Декларация о правах ребенка 2018 год

Охрана прав ребенка

Декларация о правах ребенка 2018 год

«Охрана прав ребенка»

    Вопрос о необходимости регулирования прав ребенка возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой

мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость создать при Лиге Наций в 1919 году Комитет детского благополучия.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Энглантайн Джебб.

В 1924 году в Женеве Лига Наций на своей сессии приняла предложенную указанным союзом Декларацию прав ребенка, где впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны, — все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовало выделения международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью 11 декабря 1946 года в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд (ЮНИСЕФ).

    Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой также провозглашались социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

    Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка.

    Несмотря на продуктивность и многоаспектность деятельности в этой области, к концу 70-х годов стало очевидно, что существующие правовые нормы уже не отвечают нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты.

Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка, единодушно принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Она вступила в силу 20 сентября 1990 года, после того как ее ратифицировали 20 государств. Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет).

Впервые в истории был создан международный механизм контроля над выполнением положений Конвенции – Комитет по правам ребенка.

Обязательства,

принимаемые государствами при ратификации Конвенции

Обеспечить ребенку:

-выживание;

— развитие;

— защиту;

-активное участие в жизни.

Защитить ребенка от:

эксплуатации на работе;

— сексуальной эксплуатации;

— похищения, торговли и контрабанды;

— небрежного отношения в семье;

— употребления наркотических средств;

— незаконного лишения свободы, применения пыток, смертной казни;

— неоправданного разлучения с семьей.

Обеспечить особый уход и заботу:

детям-инвалидам;

— детям-беженцам;

— детям, принадлежащим к коренному населению;

— детям, пострадавшим от небрежногоотношения, пыток и вооруженных конфликтов;

— детям, лишенным семейного окружения.

Предоставить ребенку возможность:

— выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его жизнь;

— изучать и передавать информацию;

— участвовать в культурной жизни;

— участвовать в мирных собраниях, входить в состав объединений и создавать их;

— исповедовать религию или веру в соответствии с возрастом и степенью зрелости.

Оказывать поддержку семье путем:

— уважения ответственности, прав и обязанностей родителей по защите и уходу за ребенком;

— достижения уважения к интересам развития детей со стороны родителей;

— обеспечения надлежащего уровня жизни;

— обеспечения возможности для ребенка продолжать общение с обоими родителями после их развода;

— создания условий для ухода за ребенком.

Конвенцию о правах ребенка Верховный Совет СССР ратифицировал 13 июня 1990 года, а Российская Федерация, являясь правопреемником СССР по заключенным международным правовым актам, приняла их к исполнению. В соответствии с этим в стране были приняты определенные меры, способствующие претворению в жизнь положений и принципов, которые заложены в международных актах, посвященных защите детей, обеспечению их прав и интересов.

Нормативные правовые документы, регулирующие защиту прав и достоинства ребенка: 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция о правах ребенка.

3.Указ Президента РФ от 18.08.94г. № 1696, в котором программа «Дети России» утверждена в качестве президентской.

Источник: http://www.mbdou255.ru/2016-05-31-03-46-23/okhrana-prav-rebenka.html

20 ноября – Всемирный день ребенка

Декларация о правах ребенка 2018 год

                            Всемирный день ребенка — отмечают в 125 странах, в том числе и России. Событие учреждено Резолюцией № 836 (IX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) в 1954 году. Выбранная дата имеет символическое значение.

Она приурочена к подписанию «Декларации прав ребёнка» в 1959 году. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка, которая в настоящее время имеет статус международного правового документа. Именно поэтому название праздника иногда именуется как Международный день прав ребенка.

Основная цель Всемирного дня ребенка — акцентирование внимания общественности на проблемах, существующих с рождаемостью, воспитанием новых граждан.

А также подчеркнуть, что одной из самых важных задач государства является охрана несовершеннолетних от любых видов насилия и соблюдение их законных прав и интересов.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом.

В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, в нашей стране принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании в РФ».

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.

16); обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24); защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст.

37);
меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136); за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ гарантирует:
— право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.

54);
— право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
— меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.

69);
— немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (с. 77).

Источник: https://sdp3.ru/20-noyabrya-2018-goda-vsemirny-j-den-rebenka/

Права и защита прав ребенка

Декларация о правах ребенка 2018 год

Термин «права ребенка» достаточно часто используется не только в речи государственных деятелей и СМИ, но и в обиходе обычных родителей. Сегодня мы попробуем разобраться, что же это такое «ПРАВА РЕБЕНКА», где и кем они прописаны. 

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Историческая справка

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.        Приняв в 1959 г.

краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

                 Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.                 Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.

На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)         Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г.

N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

 Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

  1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).
  2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
  3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).
  4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
  5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
  6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
  7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

       А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка: «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3). «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).

Защита прав ребенка

Важно понимать принципиальное различие понятий «защита права» и «охрана права», так как зачастую они смешиваются. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятие «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, т.е.

к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии.

В то время как «защита права» подразумевает под собой меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.

Статья 56 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то в соответствии со статьей 147 СК РФ защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.

Ребенку, признанному полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, СК РФ предоставил право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Право ребенка на защиту включает также возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов.

Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка.

В таких ситуациях статья 56 СК РФ предоставила ребенку право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69 и 73 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление СК РФ обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Гражданский кодекс Российской федерации в 12 статье излагает те способы, которыми осуществляется защита гражданских прав. В том числе это могут быть:

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Что касается международных актов, которые также входят в систему российского права, то статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и его зрелостью.

Данная норма имплементирована в СК РФ. В статье 57 предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

СК РФ не указывает, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции же такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.

Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.

Источник: https://252.56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/8940504

Конвенция о правах ребенка в России на 2018 год

Декларация о правах ребенка 2018 год

На 1 января 2018 года в России насчитывается около 30 миллионов несовершеннолетних, это примерно пятая часть всего населения страны. Все они нуждаются в опеке и защите, как со стороны родителей, так и со стороны государства.

Российская Федерация заботится о молодом поколении и оберегает его интересы. Ежегодно издаются новые законы и постановления, направленные на поддержание малолетних и защиту. Создаются новые ведомства и организации, которые принимают живое участие в жизни семей.

Основной документ, которым руководствуется государство – Конвенция ООН.

О ювенальной юстиции в России читайте в статье:

Уполномоченный по правам ребенка в РФ в 2018 году

Одной из самых ключевых фигур в борьбе за права малолетних является уполномоченный по правам ребенка. Каждый субъект РФ имеет своего уполномоченного. Претендента на должность уполномоченного утверждает лично президент РФ. Данный статус дает лицу неприкосновенность. Уполномоченный по правам обязан:

  1. Осуществлять контроль по соблюдению всех нормативно-правовых документов, как внутренних, так и внешних, затрагивающих права несовершеннолетних.
  2. Координировать действия подконтрольных организаций и давать им рекомендации по соблюдению интересов несовершеннолетних.
  3. Уполномоченный может посещать и контролировать подчиняющиеся структуры.

Уполномоченный не может осуждать или привлекать к ответственности, но может вносить изменения в нормативные документы, выдвигать законодательные предложения, инициировать судебные разбирательства.

В 2018 году уполномоченный при президенте по правам ребенка РФ озабочен, прежде всего, проблемами детей сирот, малолетних, воспитывающихся в неполных семьях или в непригодных условиях.

Данным лицом готовится ряд законодательных нововведений, которые помогут улучшить материальный и социальный уровень самого уязвимого пласта населения. Конвенция ООН – базовый документ для уполномоченного в РФ.

Конвенция ООН о правах ребенка в России на 2018 год

Ратификация Конвенции ООН произошла в России в 1990 году. Принятие Конвенции Генеральной Ассамблеей ООН произошло на год раньше, 20 ноября 1989 года. Конвенция ООН зиждется на четырех базовых принципах:

  • отсутствие дискриминации;
  • право на сохранность жизни и достойное развитие;
  • уважительное отношение к взглядам и позициям;
  • максимальная защита интересов.

Конвенция — это не просто защита прав ребенка, но еще и залог социально-этического и морально-психологического развития подрастающего поколения.

Защита интересов и прав детей оставшихся без попечения родителей

Конвенция ООН координирует защиту интересов малолетних, которые остались без родителей. В первой части Конвенции статьи 20-21, прописываются положения о воспитании сирот.

Упоминается их право воспитываться в специальных учреждениях, быть усыновленными, как в пределах страны, так и за ее рубежом, передаваться на воспитание в семьи. Усыновление несовершенолетних проходит под жестким контролем государства и не ограничивается исключительно моментом передачи.

Согласно ратифицированной Конвенции государство обязано осуществлять контроль над семьей, взявшей малыша на воспитание. Родители и попечители обязаны обеспечить ребенку достойный уровень жизни и развития, социализировать его, помочь ему познать мир и себя в этом мире, согласно Конвенции.

Необходимо научить его базовым принципам, таким как равенство и уважение. Заложить в нем любовь к людям, природе и животным.

Принципы декларации прав ребенка

Все базовые моменты уложились в десять принципов декларации прав ребенка:

  1. Несовершеннолетние, вне зависимости от своей расовой принадлежности, вероисповедания, культурных и моральных ценностей, не могут быть попраны в своих правах.
  2. Все индивидуальны и должны развиваться морально, физически и духовно.
  3. При рождении они обязаны получить от родителей имя, а от государства – гражданство.
  4. Несовершеннолетние должны получать медицинское сопровождение в течение всего времени, начиная от зачатия. Особое внимание должно уделяться в подростковый период, для формирования здоровой психически и физически личности.
  5. Дети инвалиды окружаются особенной заботой.
  6. Право на любовь, как со стороны родителей, так и со стороны государства.
  7. Бесплатная учеба от государства и игровое обучение от родителей.
  8. При прочих равных условиях первостепенно помощь оказывается ребенку.
  9. Не применение физического, психологического, морального и сексуального насилия.
  10. Воспитание чувства равенства и взаимопонимания.

Об условиях вывоза ребёнка за границу РФ читайте в статье:

Как видно из краткого изложения принципов Конвенции, государство считает защиту малолетних приоритетной задачей страны в целом и семьи в частности.

Права и обязанности детей

Каждый человек обязан жить по определенному своду правил, для несовершеннолетних они тоже оговорены. Итак, ребенок имеет право на жизнь, здоровье, гражданство, образование, неприкосновенность личности, отдых, защиту чести и достоинства.

В свою очередь он имеет и обязанности не только перед семьей, но и перед государством.

Уважать права и свободу других граждан, учиться, овладевать навыками необходимыми для дальнейшей жизни, уважать своих родителей, соблюдать законы республики, руководствоваться моральными и этическими принципами.

Читайте по ссылке: Доверенность на вывоз ребенка за границу с бабушкой.

Права и обязанности родителей

Перечень обязанностей у отца и матери несколько шире, чем у несовершеннолетних. Сюда входят следующие обязанности:

  • предоставить защиту ребенку, как физическую, так и моральную;
  • соблюдать закон РФ и правила международных положений и протоколов в области развития несовершеннолетних;
  • обеспечить обучение в школе, училище, техникуме или ВУЗе;
  • любить и уважать своих чад;
  • развивать несовершеннолетнего в соответствии с его возможностями и способностями;
  • обеспечить ему гарантии нормальной жизни;
  • семья обязана играть со своим чадом, обучать малышей в игровой форме;
  • принимать мнение несовершеннолетнего и одобрять его благие стремления.

Перечислять обязанности родителей можно бесконечно. В свою очередь взрослых несовершеннолетние должны уважать, поддерживать и любить.

На официальном сайте уполномоченного в РФ можно посмотреть презентацию о защите прав и интересов несовершеннолетних, скачать брошюры, разъясняющие основные правовые положения малолетних по Конвенции ООН.

На сайте уполномоченного можно обратиться напрямую к уполномоченному или написать письмо президенту РФ.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (2 3,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://classomsk.com/semejnoe-pravo/konvenciya-o-pravax-rebenka-v-rossii.html

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Декларация о правах ребенка 2018 год

Страница обновлена 18.07.2017

Защита прав и достоинства ребенка в семье .

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в

себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание; – на развитие; – на защиту;

– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФдокумент, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании»утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.

5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка  — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения.

Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану  жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

 Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.

6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).

В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая  система дошкольного образования.

Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование.

В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду.

Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г.

, в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место.

В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером.

Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).

У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп.

Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Источник: https://mdou5.edu.yar.ru/o_pravah_rebenka.html

Международный день прав человека

Декларация о правах ребенка 2018 год

2018-12-10T01:29Z

2018-12-10T01:29Z

https://ria.ru/20181210/1547522225.html

https://cdn21.img.ria.ru/images/147419/93/1474199374_0:320:6144:3776_1036x0_80_0_0_56c48dddb391c2399ece18a6b8e78267.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Международный день прав человека (Human Rights Day) ежегодно отмечается 10 декабря. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека – первый универсальный международный акт по правам человека.

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является привлечение внимания «людей во всем мире» к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов. Всеобщая декларация прав человека включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Хотя декларация не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

На ее основе осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека. Ведущей структурой ООН в области прав человека является Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (Управление ООН по правам человека). Путем предоставления технических знаний и опыта и развития потенциала Управление содействует реализации международных стандартов в области прав человека на местах. Оно оказывает поддержку государствам, которые несут первоочередную ответственность за защиту прав человека, в выполнении их обязательств и помогает людям отстаивать их права. С 1 сентября 2018 года пост Верховного комиссара ООН по правам человека занимает Мишель Бачелет. Принятие на Всемирной конференции по правам человека 1993 года Венской декларации и Программы действий, ознаменовало начало новых усилий по защите и поощрению прав человека. Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская хартия о правах человека 1994 года. Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО. В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества. В 1966 году была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году. Среди предыдущих лауреатов — Джимми Картер, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела, Элеонора Рузвельт.В 2013 году лауреатами премии стали пакистанская девушка Малала Юсафзай, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения, мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире, защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук, финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих, марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

Вручение следующей премии пройдет в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 10 декабря 2018 года как часть ежегодного празднования Дня прав человека.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20181210/1547522225.html

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий