаще.

Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Характер утомления зависит от выполняемой работы. В зависимости от деятельности работы имеет место сочетание различных видов утомления.

К такого рода деятельности относится работа водителя, при которой элементы физического труда сочетаются с интенсивной умственной работой, протекающей на фоне выраженного эмоционального напряжения.

Причем эмоциональное утомление доминирует и является основным фактором, определяющим развитие утомления.

Эмоциональное утомление водителя вызвано постоянной готовностью реагировать на различные внезапно возникающие изменения дорожной обстановки.

Он должен быть готов выполнить быстрые и точные действия, исключающие возможность ДТП.

В некоторые периоды работы водитель вынужден выполнять действия по управлению автомобилем в очень быстром темпе, близком к пределу его психофизиологических возможностей, что способствует развитию утомления.

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются: скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств; чувство ответственности за сохранность груза, безопасность пассажиров и свою собственную безопасность; неравномерность поступления информации, которая колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в минуту; частое принятие весьма ответственных решений.

Физическое утомление, связанное с большой физической нагрузкой, нередко возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении по плохим дорогам, оперируя рычагами управления и рулевым колесом в течение продолжительного времени, выполняют большую физическую работу.

Иногда водители занимаются укладкой и погрузкой груза. Если это работа с большой физической нагрузкой, то ее выполнение будет способствовать более быстрому развитию физического утомления в пути.

Однако у большинства водителей физическое утомление возникает в результате малоподвижной рабочей позы и однообразия управляющих действий.

При работе, связанной с движениями, происходит постоянная смена напряжения и расслабление мышц. Во время расслабления мышцы отдыхают, что сохраняет их работоспособность наиболее длительный срок.

Отсутствие расслабления мышц при статическом напряжении не только исключает такой отдых, но приводит к недостаточному кровоснабжению, а следовательно, и не достаточному обеспечению мышц кислородом.

В результате физическое утомление развивается быстрее.

При управлении автомобилем статическое напряжение возникает не только в мышцах туловища, но и в мышцах конечностей руки водителя немного приподняты, вытянуты вперед и полусогнуты в локтевых суставах. Такое положение постепенно приводит к продолжительному, частичному сокращению мышц кистей, предплечий и плечевого пояса без полной фазы расслабления.

В результате развивается утомление, которое выражается в мышечной слабости и ослаблении рулевого управления. Водители, чувствуя утомление мышц рук, начинают держать руль одной рукой и периодически менять их.

Такое управление, с точки зрения безопасности, особенно при вождении грузового автомобиля и на дорогах с интенсивным движением, совершенно недопустимо.

Ноги водителя постоянно находятся в полусогнутом, слегка отведенном состоянии. Такое положение способствует частичному венозному застою и нарушению нормального кровообращения, особенно в стопах и голенях.

В результате через некоторое время возникает чувство онемения стоп, голеней и их слабость, что затрудняет работу водителя с органами управления и снижает его надежность.

Для снятия статического напряжения при продолжительных перевозках грузов необходимы перерывы в работе на 15-20 мин через каждые 2 ч.

Умственное утомление возникает при продолжительной и интенсивной умственной работе. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от физических. Это связано с большим расходом энергии нервными клетками головного мозга.

Вес головного мозга составляет 2-2,5 % от веса тела, а при интенсивной работе нервные, клетки расходуют 20 % всех энергетических ресурсов организма. Умственная работа водителя в условиях интенсивного дорожного движения или при движении на больших скоростях выражается в непрерывной оценке быстро меняющейся обстановки и принятии соответствующих решений.

Часто эта работа выполняется в навязанном темпе в условиях дефицита времени и в состоянии эмоционального напряжения.

Физическая и умственная работы взаимосвязаны у водителя. Это выражается в том, что его действия являются следствием оценки им обстановки и принятого решения, т.е. умственной работы. Выполнение этих управляющих действий (физическая работа) создает новую обстановку, что опять требует ее оценки и принятия нового решения и т.д.

Физическое и умственное утомление взаимно влияют друг на друга. Переключение с физической работы на умственную иногда снижает физическое утомление, и наоборот. Это происходит потому, что при физической и умственной работе возбуждаются различные центры головного мозга.

Возбуждение нервных клеток при физической работе по закону отрицательной индукции.

Также на работоспособность водителя влияет обстановка рабочего места. Правильная подготовка рабочего места водителя перед поездкой позволяет существенно уменьшить его утомляемость, улучшает физическое и психическое состояние в процессе движения, а следовательно, — делает работу, связанную с управлением автомобилем, более комфортной и безопасной.

Особенности кабины водителя, такие как конструкция сиденья и возможность регулировки его положения, расположение рулевого колеса, контрольно-измерительных приборов, рычагов, переключателей управления основным и вспомогательным оборудованием, расположение педалей, обзорность и др.

существенно влияют на трудоспособность водителя, безопасность. Сиденье нужно отрегулировать так, чтобы ноги можно было удобно поставить на педали, не вытягивая и не сгибая их в коленях.

Спина должна свободно, без напряжения опираться на спинку, руки на рулевом колесе должны быть слегка согнуты в локтях, а кисти рук — удерживать рулевое колесо в положении стрелок часов «без четверти три».

Это наиболее оптимальное положение рук, однако в зависимости от роста водителя и регулировки сиденья допустимы положения «без десяти минут два» или «без десяти минут четыре». Не следует держать руки в положении «без пяти минут час», так как это ограничивает угол поворота рулевого колеса и уменьшает точность действий при управлении автомобилем.

Приняв правильную позу на сидении, следует пристегнуться ремнями безопасности (если автомобиль оборудован ими), отрегулировав их длину так, чтобы под пристегнутый ремень на уровне груди входила ладонь. Затем необходимо проверить, удобно ли пользоваться переключателями на приборном щитке и рычагом переключения передач. При необходимости — несколько увеличить длину ремня.

При наличии на сиденье подголовника его надо установить так, чтобы он не препятствовал повороту головы, ее незначительному перемещению назад и упирался средней частью в затылок, при этом шейные мышцы не должны быть напряжены.

Выполнив указанные регулировки, можно приступить к регулировке положения зеркал заднего вида. Установите внутреннее зеркало так, чтобы в его правой части был виден правый край заднего окна.

Наружное следует повернуть так, чтобы в его нижней правой части был виден кончик ручки задней двери легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового. После начала движения проверьте правильность установки зеркал.

Если зеркала установлены правильно, то как только отражение обгоняющего автомобиля начнет исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться в наружном.

Выше изложены общие требования к расположению водителя на своем рабочем месте. Однако, выполняя их, необходимо помнить, что конструктивное исполнение органов управления и их размещение в современных автомобилях весьма различно. Поэтому водителю нужно прежде всего ознакомиться с органами управления автомобиля, чтобы в процессе движения пользоваться ими спокойно и уверенно [8].

Основным способом борьбы с утомляемостью является отдых.

Водителям в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется ими по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

При установленной графиком работ (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю автомобиля могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.

Перерыв для отдыха и питания рекомендуется предоставлять через 4 ч после начала работы.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), либо по соглашению между водителем автомобиля и нанимателем.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), либо по соглашению между работником и нанимателей что согласуется со ст. 134 ТК.

Предоставление перерыва для отдыха и питания позднее, чем через 4 ч после начала работы, допускается в исключительных случаях, например, при выполнении водителем работ, предусмотренных ст. 121 ТК.

После непрерывного двухчасового управления автомобилем водителю должен предоставляться специальный технический перерыв (включаемый в рабочее время) на 10 мин, или он может быть присоединен к последующему перерыву после управления автомобилем в течение 4 ч. если не наступает период перерыва для отдыха и питания.

Специальный технический перерыв введен Положением № 82 постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010г.

«О рабочем времени отдыха для водителей автомобилей» с учетом специфики работы водителя для обеспечения безопасности движения и как дополнительная гарантия в режиме труда и отдыха водителей, что согласуется со ст. 135 ТК.

При этой предусмотренный перерыв включается в рабочее время водителя.

Если продолжительность смены по графику работ (сменности) больше 8 ч, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха.

Водителям, которым установлен суммированный учет, или водителям с рабочим днем, разделенным на части, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды работы по распоряжению нанимателя, согласованному с профсоюзом (а при его отсутствии — с согласия водителя), может быть уменьшена до 12 ч.

На междугородных перевозках при суммированном учете продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя на конечном или промежуточном пункте маршрута не может быть менее продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени работы в предшествующей отдыху смене с соответствующим увеличением продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Названные нормы Положения учитывают специфику организации перевозочного процесса и суммированного учета.

На междугородных перевозках при суммированном учете продолжительность еженедельного отдыха может быть более 42 ч, а также может быть сокращена, но не менее, чем до 24 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

Данные нормы Положения согласуются с требованиями ст. 138 ТК, согласно которой при суммированном учете минимальная продолжительность еженедельного отдыха может исчисляться в среднем за учетный период [20].

Источник: https://studbooks.net/1171392/tehnika/utomlenie_vliyanie_rabotosposobnost_voditeley

Роль человеческого фактора в организации дорожного движения

Болезненное состояние водителей и его влияние на безопасность движения

Помимо технических средств организации дорожного движения, значительную роль на безопасность оказывает состояние и восприятие водителя.

Водители выбирают режим движения на основании анализа информации о дорожных условиях. Ее объем (геометрические параметры дороги, средства регулирования, интенсивность движения, придорожное пространство) в процессе движения изменяется в широких пределах.

Надежность работы человека и его работоспособность могут поддерживаться на необходимом уровне лишь при условии, если объем поступающей к нему информации находится в оптимальных пределах. Оптимальное количество информации определяет эмоциональное состояние водителей, от которого во многом зависит безопасность движения.

Из данных, полученных Исследователями, следует, что около 80% ДТП происходит из-за эмоциональной неустойчивости водителей (сильное волнение, раздражение, гнев), приводящей к ошибкам.

При избыточном объеме информации водитель не успевает ее перерабатывать, допускает ошибки в решениях и пропуски важнейших сигналов. Не менее опасна и недостаточная информация (сенсорное голодание), приводящая к заторможенному состоянию центральной нервной системы, вследствие чего расслабляется внимание водителя, увеличивается время его реакции.

Эффективность использования средств регулирования дорожного движения во многом зависит от того, насколько правильно были учтены условия, при которых эти средства должны применяться и насколько они соответствуют психофизиологическим особенностям водителя.

Исследования показывают, что любое средство регулирования позволяет снизить аварийность и улучшить условия работы, если оно выбрано с учетом особенностей восприятия водителя.

Подтверждением этого являются проведенные в МАДИ исследования, которые позволили установить, что при движении по дороге взгляд водителя в течение 95% всего времени находится в определенной зоне. Эту зону называют полем концентрации внимания. Размеры его изменяются в соответствии с ростом скорости движения.

В целях обеспечения своевременного и правильного восприятия элементов дорожной обстановки (дорожные знаки, разметка, указатели направлений, ограждения) время, необходимое для их восприятия (распознавание, расшифровка, осмысливание), должно соответствовать времени нахождения этих элементов в поле концентрации внимания водителя. Так, например, для распознавания знака «Ограничение максимальной скорости», при хорошей контрастности символа относительно фона знака, требуется около 0,1 с., при плохой контрастности — 0,5 с, в сумерках — 0,7-0,8 с.

Психофизиология водителя

Ошибки, наблюдающиеся в работе водителя, появляются вследствие превышения этих возможностей, то есть утомления. Исследования показали, что до 14% дорожно-транспортных происшествий на автомагистралях, происходит из-за утомления водителей.

Поскольку в любой момент можно ожидать от водителя ошибочных действий, то движение в автомобиле всегда связано с риском. Риск тем значительнее, чем выше скорость и интенсивнее и разнообразнее поток поступающей информации к водителю. Задача инженеров, проектирующих дорогу и занимающихся организацией или оптимизацией дорожного движения, — свести опасность такого риска к минимуму.

Через зрительный анализатор к водителю поступает свыше 90% всей информации об условиях движения.

Для одного и того же знака или предмета дорожной обстановки расстояние видимости зависит, главным образом, от его освещенности и фона, а продолжительность восприятия изменяется в зависимости от места установки и количества предметов, одновременно воспринимаемых водителем.

Таким образом, при обилии средств наружной рекламы в полосе отвода вероятность того, что водитель не заметит какой-либо дорожный знак или указатель возрастает.

Учитывая данный факт, отдел ЭАД и БДД крайне внимательно относится к согласованиям объектов рекламы на автомобильных дорогах.

Наблюдения, проведенные МАДИ, показали, что при суммарной интенсивности движения на дороге более 600 авт./час при дневном освещении практически все элементы дорожной обстановки, угловые размеры которых менее 8-10°, водителями не воспринимаются. Это означает, что, начиная с расстояния 30-35 м, водитель не расшифровывает дорожные знаки, находящиеся в 2 м от кромки проезжей части.

Данную особенность зрительного аппарата человека следует учитывать при разработке мероприятий по организации движения и, в первую очередь, при расстановке на дороге сооружений, несущих водителю информацию о рекомендуемом режиме движения или изменении дорожных условий.

Водитель оценивает условия движения преимущественно визуально.

Видимость и скорость

Для обеспечения безопасности движения совершенно необходимо ограничение скорости. Однако это нельзя решить однозначно, так как степень ограничения зависит от многих факторов, к которым в первую очередь можно отнести условия видимости.

Вследствие быстрого изменения дорожной обстановки ограничено и время, в течение которого он должен отреагировать.

Навязанный темп деятельности особенно выражен в неожиданно возникающих критических дорожных ситуациях.

В результате возникающего при этом дефиците времени водитель не успевает воспринимать необходимую для безопасного управления автомобилем информацию, допускает ошибки, которые иногда приводят к ДТП.

Чем больше скорость, тем меньшим временем располагает водитель для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги без риска совершить ошибку в управлении автомобилем.

Уменьшение зоны концентрации внимания происходит за счет периферийных областей, и именно поэтому информация, находящаяся за пределами зоны концентрации, нередко водителями не воспринимается.

При сужении поля зрения увеличивается опасность столкновения или наезда на пешехода, который перемещается с обочины дороги к ее центру. На рисунке а, б, в, г, д — положение точек фиксации при скоростях 20, 40, 60, 80 км/ч соответственно.

С ростом скорости эмоциональное напряжение водителя повышается, достигая наиболее высоких значений при скоростях свыше 120км/ч.

Движение на больших скоростях опасно также и потому, что в 2—3 раза возрастает время реакций водителя и одновременно увеличивается тормозной путь. Для безопасности дорожного движения большое значение имеет умение водителя правильно оценивать скорость движения автомобиля.

Ощущение скорости зависит от расстояния между глазами водителя и дорожным покрытием или объектами на обочине дороги. С уменьшением этого расстояния скорость воспринимается как большая, а с увеличением — как меньшая. Поэтому на дорогах, которые проходят в степи, где нет объектов на обочине дороги, скорость недооценивается.

На дорогах через лес, горы скорость переоценивается. Переоценивается скорость и на узких городских улицах и недооценивается на широких проспектах.

Чем больше скорость, тем меньшим временем располагает водитель для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги без риска совершить ошибку в управлении автомобилем.

Уменьшение зоны концентрации внимания происходит за счет периферийных областей, и именно поэтому информация, находящаяся за пределами зоны концентрации, нередко водителями не воспринимается.

При сужении поля зрения увеличивается опасность столкновения или наезда на пешехода, который перемещается с обочины дороги к ее центру. На рисунке а, б, в, г, д — положение точек фиксации при скоростях 20, 40, 60, 80 км/ч соответственно.

Зрительные восприятия

Снижение видимости влечет за собой увеличение дорожно-транспортных происшествий. Статистика указывает на большое количество ДТП (до 60%) в темное время суток, несмотря на снижение в это время интенсивности движения до 10-15% от ее дневной величины.

При проезде перекрестка водитель может затратить на перевод взгляда с фиксацией с одной стороны пересечения до другой от 0,5 до 1,16с. В зависимости от скорости это соответствует расстоянию до нескольких десятков метров.

После продолжительной езды с большой скоростью водитель значительно переоценивает снижение скорости, вследствие чего нередко превышает допустимую скорость автомобиля. Эту ошибку восприятия всегда необходимо учитывать после продолжительной езды с большой скоростью.

На оценку расстояния до предметов влияет цвет, в который окрашены эти предметы. Например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темные тона (в черный или синий цвет), переоценивается, т.е. автомобиль кажется водителю дальше, а автомобиль, окрашенный в яркие, светлые тона (оранжевый, желтый), наоборот, кажется ближе.

Правильное восприятие времени важнейшее качество водителя. Умение точно оценивать временные интервалы, особенно при совершении различных маневров на больших скоростях, имеет в ряде случаев решающее значение в обеспечении безопасности движения. Большинство ошибок водителей при обгоне связано с неправильной оценкой интервала времени, расстояния до встречного автомобиля и его скоростью.

Реакции

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и переработку информации, является внимание. При управлении автомобилем водитель должен одновременно смотреть, думать и действовать. Единство и слаженность этих сторон направленности внимания обеспечивают правильные действия в сложной обстановке.

Но из всех психологических качеств, непосредственно влияющих на безопасность движения, наиболее важным является быстрота реакции водителя на изменение дорожной обстановки.

Реакция это ответное действие организма на какой-либо раздражитель.

В большинстве случаев реакция водителя может колебаться в широких пределах (0,4-1,5с) в зависимости от профессионального опыта и индивидуальных психофизиологических особенностей водителя. Время двигательных реакций увеличивается в болезненном состоянии, при утомлении, после употребления алкоголя.

В результате утомления водитель теряет готовность к экстренному действию, т.е. происходит снижение бдительности. Это в свою очередь значительно повышает вероятность дорожного происшествия.

Утомление является гораздо более частой причиной дорожно-транспортных происшествий, чем это принято считать. Иногда нарушение правил движения является не следствием небрежности или недисциплинированности водителя, а результатом развившегося утомления.

Под влиянием утомления ухудшаются зрительные функции, двигательная реакция и координация движений, снижается интенсивность внимания, теряется чувство скорости, водители в большей степени подвержены ослеплению.

При утомлении у водителя возникают апатия, вялость, заторможенное состояние. Внимание поглощается мыслями, не имеющими отношения к управлению автомобилем. Возникают неправильные восприятия дорожной обстановки.

Притупляется чувство ответственности.

Большое количество дорожно-транспортных происшествий, в особенности наиболее тяжелых, происходит в результате действия алкоголя на организм водителя. Нет необходимости доказывать, что в состоянии сильного опьянения управлять автомобилем нельзя.

Однако даже малая доза алкоголя, которая, казалось бы, никак не влияет на поведение человека, на самом деле производит в его организме значительные изменения.

Так, проведенные исследования показали, что алкоголь увеличивает среднее время реакции, значительно уменьшает точность восприятия, особенно ухудшает динамический глазомер. Резко ухудшает распределение и переключение внимания.

Алкоголь снижает критичность мышления, водитель теряет осторожность, перестает считаться с опасностью и по этой причине часто создает на дороге аварийные ситуации.

Установлено, что при приеме 0,5 литра пива время общей реакции водителей увеличивается в 2 раза, при приеме 1 литра 2-4 раза.

Снижение работоспособности наступает даже при приеме очень незначительных доз алкоголя. Снижаются острота зрения и слуха, цветоощущение (особенно красного цвета) и глубинное зрение. Резко замедляются двигательные реакции. 

Вернуться назад

Источник: https://krudor.ru/news/goodknow/5600-rol-chelovecheskogo-faktora-v-organizatsii-dorozhnogo-dvizheniya

����������� ���������

Болезненное состояние водителей и его влияние на безопасность движения

���������� |     ����������     | ���������

��� ����������� �������� �� ������� ������� �������� ����� �������������� ������� ���������� ���������� ����������� � ����������� ���������.

��� ��������� ������������ ���������� ������ �������� �����������������, ��� ����� �������� � ������� � �������-������������ �������������.

�� ���� ����, ��� ���������� ����������� � ����������� ��������� ��������� ��������� ��������� �������� � � ������ ��� ��� �������� �� ����, ��� ����� ��� ��������� �������� ��������. ���� ��� �� �������� �� ������ ������������, �� ����������� ���������� ���������� ������ �����. ��� ���������, ������� ����� ��� �������� ������������.

���� ����������� ����������� ����� ������������� �������� � ������������� ��������� ��������. ���������� ������������, ������������ ������������ �������, ��������, ��� 6,8% ��� �� ������������ �������� ��������� �� ������� ������������ ��������� ���������, � ����� ��-�� �������� ��������� � ���������.

�� 1300 ������� ������� ������������ ���� ���, ���������� ������� ��������� ��������, 150 ��������� ����� ������� ������ ���� ���������� �����, � 138 ���������� ���������� ������������ ��������, 42 �������� ������������� ������������ �������, 34 � ������������ ��������������, 31 � ��������, 14 � ��������-����������� �������������.

� ����� 31,5% ��������� ���� ������ ���� �� �������� ������������ ������� �� ������� ������������ ���������. � ��� ��� ����� ���������� 4,2%.

� ��� �� 12 ��� �������, ������� ����� ������������ �������������, 70 ���. ������� ������ ��������, �. �. ����� �������� �������� ��������.

�� ������ ������������, ������������ � ����� ������, �� 10% ���������� ����������� ���������� �������-������������� ������������ � ���������� ��������-���������� ����������� � ���������, � ������������� ���������-��������� ������ ���������� �� 16%, � ������������� ������� ������� � �� 33%. ��� ������������ 4 ���.

��������� ��������, ��� ������� ����� ����������� ��������� (�� 100 �������), ����������� ������������ ���������, ���������� 8,84%, � ��������� �������� ����������� � 2,0%. ����� 8 ��� .

��������� �������, ��� 24% �� ��� ���������� �� �������� ����, 20% � �� ���� � ������, 42% � �� ���� � ����������� ������� � 34% � �� �����������������.

���������� ��������� ������������ ����������� ��������� ��������, �. �. ������ �������� ��� ������� ������� ��������.

��� ������� ���� �������� �� ������ ����� ���� ���������� ����������, ��� � ���� ������� �� ���� �������� � �������-������������ �������������. � ��� �� ���� ������� ��������� �� 2 ���. ������ � ���.

���������, ����������� ��������-����������� �������������, ����� ������ ��������� �������� ������� ���������� � ��������������� ��������.

��� ������� , ������� �������� ���������� ��-�� ��������� ��������������� ������ ��� ����������� ����������, � ����� �������� �������������. ����� ����� ��������� ����������� ������ ��������, �. �. ������

��������������� �������� � ������ � ����������� ����� �������� ����.

������� �������� ����������������� � ��� ��������� ��� ������ ��������� �������� �� ������ ���������� ��� ��-�� ������, ��� � ��-�� ����������� �����������.

� ����� ������ ����������� ����� �������: �����, ����� ������� ����������� ����� � ���������-�������� ������������.

����������������� ���������� �� ������ � ������ ������ �����������, �� � �� ����� ������������� � � ����� ������ �����������.

��� ����������� ����������� ���������� ��������������� ������� ����� � ���������, � ������� ����� �������: ����� ��� �������� ����������� ������� � ������, ����������� ��� � �������� �����, ������������ ����� ���� � �������� ��������� ������������� ���������� � �����������, ������ �� �� ����� �������� ������ ������������� �����������.

� �������� ����� ������������� ����������� ������������ � ��������� ���������: ����������� ������� � ���������-���������� �������, ���������, ������� ������� ������� � ���������-��������� ������.

� ����� ��������� ���������� ����������� ����� ����� �������������� �������� ��������� � ����������� �������. ���������� ������� �� �������������� ������� � �� ����������� �������� ����� �������� ���� ����� ��� �� 5 �.

� ���������������� ���������� ������� ����� ��������� ��������, ��� ���� ����� �������� �, ��� �������, ��� �������� �������. ��������� ���������� ����������� ������ �� ������ ������ ������� ������, �� � ����������������� ��������� ��������� � ������ ���-����� .

��� ����������������� � ������������ ������� ���������� ������������ ������ ������� �� ���� �������, � ����� ������� ���� �� �������� ����������. ��, �������, ����� ������ ������� � �� ����� ���������.

���� �� ������� ������ ������ ��������� ����������, � ��� ����� �������, ���������� ����������� ���������. ����������� � ��� ������� �����������, ���������� ��������� ��������� � ������ ���������� ����������������� �������. ����������� ����������� �������� ������������ � ���������� ������������. ������������ ����� � ������� ������, ������� � ����. ��������� ������ �������� ����������.

����� �������� ������������ � �������� ���� ��� ����� ���. � ����� ������ ����������� ���� ������ ���� �� ���� 30�� , � ����� �� ���������� �������� �� 15 ��. ���������� ����������� ����������� ��������� � � ����������� ���������� �����������. ����� ����� ������ ������ ���� � ���������� ����� ���� � ��������� ����� ������� �� ������ �������. ������ ��� ����� ����� ������ ����������.

�������� ������� ������� �� ������������ ��������� �������� ��������� ����������� ������� �������, ������� ����� ����� ����������� ��-�� ������� ������� ����������, ��������� � ���������������� ������������� ������ ���.

��������� ���������� ����� ����������� ����� ���� ���������� ��������� ��� ���������� �����������������, ������������� � ����, �������� ��������, ���������� �� ������ � ���������� �� �����.

������� ����� ���� ������ ������ �������� ���������, � ����� ��������� ��-�� ������� � ����������� ������� ������.

��������, ��� �������� � ������� ������ ���� ��� ���� ��� ����������� ����������� ����� �������� ������ ����� ��������� ������� �����������������. ��� ��������������� � ���������� ���������� �� ���������������� �������. �� �������� �� ������������ � ������������, ��� ��� ����� ��� ������ � ���������� ������ � ����������� ��������. ����

���������� ������ ���������� ����������� �����������, �� ����������������� ������ ���������� � ��� ����� �������� � �������-������������ �������������.

�� ����� �������� ������ �������� ����� ������ �������� ������������� ����������. �������������� ����� ���������, ������� ���������� ����������� ����������, �� ����� ��� ��������� �������������� ����� ���������, ������������ ����������������.

�������� ����������������� ������ �� ����� ��������� � ���������� ����������� ���������.

� ���������� ����� ������ � ���������� ����� ������� �������� ����������, ��������, ���������� ������� ��������, ����������� ������ � �� ����������, ����� ������������� ����� �������, ����������� �������� ����, ��������� ������� ������, ���������� ��������� ������, ������������� ����� �������������� ������ ����� ����������, ��������� ������������� ������������. ���������� ����� � �������� ��������� ��� ����� � ������� �������� ��������, � �� ����� ���� ������ �� ������������ �������, ������� �������� ��������� �� �������. � �������� ������������ ��������� �������� ���� ��� ������������ ����������� ������������ ���������. ����� ����� ���� ������ ����� ������������ ��������� � ���������� �����. ������������ ������� ������� ����������� ������� ���������� ��� �� �������. ��� ���������� ������� ���� ����� �������������� ������ � ������� ��������.

�������� ����������� ���������� ����������� ������ ��� �������� �������� � ������� ���������, ������ ��� ���� �������������� ��������� ������������ ����� �������� � ��������� �������-������������ �������������. ��������� �� ������������ � ����� �������� ����� ��������� ���������� �� ������������ ��������� ��������. � ���������� ���������� —

�� ������������ ���� �����������, ��� ���������� ���������� ��� ���������� ������ �������� 16% ���.

������ ��������� ������������ ���������� �������� , ������������� � ��������, ���������� ������������ ��������. ��� ��������� ����������� ����� �������, ������������ ���������� �, ��� ���������, �������� � ������������ ������ ����������� �� ������������ �������� �� ������.

��������� �������������� ��������, ������� ������ �������� � ������ ����������� �����������, �������� ������� ����������, ��������, �������� ������� ������ � �����.

������� ��� � ����, ���� ������� � ������� �����, �������� � �����������, ������������, ��������� ������� � �������� ������������ ����������.

������� ����� ��������� ������, ��� �������� � ������� ���� ������ � ��������� ����������� ����������.

��� ��� ����� ����� �������� �������� ��������� ���� ���, ������� ����� ��������� ��������. ������ ������� ������ ����������, ������������ �������� �� ��������� �������� ��������, ���������� �������� ����� ���������. ������� ����� ����������� �������������������� � ������, �������� ����������� ����� ���������.

Источник: http://www.club2101.com/sovet/16.html

Усталость во время езды

Болезненное состояние водителей и его влияние на безопасность движения

Работоспособность в наибольшей степени определяет надежность водителя. Работоспособность – это такое состояние человека, которое позволяет ему качественно и с высокой производительностью выполнять свою работу.

Она понижается, если состояние водителя становится болезненным, если он употребляет алкоголь, если водитель утомлен.

Также на работоспособность влияет состояние человека: его чрезмерная угнетенность или нервное возбуждение.

Утомление водителя сказывается на общем состоянии безопасности на дороге, оно плохо влияет на психофизиологические качества, в частности, на базовые функции восприятия.

Утомляемость сопровождается ухудшением способности зрительного восприятия: понижается контрастная чувствительность, увеличивается его порог, возникают ошибки в оценках расстояний до предметов и скорости движения объектов. Ослабление качеств восприятия приводит и к снижению уровня его организации, особенно это относится к устойчивости переключения внимания.

Человек за рулем в течение длительного периода времени концентрирует свое внимание на отдельных предметах, в том числе и на тех, которые ему не нужны, и это приводит к увеличению количества времени на обнаружение неожиданных опасных сигналов.

Утомляясь, человек чувствует ослабление памяти, поэтому, когда длительная поездка подходит к концу, происходит значительное увеличение среднего значения, как обнаружения опасных сигналов, так и времени на их переработку. Для этой фазы характерным является максимальный разброс величин времени реакции: может происходить как чрезмерно замедленное, так и очень быстрое реагирование.

Вследствие утомления раннее сформированные водительские навыки расстраиваются.

В частности, это отражается в изменении рабочей позы: она характеризуется более глубокой посадкой с типичным заваливанием корпуса назад или наклоном вперед, а это затрудняет работу с рулевым колесом, рычагами, педалями, ухудшает обзор внешней ситуации и наблюдение за показаниями приборов. У водителя, который чувствует усталость, снижается точность выполнения маневров, часто наблюдаются лишние повороты рулевого колеса, пропускаются необходимые корректирующие действия.

https://www.youtube.com/watch?v=C9Msi7sB1YM

Исследования процесса развития утомляемости у водителей показали, что она обнаруживается, после того, как человек провел за рулем 4-5 часов, значительно чувствуется на 6-8 часу, а в конце девятого часа требуются волевые усилия для того, чтобы придерживаться безопасного уровня движения.

Если человеку приходится сидеть за рулем более 9 часов, то вероятность ДТП значительно увеличивается из-за падения работоспособности. Скорее всего, именно поэтому большая часть происшествий происходит из-за утомляемости водителей.

При этом, особая утомляемость наблюдается тогда, когда человек, не выспавшись, садится за руль.

Утомление – закономерный процесс, который характеризуется временным снижением работоспособности в результате человеческой деятельности. Следует отметить, что безопасность движения на начальных стадиях утомляемости может не понижаться, потому что водитель волевыми усилиями заставляет себя ехать при таких же количественных и качественных показателях.

В состоянии утомления водитель может не совершать ошибок даже при резком изменении дорожной обстановки, повышая интенсивность своего внимания и готовность к действию.

Но при этом ему необходимо прикладывать максимум волевых усилий и существенных затрат энергии, что приведет к учащению сердцебиения, более глубокому дыханию, чрезмерной потливости, покраснению на лице, и др.

Из-за повышения затрат энергии происходит резкое увеличение утомления, и наступает такой момент, когда водитель, несмотря на увеличения усилий, начинает совершать ошибки, пропускать необходимые действия, его производительность труда по качественным и количественным показателям падает.

Перед утомлением человек, как правило, чувствует усталость. Она представляет собой субъективное переживание утомления человеком. Сущность усталости с точки зрения физиологии заключается в оповещении организма о том, что интенсивность работы нужно снять или понизить, а иначе произойдет расстройство функций нервных клеток.

Однако далеко не всегда чувство усталости определяет степень утомления. Ученые доказали, что выполняя любую нелегкую работу, которая человеку по душе, он устает значительно меньше, чем при выполнении легкой, но неприятной работы.

Именно поэтому люди, которые занимаются творческим трудом (например, художники или изобретатели), способны работать много часов подряд, не чувствуя усталости.

Психическую деятельность водителя стимулирует поступающая информация. Для того чтобы психические процессы протекали на высоком уровне, необходима наиболее оптимальная нагрузка информацией.

Лишний поток информации приведет к чрезмерному напряжению психофизиологических процессов, и, как следствие, к быстрому увеличению утомляемости.

В случае недостатка информации резко падает интенсивность протекания психофизиологических процессов, это приводит к тому, что снижается готовность водителя к резким действиям в случае изменения ситуации  на дороге.

Для того чтобы в таких условиях поддержать необходимую интенсивность устойчивости внимания, необходимо прикладывать колоссальные волевые усилия. Это приведет к большому расходу нервно-психической энергии, и водитель будет утомляться преждевременно.

Характер поступающей информации и отношение к ней водителя также играют важную роль. Человек, который находится в состоянии утомления, под влиянием опасности или эмоционального всплеска может не ощущать усталости.

Именно поэтому тот человек, который в продолжительной поездке по трассе сидит за рулем, чувствует меньшую усталость чем тот, кто сидит в пассажирском кресле, хотя управление транспортом требует больших затрат энергии и сил.

Наиболее опасными проявлениями утомления являются сонливость и засыпание человека, сидящего за рулем. Они часто приводят к возникновению дорожных происшествий. Водитель, который ощущает легкую сонливость, некоторое время может с ней бороться и хорошо управлять автомобилем.

Но он должен помнить о том, что засыпание может возникнуть совершенно внезапно, и в эту минут он не будет  осознавать, что является угрозой для безопасности на дороге. Поэтому, если водитель, сидя за рулем, ощущает сильную сонливость, то не нужно бороться с ней в дороге.

Необходимо остановить машину и немного поспать, а если такой возможности нет, то выполнить гимнастические упражнения. Продолжать свой путь можно только после снятия чувства сонливости.

Характерными признаками появляющегося утомления являются, казалось бы, незначительные ошибочные действия: желание резко выпрямиться, поменять позу, рассеянное внимание. Если водитель чувствует эти признаки, ему необходимо сразу же прекратить движение.

Самые первые признаки утомления водителя появляются примерно через пару часов, проведенных за рулем, легко устраняются недолгим отдыхом и не представляют особой опасности.

Давно известно, что при одном и том же промежутке времени отдыха, несколько небольших промежутков гораздо эффективнее, чем один продолжительный перерыв.

Источник: http://autodr.ru/sovety-avtolyubitelyam/vozhdenie/755-ustalost-vo-vremya-ezdy.html

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий