Договор на оказание услуг по управлению строительством

Пять важных для бухгалтера особенностей договора возмездного оказания услуг

Договор на оказание услуг по управлению строительством

Какие договоры вызывают особенный интерес у контролирующих органов?

Некоторые сделки уже давно стали «красной тряпкой» для проверяющих. Под сомнение часто ставятся договоры по оказанию:

– консалтинговых и маркетинговых услуг с «размытым» предметом договора, который не позволяет с достаточной степенью достоверности проверить их исполнение;

– услуг по управлению предприятием;

– консультационных услуг |*| в сфере производства или управления производством, коммерческой деятельностью, финансами;

– услуг бухгалтерского и налогового учета, по подготовке и сдаче отчетности, постановке и восстановлению бухучета;

– услуг по привлечению финансирования;

– кадрового консалтинга, услуг по предоставлению персонала;

– погрузочно-разгрузочных работ;

– услуг по обслуживанию основных средств (по содержанию и эксплуатации, техническому обслуживанию основных средств, ремонту, мойке окон, уборке, плановым проверкам электрооборудования, абонентскому обслуживанию оргтехники);

– посреднических (агентских, комиссионных) договоров на закупку всего необходимого для основного предприятия или реализацию его товаров (работ, услуг).

* Информация по соблюдению срока выставления электронных счетов-фактур при оказании консультационных услуг  

Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, следует при оформлении договоров оказания услуг учитывать целый ряд особенностей.

Почему важно правильно определить предмет договора

От формулировки предмета договора зависит оформление документов, которые подтверждают выполнение обязательств.

Предмет договора – это услуга, оказываемая исполнителем. Чтобы условие о предмете было согласовано, в договоре перечисляются действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указывается деятельность, которую он обязан осуществить. Таким образом, стороны должны определить перечень (вид) услуг и их объем.

Мнение эксперта

В последнее время в русском языке появилось много заимствованных слов. Это приводит к тому, что в договорах встречаются самые причудливые названия (например, договор аутсорсинга, промоутерское соглашение, договор об оказании коучинговых услуг).

Налоговые органы при решении вопроса о правомерности включения вознаграждения по договорам возмездного оказания услуг в расходы, уменьшающие налог на прибыль, руководствуются прежде всего официальными классификаторами.

Поэтому при составлении договоров и иных первичных документов, оформляемых в развитие договорных отношений, необходимо руководствоваться общепринятым классификатором, а еще лучше – видами услуг, поименованными в Гражданском кодексе (далее – ГК).

При необходимости использования в договоре иностранного названия услуги попробуйте подробно ее описать, найдите аналог в гражданском праве. Так вы подтвердите, что услуга направлена на повышение эффективности основной деятельности организации.

Предметом договора возмездного оказания услуг могут быть следующие виды услуг: медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, маркетинговые |*|, риэлтерские, туристические, юридические, услуги связи, услуги образования и иные услуги.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Главное, чтобы услуги носили нематериальный характер и не подпадали под действие норм, регламентирующих отдельные договоры об оказании услуг (п. 2 ст. 733 ГК).

Например, не может быть предметом договора оказания услуг транспортно-экспедиционная услуга, поскольку этому виду деятельности посвящена глава ГК.

* Информация о том, что учесть при приобретении маркетинговых услуг

Предметом договора могут быть:

– действия исполнителя (отправка и доставка корреспонденции, выполнение операций и лечебно-профилактических процедур при оказании медицинских услуг, представление интересов в суде);

– деятельность исполнителя (анализ бухгалтерской и иной документации юридических лиц и составление заключений в рамках оказания аудиторских услуг; предоставление специальных знаний и сведений при оказании консультационных, информационных услуг; услуги по обучению, обеспечению проезда, проживанию, питанию, проведению экскурсий, походов и организации иных видов отдыха при туристическом обслуживании).

Таким образом, в договоре на оказание услуг важно определить предмет договора и перечень оказываемых услуг. Например, если заключается договор на оказание консультационных услуг, то в нем указывается, по каким темам и в каком объеме будут оказаны данные услуги.

В договоре в качестве вида деятельности указываются название соответствующей услуги и название сферы деятельности, к которой она относится.

Также при необходимости нужно указать место оказания услуг и объекты, на которые направлено их оказание. Согласованный объем услуг поможет избежать спора о стоимости.

Если стороны не определят в договоре объем услуг, предмет договора может быть признан несогласованным.

В чем отличие оказываемой услуги от выполненной работы

Иногда нельзя провести четкую грань между работой и услугой (например, в случае ремонта оборудования). В международной практике работы и услуги объединяются в одну группу деловых услуг.

К договорам выполнения работ во многих случаях применимы правила договора подряда (гл. 37 ГК).

Важно! Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) устанавливает разницу между работами и услугами в целях налогообложения.

Работа – это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц (п. 1 ст. 30 НК).

Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются и потребляются в процессе ее осуществления (п. 2 ст. 30 НК).

Различаются услуги материальные и нематериальные.

Материальные услуги получают объективированное, овеществленное выражение и воплощаются в создании новой вещи, ее перемещении и пр. Результат этих услуг гарантирован лицом, которое их оказывает (например, парикмахерские услуги: определенная прическа, нужный цвет волос при их окраске).

Нематериальные услуги не воплощены в определенном результате, т.е. этот результат не гарантируется. Например, родители желают, чтобы их ребенок поступил в престижное учебное заведение и приглашают для подготовки ребенка к вступительным экзаменам репетитора.

В данном случае результатом, которого желают достичь родители, является поступление в соответствующее учебное заведение. Однако этот результат не охватывается деятельностью исполнителя.

Репетитор предоставляет возможность обучаемому усвоить определенный набор знаний для поступления в вуз, однако он не может гарантировать факт поступления, поскольку результат зависит не только от услугодателя, но и от других факторов, в т.ч. способностей и желания самого ребенка, числа абитуриентов и т.д.

Таким образом, неотъемлемым условием обязательства по оказанию услуг является невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности услугодателя.

При приобретении услуг заказчик заинтересован в совершении исполнителем определенных действий: получить точную юридическую консультацию по определенному вопросу. При заключении договора подряда заказчика интересует материальный результат работ: получить стол на 4 ножках. Поэтому подменять выполнение работ по договору подряда услугами производственного характера неправильно.

При оказании услуг на исполнителе не лежит риск неполучения запланированного результата.

В целях налогообложения реализацией признается:

– по работам – передача результатов выполненных работ одним лицом другому лицу на возмездной основе;

– по услугам – возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу |*|.

* Информация о том, что должен знать бухгалтер, приобретая информационные услуги

Действия сторон, если исполнитель выполняет работу и оказывает услугу одновременно

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре (ст. 391 ГК).

Условия договора определяют стороны, кроме случаев, когда существуют прямые законные предписания.

Мнение эксперта

При составлении и документальном оформлении смешанных договоров учет и оформление отдельных составляющих сделки имеют особенности. Разделите стоимость и порядок оформления исполнения обязательств по каждому из разнородных элементов.

Например, если в договор на оказание консультационных услуг включены информационные услуги с выделением стоимости, то, кроме критериев и порядка сдачи-приемки консультационных услуг, предусмотрите критерии и порядок сдачи-приемки информационных услуг и т.д.

Как определить стоимость услуг

Правила определения цены оказанных по договору услуг установлены п. 1 ст. 735 ГК. В договоре указываются цена услуг или способы ее определения. При отсутствии в договоре возмездного оказания услуг таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 394 ГК.

Мнение эксперта

Реальная цена услуг определяется с учетом ст. 30-1 НК.

Если цена высокая по сравнению с аналогичными услугами других организаций, обоснуйте ее размер (например, дополнительными квалификационными требованиями, спецификой бизнеса или особенностями технологических процессов и т.д.).

Например, понятно, что услуга, оказанная гражданином со средним образованием и 2-недельными курсами бухучета, не может сравниться по стоимости с услугой международной консалтинговой организации.

Важно! Стоимость услуг практически всегда зависит от их объема.

Для согласования объема используются количественные сведения об оказываемых услугах: продолжительность оказания услуг (например, календарный период, за который будет проводиться аудиторская проверка отчетности, количество часов обучения); перечень и количество объектов; количество единиц овеществленного результата услуг (например, документов, составляемых при оказании консультационных услуг); количество получателей услуг (например, посетителей музеев, цирков, театров при оказании услуг в сфере культуры и искусства). Такой показатель также подходит при оказании устных услуг (количество проконсультированных работников заказчика); сложности оказываемых услуг (например, количество задействованных посредников); площадь участка (например, при сборе урожая с земельного участка или санитарной уборке объектов). Объем услуг может быть указан в самом договоре либо в приложении к нему (например, в смете, техническом задании и т.п.).

Нет акта – нет услуги

Договор считается состоявшимся, а услуга оказанной по факту подписания акта (акт приема-передачи оказанных услуг, акт об оказанных услугах). Основные документы для отражения услуг в бухгалтерском и налоговом учете – договор и акт приема-передачи услуг.

Акт доказывает обоснованность произведенных расходов и правильность исчисления налога на прибыль при возникновении спора с налоговыми органами.

Из содержания акта (документа об исполнении услуги) должна прослеживаться связь с деятельностью, направленной на извлечение дохода.

Услуга считается оказанной в момент ее потребления заказчиком. Давать консультацию можно и в устной форме по телефону. Именно в этот момент и происходит потребление услуги. Однако без составления акта доказать факт получения услуг сложно.

Стороны вправе составить акт в произвольной форме с отражением требуемых реквизитов согласно законодательству о бухучете.

Акт приема-передачи результатов услуг (оригинал) подписывают обе стороны договора. Он должен иметь следующие реквизиты:

– ссылку на договор оказания услуг;

– наименование юридических лиц и их представителей в соответствии с учредительными документами;

– дату составления, дату (период) оказания услуг;

– описание услуги (можно сослаться на конкретный пункт договора или соответствующих приложений);

– стоимость услуги;

– наименование должностей лиц, подписавших документ;

– подписи должностных лиц с расшифровкой фамилий и печати сторон (факсимильная подпись не допускается);

– указание на отсутствие претензий заказчика к качеству услуг и согласие с выставленной суммой.

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/pyat-vazhnykh-dlya-bukhgaltera-osobennos

Управление проектом

Договор на оказание услуг по управлению строительством

Законом Республики Казахстан от 28 октября 2015 года № 366-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», опубликованным 30 октября 2015 года, вносятся существенные нововведения в законодательство Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Одним из таких нововведений является появление понятия «управление проектом». Так согласно пп.16-3 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту – ЗРК «Об АГСД»)»:

16-3) управление проектом — деятельность по организации, планированию, координации, контролю за проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объектов согласно заключенным договорам с заказчиком либо инвестором для достижения целей инвестиционного проекта в рамках заданного бюджета и сроков;

Для чего же вводится понятие «управление проектом» в законодательство?

Во-первых, законодатель дополнил понятие «инжиниринговые услуги», теперь оно определяется в статье 1 ЗРК «Об АГСД» так:

50) инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности — комплекс услуг (технический и авторский надзоры, управление проектом), обеспечивающий подготовку и осуществление строительства с целью достижения оптимальных проектных показателей;

Во-вторых, законодатель четко определяет возможность применения такой инжиниринговой услуги как «управление проектом» в статье 65 ЗРК «Об АГСД»:

  1. Для строительства технически сложных объектов, в том числе уникальных объектов строительства и крупных инвестиционных проектов, заказчиком (инвестором) проекта (программы) могут привлекаться инжиниринговые организации по управлению проектом.

Порядок оказания инжиниринговых услуг по управлению проектом строительства объектов и квалификационные требования, предъявляемые организациям, оказывающим услуги по управлению проектом, устанавливаются уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

Таким образом, как мы видим, должны быть разработаны Уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства специальные Правила оказания инжиниринговых услуг по управлению проектом, а также Квалификационные правила организаций, оказывающих такие услуги.

После анализа опубликованных изменений в ЗРК «Об АГСД», становиться понятным, что инжиниринговые услуги по управлению проектом могут осуществлять только юридические лица, хоть это и прямо не прописано в законе.

Юридические лица, осуществляющие инжиниринговые услуги по управлению проектом, подлежат аккредитации, согласно вновь вводимой статьи 32-1 в ЗРК «Об АГСД». Такую аккредитацию будут проводить, согласно пп.17-10 пункта 1 статьи 24 и пп.18-10 пункта 1 статьи 25 ЗРК «Об АГСД», соответствующие подразделения акиматов областей, городов Астана и Алматы.

Разработку и утверждение правил по аккредитации организаций по управлению проектами, а также ведение реестра аккредитованных организаций по управлению проектами будет осуществлять Уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

Нормы об аккредитации, ведению реестра аккредитованных организаций по управлению проектами вступают в силу с 31 января 2016 года (дата опубликования + три месяца).

Также, указанным в начале статьи законом, вносятся изменения в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года, а именно добавляется статья 317-1 «Нарушение законодательства Республики Казахстан при осуществлении инжиниринговых услуг (технический надзор и управление проектом) и экспертных работ (экспертиза проектов и техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений) аккредитованными юридическими лицами»:

  1. Осуществление инжиниринговых услуг (технический надзор и управление проектом) и экспертных работ (экспертиза проектов и техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений) аккредитованными юридическими лицами, имеющими в составе аттестованных экспертов, с нарушением требований законодательства Республики Казахстан и иных нормативных и нормативных правовых актов в области архитектуры, градостроительства и строительства, в том числе:

1) несоответствие выполненных (выполняемых) строительно-монтажных работ утвержденным проектным решениям;

2) выдача положительного заключения экспертизы (экспертной оценки) на проектную (проектно-сметную) документацию, не обеспечивающего устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов;

3) нарушение на стадии реализации проекта, включая качество, сроки, приемку выполненных работ и сдачу объекта в эксплуатацию;

4) выдача заключений по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений, выполненных с нарушением требований утвержденных строительных норм и содержащих недостоверные данные, которые могут повлечь за собой ухудшение эксплуатационных качеств, снижение прочности, устойчивости зданий, строений, их частей или отдельных конструктивных элементов;

5) несоответствие квалификационным требованиям для аккредитованных юридических лиц —

влечет штраф на юридических лиц в размере пятисот месячных расчетных показателей.

  1. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влечет штраф на юридических лиц в размере семисот месячных расчетных показателей с лишением свидетельства об аккредитации.

Данная норма вводится с 31 января 2016 года (дата опубликования + три месяца).

С полным текстом данного документа можно ознакомиться здесь.

PS. В настоящее время (конец февраля 2016 года) до сих пор не осуществляется аккредитация юридических лиц, осуществляющих инжиниринговые услуги по управлению проектом — так как не введен в действие Стандарт этой государственной услуги и ее регламент. Ответ Министра Досаева Е.А. по данной теме здесь.

Также материалы по данной теме:

Статья на сайте о Правилах по аккредитации организаций по управлению проектами в области архитектуры, градостроительства и строительства.

Статья на сайте об Стандарте государственной услуги по аккредитации организация по управлению проектами

Реестр аккредитованных компаний по управлению проектами

Источник: http://zhobalau.kz/inzhiniringovye-uslugi/upravlenie-proektom

Все по одной теме Договорные отношения в строительстве: виды договоров Автор Аналитическая редакция АПС «Бизнес-Инфо»

Договор на оказание услуг по управлению строительством

В предлагаемой подборке «Договорные отношения в строительстве: виды договоров» собраны образцы договоров, наиболее часто применяемые в хозяйственной деятельности строительной организации.

Редакция АПС «Бизнес-Инфо» будет следить за изменениями в заявленной теме. Подборка будет регулярно пополняться новыми материалами и поддерживаться в актуальном состоянии.

1. Договор строительного подряда

Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию капитального строения (здания, сооружения) или иного объекта, а также на выполнение строительных и иных специальных монтажных работ.

Подрядчиком в строительной деятельности не может быть физическое лицо.

Привлечение физического лица для выполнения строительных работ возможно только в рамках трудового законодательства.

С 2 июля 2016 г.

подрядчиком в строительной деятельности признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности (абзац 24 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон № 300-З) в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З).

Поскольку определения терминов «заказчик» и «подрядчик» даны в Законе № 300-З, а п.3 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.

1998 № 1450, предусмотрено, что для целей Правил № 1450 используются термины и их определения в значениях, установленных Законом № 300-З, то из Правил № 1450 исключен п.

4, которым было закреплено, что заказчиками и подрядчиками (генеральными подрядчиками, субподрядчиками) могут быть юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) Республики Беларусь, других государств. Иными словами, физическое лицо подрядчиком в строительстве выступать не может.

Основными нормативными актами, регулирующими отношения сторон при заключении и исполнении договора строительного подряда, являются:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК);

• Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон № 300-З);

• Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила № 1450).

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену (п.1 ст.696 ГК).

СправочноЗаказчик в строительной деятельности — юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора (абзац 12 ст.1 Закона № 300-З).Генеральный подрядчик — подрядчик, привлекающий по договорам для выполнения отдельных своих обязательств других лиц (абзац 3 п.3 Правил № 1450).Подрядчик в строительной деятельности — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности (абзац 24 ст.1 Закона № 300-З).Субподрядчик — лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор о выполнении отдельных видов строительных работ (абзац 9 п.3 Правил № 1450).

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст.402 ГК).

К существенным условиям договора относятся:

• предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы);

• указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков;

• сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки);

• договорная (контрактная) цена или способ ее определения;

• порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров;

• порядок расчетов за выполненные строительные работы;

• источники и объемы финансирования по каждому из источников, в том числе с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год;

• ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;

• обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора;

• форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством.

Договор строительного подряда заключается:
при наличии у заказчика:а) разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию объекта, выданной местным исполнительным и распорядительным органом в установленном порядке (кроме объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется или договором предусматривается строительство объекта под ключ)
Разрешительная документация на строительство включает:1) при предоставлении земельного участка в случае, если необходимо предварительное согласование места его размещения в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667:- акт выбора места размещения земельного участка;- архитектурно-планировочное задание;- технические условия;- технические требования;- решение местного исполнительного и распорядительного органа (далее — исполком) об изъятии и предоставлении земельного участка;- решение исполкома о разрешении строительства объекта; 2) при предоставлении земельного участка в случае, если не требуется предварительное согласование места его размещения в соответствии с вышеназванным Положением:2.1) в случае предоставления земельного участка без проведения аукциона:- решение исполкома или администрации свободной экономической зоны (если это право делегировано соответствующими областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения) и районными исполнительными комитетами) об изъятии и предоставлении земельного участка;- решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта;- архитектурно-планировочное задание;- технические условия;- технические требования;2.2) в случае получения земельного участка по результатам проведения аукциона:- решение исполкома об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона;- решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта;- градостроительный паспорт;3) при возведении, реконструкции, реставрации на предоставленном земельном участке:- решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта;- архитектурно-планировочное задание;- технические условия;- технические требования; 4) при сносе:4.1) неиспользуемых объектов:- решение исполкома о разрешении сноса объекта с указанием в таком решении необходимости разработки проектной документации;- согласование исполкомом порядка, способа сноса неиспользуемого объекта, порядка обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта, и порядка восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот;4.2) иных объектов — решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, сноса объекта, включающее информацию об отключении объекта от инженерной инфраструктуры;5) при благоустройстве на землях общего пользования — решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта, включающее требования к архитектурно-пространственным характеристикам объекта и информации о подключении к объектам инженерной инфраструктуры;6) при возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке:- решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта;- градостроительный паспорт либо архитектурно-планировочное задание и технические условия. Решение о разработке градостроительного паспорта либо архитектурно-планировочного задания и технических условий принимается гражданином и указывается в заявлении, подаваемом в исполком (п.4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223)
б) выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, на котором будет осуществляться строительство, выданной не ранее чем за 30 дней до даты заключения договора
в) проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, прошедшей государственную экспертизу в случаях и порядке, установленных законодательством, и утвержденной в установленном порядке, если обязанность по обеспечению проектной документацией не возлагается договором на подрядчика
г) протокола о результатах проведения подрядных торгов и выбора их победителя, если проведение подрядных торгов является обязательным
д) документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством (подп.8.1 п.8 Правил № 1450)
Право осуществлять деятельность в области строительства подтверждается наличием аттестата соответствия.Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам для получения аттестатов соответствия первой — четвертой категории, установлены в приложении 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 (далее — приложение 1). Обратите внимание!С 28 февраля 2018 г. ни при каких работах аттестат соответствия на выполнение функций заказчика не нужен (см. перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252))
при наличии у подрядчика:а) документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством
Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам, выполняющим функции:1) генерального подрядчика объектов первого — четвертого классов сложности со стоимостью строительства свыше 5 тыс. базовых величин по:- строительству зданий и сооружений;- строительству инженерной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, магистральной инженерной инфраструктуры; 2) подрядчика (кроме генподрядчика), субподрядчика при строительстве объектов первого — четвертого классов сложности установлены в пп.6, 7 приложения 1
б) в штате аттестованных специалистов (подп.8.2 п.8 Правил № 1450)
Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.Перечень подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, критерии их допуска к аттестации по ее специализациям, установленный постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2014 № 15
СправочноПодборка «Договор строительного подряда: заключение, исполнение, изменение и расторжение» поможет вам найти все ответы по указанной теме.

Дополнительно по теме:

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=298246

Инженерные услуги в строительстве

Договор на оказание услуг по управлению строительством

К организациям, оказывающим инженерные услуги в строительстве, относятся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, привлекаемые заказчиком, застройщиком для оказания инженерных услуг в строительстве в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание инженерных услуг .

Порядок оказания инженерных услуг регулируется, в частности:

В материале рассмотрены отдельные ситуации, связанные с оказанием инженерных услуг.

Что относится к инженерным услугам в строительстве?

К инженерным услугам в строительстве относятся консультирование по вопросам проектирования и строительства и выполнение определенных договором функций заказчика, застройщика по осуществлению организационно-технических мероприятий, включающих, в частности:

— подготовку документов, необходимых для получения земельных участков;

— сбор исходных данных, необходимых для составления проектной документации, разрешительной документации;

— выбор подрядчиков, поставщиков товаров;

— подготовку проектов договоров;

— технический надзор с правом принятия решений от имени заказчика, застройщика во взаимоотношениях с подрядчиком;

— заключение договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, строительного подряда, иных договоров;

— организацию приемки объекта в эксплуатацию;

— иные услуги, необходимые для осуществления строительной деятельности .

Конкретный перечень инженерных услуг устанавливается договором на оказание инженерных услуг, заключенным с заказчиком, застройщиком .

Требуется ли согласие подрядчика на заключение договора заказчиком с инженерной организацией?

Отношения между заказчиком, застройщиком и инженером (инженерной организацией) регулируются договором на оказание инженерных услуг. Согласия подрядчиков на заключение такого договора не требуется .

Какие обязательные условия должен содержать договор на оказание инженерных услуг?

Договор на оказание инженерных услуг должен содержать следующие обязательные условия:

— наименование сторон и их реквизиты;

— предмет договора с указанием функций инженера (инженерной организации);

— права и обязанности сторон;

— договорную цену услуг;

— порядок расчетов;

— источники финансирования (в пределах норм затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом (по объектам текущего ремонта на выполнение функций технического надзора — локальным сметным расчетом), а также возможность дополнительного финансирования инженерных услуг, предусмотренных договором, за счет средств заказчика сверх предусмотренных норм затрат);

— ответственность сторон;

— порядок сдачи-приемки оказанных услуг;

— условия обеспечения деятельности инженера (инженерной организации);

— срок действия договора.

Каждая сторона вправе внести предложения о включении в договор других условий .

При этом необходимо учитывать, что заключаемый договор на оказание инженерных услуг должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством .

Относится ли у заказчика, застройщика стоимость приобретенных инженерных услуг на стоимость объектов строительства?

Порядок формирования стоимости объекта строительства регулируется Инструкцией N 10.

Так, затраты, понесенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в бухгалтерском учете подразделяются на затраты, увеличивающие стоимость объекта учета (учтенные и не учтенные сводным сметным расчетом стоимости строительства), и затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета .

В перечень затрат, увеличивающих стоимость строительства, как затраты, не учитываемые сводным сметным расчетом стоимости строительства, включена в том числе стоимость инженерных услуг .

Как в бухгалтерском учете распределяются затраты по оказанным инженерным услугам между объектами строительства?

Стоимость прочих работ и затрат, являющихся составной частью технологической структуры затрат по строительству, учитывается в период строительства в целом по стройке без распределения по объектам строительства. По окончании строительства эти затраты на основании расчетов распределяются между отдельными объектами учета .

К прочим работам и затратам относятся в том числе затраты на оплату услуг инженерной организации, авторского и технического надзора и другие косвенные затраты .

Заказчик, застройщик вправе учесть отдельные виды прочих работ и затрат в составе прямых затрат по объекту учета, если из первичных учетных документов, подтверждающих произведенные расходы, следует их прямая связь с конкретным объектом учета .

После приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию в бухгалтерском учете формируется стоимость объекта (каждой части объекта) и стоимость оборудования путем суммирования прямых и косвенных затрат (доли косвенных затрат).

Доля косвенных затрат, включаемых в стоимость каждой части объекта и в стоимость оборудования, определяется на основании коэффициента, рассчитанного как отношение суммы прямых затрат по части объекта и оборудования ко всей сумме прямых затрат по объекту.

При этом расчет может быть произведен на основании:

— данных сводного сметного расчета (сметы) в базисных или текущих ценах;

— аналитических данных бухгалтерского учета .

На основании какого первичного учетного документа и на каких счетах отражается стоимость инженерных услуг в бухучете у заказчика?

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом .

В качестве первичного учетного документа, подтверждающего факт оказания инженерных услуг, может быть использован акт об оказании услуг, акт приема-передачи оказанных услуг и т.п.

Поскольку утвержденная типовая форма акта на оказание услуг отсутствует, его форму организации-исполнители разрабатывают самостоятельно .

Перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в акте об оказании услуг, определен п. 2 ст. 10 Закона N 57-З.

Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) .

Бухгалтерский учет незавершенного строительства независимо от способа строительства ведется на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» на основании первичных учетных документов по фактическим затратам нарастающим итогом с даты начала строительства до даты приемки объекта (части объекта) в эксплуатацию .

До даты приемки объекта (части объекта) в эксплуатацию затраты, учтенные на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» и увеличивающие стоимость объекта (части объекта), составляют в бухгалтерском учете стоимость незавершенного строительства .

Как в бухгалтерском учете отражаются инженерные услуги, оказанные до начала строительства?

Затраты, понесенные заказчиком, застройщиком до начала строительства, учитываются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов». С даты начала строительства понесенные затраты включаются в состав затрат по незавершенному строительству и отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» и кредиту счета 97 «Расходы будущих периодов» .

Датой начала строительства является дата, указанная в договоре строительного подряда согласно Правилам N 1450 или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами .

Таким образом, до даты начала строительства стоимость инженерных услуг учитывается на счете 97 «Расходы будущих периодов», а с даты начала строительства списывается с кредита счета 97 «Расходы будущих периодов» в дебет счета 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Можно ли отнести стоимость инженерных услуг на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и учесть при налогообложении прибыли?

Инженерные услуги входят в перечень затрат, увеличивающих стоимость строительства, и учитываются при формировании стоимости объекта строительства. Соответственно, не могут быть отнесены к затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав .

Затраты, включенные в первоначальную стоимость основного средства, не учитываются при исчислении налога на прибыль .

Первоначальная стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности и находящихся в эксплуатации, погашается путем начисления амортизации и включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли .

Можно ли перевыставить стоимость инженерных услуг подрядчику и НДС по ним в части услуг, касающихся организации работы подрядчика на стройплощадке (организация инженерного обустройства строительной площадки, процесса взаимодействия участников строительства, консультирование подрядчика и т.п.)?

Сторонами договора на оказание инженерных услуг являются заказчик, застройщик и инженер (инженерная организация) .

Предмет договора на оказание инженерных услуг — консультирование по вопросам проектирования и строительства, а также выполнение определенных договором функций заказчика, застройщика, за исключением функций, которые не подлежат передаче инженеру (инженерной организации) в соответствии с законодательством .

Инженерная организация по договору с заказчиком, застройщиком может осуществлять комплексное управление строительной деятельностью, при котором инженерные услуги охватывают все стадии строительной деятельности, с обязательным осуществлением технического надзора с правом принятия решений от имени заказчика, застройщика во взаимоотношениях с подрядчиком, иными участниками строительной деятельности .

В случае осуществления комплексного управления строительной деятельностью инженерная организация может выполнять, в частности:

— организацию инженерного обустройства строительной площадки, в том числе энергоносителями, связью;

— координацию деятельности участников строительной деятельности, организацию производственных совещаний на объекте строительства, подготовку итоговых протоколов и их рассылку участникам строительной деятельности и т.д. .

Таким образом, затраты инженерной организации в части организации работы подрядчика на стройплощадке являются частью ее обязанностей, предусмотренных договором оказания инженерных услуг. Соответственно, для перевыставления указанных затрат подрядчику оснований не имеется.

Кроме того, следует учитывать, что у инженерной организации отсутствуют договорные отношения с подрядчиком.

Какие функции заказчика не подлежат передаче инженерной организации?

Не подлежат передаче инженерной организации следующие функции заказчика:

— принятие решения о строительстве объекта;

— утверждение проектной документации;

— обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;

— принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;

— утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию .

Источник: https://ilex.by/inzhenernye-uslugi-v-stroitelstve/

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий