Договор экспедиции с физическим лицом

Договор транспортной экспедиции

Договор экспедиции с физическим лицом

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным и исключительно транспортно-вспомогательным договором. Отсюда вытекает его название, которое происходит от латинского

слова expeditio — отправление.В действующем ГК учитывается указанная роль договора транспортной экспедиции, и ее регулированию посвящается отдельная 15 глава (статьи 708- 714).

Договор транспортной экспедиции опосредует посредническую деятельность в особой области перевозочных отношений. Поэтому определить содержание прав и обязанностей сторон в полной мере без учета норм транспортного законодательства невозможно.

Данный договор по своей сути является договором о возмездием оказании услуг. Услуги, выступающие его предметом, четко определяются в содержательной части договора транспортной экспедиции. Правовая форма оказания услуг транспортной экспедиции может быть опосредована использованием элементов договора поручения, либо договора комиссии.

В современных условиях услугами транспортных экспедиторов могут воспользоваться любые субъекты, в том числе заключающие разовые договоры перевозки грузов или багажа, не предназначенных для предпринимательской деятельности.

В условиях социалистической системы хозяйствования он считался неотъемлемым «винтиком» плановой экономики и жестко привязывался к заключаемым договорам перевозки. Кроме того, правовая природа этого договора в гражданско-правовом законодательстве не была соответствующим образом учтена.

Вследствие этого экспедиция могла быть расценена как некий «довесок» прав и обязанностей к договору перевозки.

Договор транспортной экспедиции считается наиболее применимым в случаях, когда количество отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров и самостоятельное выполнение операций, связанных с оформлением перевозки, становится для грузоотправителя (грузополучателя) обременительным и экономически неоправданным.

Следует заметить, что нормы о транспортной экспедиции предоставляют возможность широко разнообразить характер и объем действий, которые специализированный посредник- экспедитор будет обязываться выполнить за клиента. Договор транспортной экспедиции может полностью избавить последнего от необходимости вступать в непосредственные отношения с перевозчиками и связанных с этим проблем.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента- отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Этот договор должен заключаться в письменной форме. Причем законодательство не предусматривает требований к обязательным реквизитам, которые должны содержаться в договоре транспортной экспедиции как в документе.

Отсутствует и специальное указание на последствия несоблюдения требуемой письменной формы. Вследствие этого можно сделать вывод, что в некоторых случаях письменные договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание могут и не заключаться. Связано это с тем, что в соответствии с п.

2 статьи 709 ГК РК отправитель (получатель) груза в случае необходимости выдает доверенность экспедитору. Из нее и будет вытекать факт наличия договорных отношений между определенными субъектами, хотя конечно доверенность не может в полной мере заменить письменный текст договора.

С другой стороны, на практике транспортно-экспедиционные организации будут сами заинтересованы в четкой регламентации прав и обязанностей сторон. Это будет способствовать укреплению их деловой репутации в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

Исходя из этого, можно отметить, что имеются определенные предпосылки для того, чтобы в некоторых случаях договор транспортной экспедиции заключался в письменной форме как договор присоединения.

Договор транспортной экспедиции консенсуальный, взаимный и возмездный договор.

Субъектами (участниками) договора транспортной экспедиции являются сторона- экспедитор и сторона-клиент. Существующая свобода договорных отношений позволяет в обоих качествах выступать как юридическим, так и физическим лицам.

Однако возможность фактического участия в отношениях транспортной экспедиции для клиентов будет зависеть от того, имеется ли у них компетенция по заключению того или иного договора перевозки.

Она в некоторых случаях может отсутствовать.

Например, условиями договора купли-продажи или иного договора, направленного на перемещение товаров (передачу собственности, иных прав на имущество), может быть предусмотрено, что должник (продавец, лизингодатель и т.д.

) должен доставить груз, используя перевозку без услуг транспортной экспедиции, которая может привести к удорожанию товара.

Если в таких случаях должник все-таки заключит договор транспортной экспедиции, то он окажется в роли правонарушителя перед своим первоначальным контрагентом по договору.

Другая вероятность ограничения возможности (способности) лица выступить клиентом по договору транспортной экспедиции будет основана на его особом положении в качестве субъекта гражданско-правовых отношений.

Речь идет, к примеру, о государственных учреждениях, которым могут быть выделены определенные сметные средства на заключение договоров перевозки без возможности пользования услугами транспортной экспедиции.

Не исключено, что заключению договора транспортной экспедиции в качестве клиента могут препятствовать и иные объективные обстоятельства.

Когда мы говорим об участии в договоре в качестве экспедиторов, то мы подразумеваем участие в них субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан » О транспорте в Республике Казахстан» при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан иметь лицензию.

Надо сказать, что указанный закон содержит недостаточно точную формулировку о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности. Она ведь может осуществляться не только перевозчиками, но наряду с ними и иными специализированными субъектами.

Для устранения указанного недостатка, как представляется, необходимо разработать и внести в законодательство отдельные положения о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности. Безусловно, что существующий подход законодателя еще раз демонстрирует тесную взаимосвязь отношений перевозки и транспортно-экспедиционных отношений.

Следует только указать в законодательстве, что и экспедитор наряду с перевозчиком является одним из участников транспортных отношений.

Экспедитор может привлекать к оказанию услуг отдельные специализированные организации (специалистов). Однако из-за этого последние не становятся участниками транспортно-экспедиционных отношений, обязанности по договору несет сам экспедитор. Привлеченные лица будут являться участниками самостоятельных договоров, заключенных ими с экспедитором.

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, касающиеся организации (обеспечения) перевозок. Услуги эти имеют одновременно как фактический, так и юридический характеры.

Как следует из статьи 708 ГК РК, услуги экспедитора заключаются в том, что он совершает ряд действий в пользу клиента для того, чтобы создать правовые предпосылки перевозки груза. Исходя из сказанного, можно заключить, что экспедитор может определить потенциального перевозчика, согласовать предстоящую с его участием перевозку с клиентом.

Экспедитор по поручению клиента может собрать (предоставить) ему представляющую для него интерес информацию о возможных условиях договоров перевозки с участием различных перевозчиков и иные аналогичные действия. Наконец экспедитор может в рамках оказания им услуг заключить договор (договоры) перевозки грузов от имени клиента или от своего имени.

Заключение договора перевозки и будет означать создание вышеупомянутых правовых предпосылок.

Услуги, о которых говорится в легальном определении договора транспортной экспедиции, можно назвать основными, поскольку в ч. 2 п.1 статьи 708 ГК РК говорится о возможности оказания экспедитором дополнительных услуг.

Сразу отметим, на наш взгляд, такое деление услуг (на основные и дополнительные) имеет практическое значение. Те услуги, которые мы относим к основным, характеризуют существо транспортной экспедиции.

Поэтому их оказание является обязательным, и они являются неотъемлемой составляющей предмета транспортной экспедиции. Отсюда будет вытекать представление об обязательных условиях данного договора.

Необходимость в дополнительных услугах может диктоваться упущениями (недостатками) в существующей транспортной инфраструктуре, возникающими непредвиденными ситуациями, например введение требования о получении разрешения на вывоз определенных товаров (прохождение карантинного, радиационного контроля и т.д.).

Закрепление в предмете договора дополнительных услуг может обусловливаться пожеланиями клиента снять с себя любые затруднения, связанные с фактической реализацией договора перевозки.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных или иных формальностей, проверка количества или состояния груза, его погрузка или выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.

Права и обязанности сторон.

Как и в соответствии с любым иным договорным обязательством, должник, в данном случае экспедитор, обязан надлежащим образом выполнить лежащие на нем обязанности по оказанию экспедиционных услуг.

Клиент является должником экспедитора в отношении обязанности оплаты за оказанные ему услуги и иные обязанности, предусмотренные договором, а также непосредственно нормами законодательства.

Рассматривая права и обязанности, следует учесть, что они могут трактоваться расширенно, исходя из применения к транспортной экспедиции в гражданском кодексе отсылочного регулирования.

Так, если экспедитор заключает договор перевозки от имени клиента, то в части неурегулированной нормами главы 35 между ними возникают такие же права и обязанности, как у доверителя и поверенного.

В случаях, когда экспедитор заключает договор перевозки от своего имени к его отношениям с клиентом, также в неурегулированной главой 15 части, применяются нормы о договоре комиссии.

Экспедитор должен заключать договор перевозки в соответствии с указаниями клиента. С согласия отправителя груза экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы отправителя, учитывая при этом интересы отправителя, уровень тарифов и сроки доставки.

Для того, чтобы экспедитор мог надлежащим образом заключить договор перевозки, отправитель (получатель) груза обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором этой своей обязанности.

Экспедитор обязан сообщить отправителю (получателю) груза об обнаруженных недостатках полученной информации, в случае неполноты информации он должен запросить у отправителя (получателя) груза необходимые дополнительные данные.

Если необходимая информация со стороны отправителя (получателя) не предоставляется, экспедитор вправе не приступать к исполнению своих соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

Экспедитор, если из договора транспортной экспедиции не вытекает необходимость личного исполнения им своих обязанностей, вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнение обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности за выполнение договора перед клиентом.

Как и кредиторы (по требованию оплаты) в ряде других гражданско-правовых договоров экспедиторы пользуются правом удержания.

Оно по договору транспортной экспедиции ограничивается лишь обеспечиваемой договором и законом возможностью экспедитора удерживать груз только в связи с невыплатой вознаграждения, которое он должен получить за экспедиционные услуги (статья 712 ГК РК).

Из сказанного следует, что экспедитор не должен (не имеет права) удерживать имущество для того, чтобы принудить клиента к исполнению перед ним обязательства ответственности. Удержание не следует смешивать с обращением взыскания на имущество должника.

Каждая из сторон договора транспортной экспедиции вправе отказаться от договора (его исполнения) предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При этом, сторона односторонне отказавшаяся от исполнения договора, обязана возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Ответственность. Ответственность по договору транспортной экспедиции основывается на общих положениях об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных главой 20 ГК РК.

В статье 713 ГК учитывается тесная взаимосвязь перевозочных и экспедиционных отношений.

Поскольку экспедитор является субъектом предпринимательской деятельности, то соответственно он несет безвиновную ответственность перед клиентом, освобождаясь от ответственности за нарушение своих обязательств, вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных форс-мажорных обстоятельств. Упомянутый учет взаимосвязи экспедиции с перевозочными отношениями применительно к ответственности выражается в том, что в расчет берется и то, что в некоторых случаях нарушение обязательств экспедиции может быть следствием действий не экспедитора, а перевозчика.

Размер ответственности экспедитора перед клиентом в таких случаях не должен превышать размер реального ущерба, причиненного клиенту, то есть размер ответственности перевозчика (п.

2 статьи 713 ГК), но непосредственно ответственным перед клиентом все таки остается экспедитор.

Экспедитор, понесший ответственность вследствие виновных действий перевозчика, приобретет право регрессного требования к нему.

Источник: https://ibrain.kz/grazhdanskoe-pravo-rk/dogovor-transportnoy-ekspedicii

Понятие договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции — это соглашение. по которому одна сторона обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны организовать выполнение или выполнить определенные услуги, которые связаны с перевозкой груза.

В зависимости от того, какую конечную цель преследуют стороны, заключив договор транспортной экспедиции, выделяется несколько видов таких договоров:

  • договор об обеспечении доставки грузов;
  • договор о доставке груза к месту нахождения перевозчика;
  • договор о предоставлении отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Данный договор является двусторонним и возмездным.

Предмет и форма договора

В качестве предмета договора транспортной экспедиции выступают фактические и юридические действия экспедитора, которые составляют транспортно-экспедиционные услуги по организации перевозки грузов. Само содержание данного договора определяет права и обязанности сторон.

Клиент предоставляет экспедитору груз, документы и другую информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Такая информация указывается в поручении экспедитору. Экспедитор проверяет предоставленную ему информацию и документы, сообщает клиенту о недостатках в информации и документах.

Если информации неполная или обнаружена нехватка документов, запрашивает у клиента дополнительные данные.

Затем экспедитор согласовывает поручение и организует или осуществляет перевозку груза.

Вознаграждение экспедитору может быть выплачено не только после перевозки груза и его передачи, но и в виде предварительной оплаты.

Расходы экспедитора в связи с выполнением своих обязанностей возмещаются после того, как будут представлены документы, подтверждающие эти расходы в пределах согласованной сторонами сметы расходов.

Заключение договора транспортной экспедиции производится в письменной форме. Перечень экспедиторских документов, которые подтверждают заключение договора, определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. В соответствии с пунктом 5 указанных Правил таковыми считаются:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Стороны договора транспортной экспедиции

Сторонами договора транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентом может быть любой субъект гражданско-правовых отношений. Однако положения законодательства в определении договора транспортной экспедиции конкретизируют таких субъектов, требуя, чтобы по отношению к экспедируемому грузу они были грузоотправителями или грузополучателями.

Есть случаи, когда клиентами выступают физические лица и приобретают экспедиторские услуги для удовлетворения личных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Тогда отношения по договору транспортной экспедиции применяются к ним в части, не противоречащей ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и положениям Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор представляет собой лицо, которое выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных конкретным договором транспортной экспедиции.

Каких-то специальных требований к таким лицам в законодательстве не содержится.

Сейчас для занятия экспедиторской деятельностью не требуется лицензирования, поэтому она доступна для любого субъекта без специального разрешения.

Однако отдельные операции, которые входят в состав экспедиторских услуг, относятся к числу лицензируемых. Например, погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов на железнодорожном транспорте, в морских портах и на внутреннем водном транспорте.

Договор транспортной экспедиции: важнейшие разделы

Перечислим разделы договора транспортной экспедиции, которые могут содержаться в документе, с пояснением их важности:

  1. Предмет договора. Говорится о предмете договора, а также пунктах отправления и назначения груза, его погрузке, перевозке (а также перевозчике) и выгрузке.
  2. Срок действия договора. Говорится о времени вступления договора в силу и сроке его действия. Указывается время, необходимое для доставки груза в пункт назначения.
  3. Права и обязанности сторон. Подробно описаны права и обязанности клиента и экспедитора. Регламентируются необходимые документы, а также иная информация, необходимая экспедитору для выполнения договора. Прохождение таможенных и иных процедур, уплата пошлин и сборов.
  4. Поручение экспедитору. Обязанность клиента предоставить Поручение экспедитору, в котором указаны исчерпывающие сведения о грузе. В их числе указывается вес, объем, упаковка, маркировка, количество мест, грузополучатель и т. д.
  5. Порядок передачи груза. Говорится о порядке получения груза от клиента, экспедиторской расписке, о времени доставки груза, порядке его разгрузки и передачи грузополучателю, необходимости составления акта приемки.
  6. Вознаграждение экспедитора и возмещение его расходов. Говорится о сумме вознаграждения экспедитора, а также о размере и порядке возмещения его расходов при перевозке груза. Обозначается способ уплаты (наличными или перечислением).
  7. Ответственность сторон. Предусматривается ответственность клиента и экспедитора на разных этапах исполнения договора. Размеры данной ответственности.
  8. Основания и порядок расторжения договора. Рассматриваются различные основания, по которым договор может быть расторгнут по соглашению сторон, а также в одностороннем порядке клиентом и экспедитором.
  9. Разрешение споров из договора. Регламентируется направление сторонами друг другу претензионных писем, порядок и сроки их составления и направления, а также сроки рассмотрения писем сторонами. Разрешение споров в судебном порядке.
  10. Форс-мажор. Освобождение от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств, к которым отнесены: пожары, землетрясения, наводнения, забастовки и т. д.
  11. Прочие условия. В этом разделе говорится о некоторых особенностях исполнения договора, количестве экземпляров составляемого договора.
  12. Список приложений. Указываются необходимые приложения к договору транспортной экспедиции.
  13. Адреса, реквизиты и подписи сторон. 

Права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции

Права и обязанности экспедитора и клиента составляют содержание транспортно-экспедиционного обязательства. обязанность экспедитора заключается в организации выполнения или выполнение услуг, определенных договором транспортной экспедиции. Также в обязанности экспедитора входят:

  • представление клиенту экспедиторских документов во время приема груза, а также оригиналов договоров, которые он заключил от имени клиента согласно договору транспортной экспедиции;
  • информирование клиента о недостатках в полученной от него информации, а если информация неполная — запрос у клиента дополнительных сведений;
  • предоставление по требованию клиента, который приобретает услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, информации о защите прав потребителей.

Экспедитор имеет право:

  1. отступить от указаний клиента, если это совершается в интересах клиента;
  2. в интересах клиента выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность его перевозки разными видами транспорта;
  3. удерживать у себя груз до момента уплаты вознаграждения и возмещения расходов, которые понесены им в интересах клиента;
  4. не начинать исполнение обязанностей, которые предусмотрены договором транспортной экспедиции, до представления клиентом нужных документов;
  5. проверить достоверность представленных клиентом нужных документов.

Обязанности клиента определены законом. В соответствии с которым клиент обязан:

  1. уплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы;
  2. своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию, а также документы, которые необходимы для таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

Клиент имеет следующие права:

  • выбирать вид транспорта и маршрут следования груза;
  • потребовать у экспедитора, если это предусмотрено в договоре транспортной экспедиции, предоставить информацию о ходе перевозки груза;
  • давать экспедитору указания в соответствии с заключенным договором.

Ответственность сторон

Экспедитор может быть привлечен к ответственности, если не сможет доказать, что недостача, повреждение или утрата груза произошла в результате обстоятельств, которые он не мог предотвратить, а их устранение не зависело от него, в следующих размерах:

  • за недостачу или утрату груза, принятого для перевозки с объявлением ценности, в сумме объявленной ценности или ее части, пропорциональной недостающему грузу;
  • за недостачу или утрату груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в сумме документально подтвержденной стоимости груза или недостающей его части;
  • за повреждение груза, принятого для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую снизилась объявленная ценность, а если поврежденный груз невозможно восстановить, в размере объявленной ценности;
  • за повреждение груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в сумме, на которую снизилась реальная стоимость груза, а если поврежденный груз невозможно восстановить, в размере его реальной стоимости.

Ответственность клиента перед экспедитором наступает:

  • при не предоставлении клиентом нужной информации в размере убытков, которые причинены экспедитору;
  • в случае необоснованного отказа клиента от оплаты расходов, которые понес экспедитор, в виде указанных расходов и штрафа в размере 10% от суммы расходов;
  • при несвоевременной уплате вознаграждения экспедитору и возмещения понесенных расходов, в виде неустойки в размере 0,1% от вознаграждения и понесенных расходов за каждый день просрочки.

Порядок расторжения договора транспортной экспедиции

Важной особенностью расторжения данного договора является возможность отказаться от исполнения заключенного договора в одностороннем порядке. Каждая из сторон имеет право отказаться от его исполнения. Однако есть некоторые условия: нужно в разумный срок предупредить об отказе другую сторону и возместить убытки, которые вызваны тем, что расторгается договор транспортной экспедиции.

Источник: https://vseiski.ru/dogovor-transportnoj-ekspedicii.html

§ 6. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК).

Договор транспортной экспедиции является двусторонне обязывающим (взаимным), возмездным и публичным. Последняя из характеристик обусловлена субъектным составом данного договорного правоотношения, одной из сторон которого всегда является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг клиентам — физическим и юридическим лицам для удовлетворения различных, как связанных, так и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, потребностей последних.
Дискуссионен вопрос о том, является договор реальным или консенсуальным. Представляется, что договор транспортной экспедиции является консенсуальным, так как все совершаемые экспедитором юридические и фактические действия осуществляются им во исполнение ранее достигнутого сторонами соглашения об их совершении.Договору транспортной экспедиции, обслуживающему сложный перевозочный процесс, присущи черты различных гражданско-правовых договоров, распространенных в различных сферах предпринимательской деятельности. Так, с одной стороны, данному договору присущи черты таких договоров, как договоры поручения, комиссии и агентирования; с другой стороны, договору транспортной экспедиции присущи черты договоров перевозки, хранения и подряда.Договор неразрывно связан, даже зависим от договора перевозки грузов, в целях организации надлежащего исполнения которого он и заключается. Именно потребность в квалифицированной и оперативной организации перевозки побуждает клиента к заключению договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции может быть заключен как на разовое экспедиционное обслуживание (организация однократной перевозки груза), так и на продолжительный период (например, на один год или пять лет), в течение которого экспедитор обязуется регулярно оказывать клиенту экспедиторские услуги по заявкам последнего.

2. Значение договора в том, что при организации перевозок требуется выбор вида транспорта, перевозчика (или даже нескольких перевозчиков), оптимального маршрута перевозки; погрузка груза в пункте его отправления и выгрузка в пункте назначения и т.д.Грузоотправитель может сам решить все вышеперечисленные вопросы, не прибегая к услугам профессионального экспедитора. Однако далеко не каждый грузоотправитель обладает соответствующими знаниями, деловыми связями, практическим опытом и т.п. Эти, а также ряд иных причин побуждают грузоотправителей обращаться к услугам экспедиторов.

3. Отношения между экспедитором и клиентом в настоящее время регулируются ГК, Законом о транспортно-экспедиционной деятельности и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

К отношениям экспедитора и клиента-потребителя применяется также Закон о защите прав потребителей.

Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются также транспортными уставами и кодексами.

4. Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о предмете данного договора. Цена (размер вознаграждения экспедитора), срок и порядок оказания экспедиционных услуг существенными условиями не являются.
Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора по организации перевозочного процесса, т.е. непосредственно по перевозке груза и предоставлению услуг, связанных с перевозкой. Согласно ст. 801 ГК договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора:- организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;- заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза (непосредственно с перевозчиками), обеспечить отправку и получение груза;- другие обязанности, связанные с перевозкой.Перечисленные обязанности традиционно относят к числу основных обязанностей экспедитора.В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:- получение требующихся для экспорта или импорта документов;- выполнение таможенных и иных формальностей;- проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;- уплата пошлин, сборов и оплата других расходов, возлагаемых на клиента;- хранение груза;- получение груза в пункте назначения;- выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.Стороны самостоятельно согласуют, какие именно услуги (все, большая часть или лишь некоторые) из приведенных выше перечней будут оказываться экспедитором клиенту по договору транспортной экспедиции.

5. В соответствии с п. 1 ст. 802 ГК договор транспортной экспедиции заключается в простой письменной форме.

Заключение договора транспортной экспедиции подтверждают экспедиторские документы, закрытый перечень которых содержится в п. 5 Правил. Так, экспедиторскими документами являются:- поручение экспедитору, определяющее перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;- экспедиторская расписка, выдаваемая клиенту экспедитором и подтверждающая факт получения последним груза для перевозки от клиента либо от указанного им грузоотправителя;- складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

6. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.

Клиентом в договоре транспортной экспедиции может быть любое лицо, обладающее необходимым для заключения указанного договора объемом дееспособности, в том числе и физическое лицо, потребность которого в экспедиторских услугах обусловлена личными, семейными, домашними или иными нуждами, не связанными с осуществлением им предпринимательской деятельности. Клиентом по договору транспортной экспедиции может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель (например, покупатель в договоре поставки).
Экспедитором может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. В качестве экспедитора по договору транспортной экспедиции могут выступать не только специализированные экспедиторские компании, но и транспортные организации и другие перевозчики. В последнем случае экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице.
7. Клиент по договору транспортной экспедиции вправе:— выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;- требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;- давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ст. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

К числу обязанностей клиента, предусмотренных ст. 804 ГК и ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, относятся следующие:

— своевременно предоставить экспедитору информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и т.д.;- своевременно представить экспедитору документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора);- выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей;- уплатить в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, причитающееся экспедитору вознаграждение;- возместить экспедитору понесенные последним в интересах клиента расходы.

8. Экспедитор по договору транспортной экспедиции вправе:

— отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос;- выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента об этих изменениях;- если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов;- не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей;- проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции;- если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Экспедитор обязан:

— оказывать услуги в соответствии с договором;- выдать (при приеме груза) клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;- сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные;- уведомить клиента об отступлении от указаний клиента;- при оказании услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей.

9. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

10. Каждая из сторон договора вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора клиент или экспедитор также уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

11.

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательным является предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. В последнем случае клиент вправе направить иск непосредственно в суд, минуя досудебный (претензионный) этап разрешения спора.

Претензия к экспедитору предъявляется клиентом в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения.

Источник: https://kommentarii.org/2017/grazhdanskoe_pravo_2/page75.html

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Договор экспедиции с физическим лицом

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.

К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции. В чем взаимосвязь двух видов документов и основные отличия, а так же какой именно договор предпочтителен в той или иной ситуации, читайте далее.

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

Договор перевозки заключается между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией (ИП, частным лицом), которое будет перевозить груз (пассажиров) в пункт назначения.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.

Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

При заключении договора транспорта одна сторона, именуемая фрахтовщиком, обязана предоставить другой стороне, называемой фрахтователем, транспортное средство с водителем или экипажем для перевозки пассажиров или груза в пункт назначения. При этом все основные условия устанавливаются по договоренности между сторонами.

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.

В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.

Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.

К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Как прописано в законодательстве

Подробности заключения и исполнения договора перевозки регламентируются главой 40 Гражданского Кодекса, а договор транспортной экспедиции главой 41 этого же документа.

Гражданский Кодекс, как основной документ при заключении различных видов договоров:

  • конкретно определяет понятие каждого документа;
  • регламентирует стороны, которые могут быть участниками договора;
  • подробно описывает права и обязанности сторон, а так же ответственность за неисполнение существенных условий заключенного договора;
  • рассматривает вопросы, связанные с разрешением споров.

В чем общие моменты

Договор перевозки и экспедиторский договор являются:

  • взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
  • возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
  • публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
  • реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.

Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.

Конечная цель заключения обоих видов договоров – это перевозка груза до получателя. Оба документа заключаются на основании письменного заявления заказчика, которому требуется перевести груз (пассажиров).

Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).

Различия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

ФакторДоговор перевозкиДоговор экспедиции
Цель документаОсуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначенияОрганизация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договораПеревозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное времяОказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договораЗаказчик – исполнитель
Договор является основанием для перевозки
Заказчик – посредник – исполнитель
Договор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителяПеревозчик обязан доставить груз в пункт назначения без поврежденийЭкспедитор обязан:
  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Как выбрать и какой заключить договор

Выбор вида договора обуславливается следующими факторами:

  • наличием (отсутствием) у заказчика свободного времени для самостоятельного поиска перевозчика и заключения соответствующего договора. При ограниченном временном интервале целесообразнее обратиться за помощью к профессиональным экспедиторским организациям;
  • наличие в штате организации – заказчика лица, отвечающего за перевозку груза, его погрузку, разгрузку, составление маршрута, сбор документов. При отсутствии квалифицированного сотрудника лучше воспользоваться услугами профессионалов, способных в кратчайшие сроки организовать перевоз груза и сбор документов;
  • категории стоимости. При ограниченном бюджете компании – собственника груза, все вопросы, связанные с перевозкой желательно решать самостоятельно;
  • необходимость в предоставлении дополнительных услуг, оказываемых исключительно экспедиторскими компаниями: сопровождение грузов, представительство на таможне (относится к международным перевозкам), контроль за погрузкой и разгрузкой и так далее.

Договор транспортной экспедиции считается более выгодным, так как при его заключении можно получить целый комплекс услуг, включая непосредственную перевозку груза.

Однако договор перевозки является более конкретным документом, чем договор экспедиции, что значительно снижает риски заказчика перевозки и возможность возникновения споров.

И договор на перевозку груза, и договор транспортной экспедиции требуется заключить, чтобы доставить груз (пассажиров) из пункта отправки в пункт назначения.

Первый документ является более определенным и вызывает наименьшее количество разногласий, так как в договоре четко указываются все основные аспекты.

При заключении второго вида договора следует предельно внимательно отнестись к перечню услуг, оказываемых экспедитором, сроки оказания посреднических услуг и осуществления перевозки и иные существенные факторы. Выбор вида договора является правом собственника груза.

: Виды договоров в транспортной экспедиции.mp4

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://provodim24.ru/otlichija-dogovora-transportnoj-jekspedicii-ot-dogovora-perevozki.html

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий