Как написать письмо клинописью

Текст к ЦОРу № 52 «Письменные источники»

Как написать письмо клинописью

Около пяти с половиной тысяч летназад люди в некоторых странах изобрели письменность и научились писать. Они описали происходившие при них события, рассказали о выдающихся людях своего времени и записали мно­гое другое. Эти люди оставили о своей жизни более богатуюи полную память, чем те, у которых не было письменности.Записи древних людей называются письменными памятниками.

 К письменным источникам относятся надписи на металле, камне, коже, на ткани, дереве. А для близкого к нам времени к письменным источникам относятся также газеты и журналы. Древнейшие письменные памятники появились около пяти с половиной тысяч лет назад.

Чём далее в глубь веков заглядывает историк, тем большие трудности он испытывает в использовании исторических источ­ников. Эти трудности вызваны не только недостаточным коли­чеством источников, но и сложностью их понимания. Многие надписи сохранились в неполном виде и на языках, на которых никто теперь не говорит и не пишет.

Чтобы разобраться в древних письменах, требуется вдумчивая, кропотливая работа многих ученых.

Письменность в Древнем Египте

На Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из этих стран расположена на берегах Евфрата и Тигра и называется Двуречье — о ней речь впереди; другая страна — это Египет.

Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад.

Знаний у египтян накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать другим. Это привело к изобретению письма. Первыми знаками для письма были рисун­ки (их называют иероглифами).

Каким, например, рисунком егип­тяне передавали слово «солнце»? Какими рисунками глаголы «бить», «идти»? На первый взгляд овладеть египетским письмом легко и просто: что нарисовано, то данный иероглиф и означает.

Но на самом деле научиться грамоте в Египте было очень трудно.

— Сколько букв в русской азбуке? В древнеегипетском письме было более 750 иероглифов. Одни знаки обозначали целое слово, другие отдельный соглас­ный звук, совсем как в русской азбуке (например, звуки «д», «р», «с»).

Были двусогласные иероглифы, которые передавали сочетание двух соглас­ных (например, «вы», «км»).

Были и трехсогласные знаки — иероглифы, которые передавали сочетание трех согласных, например «нфр»: по-русски надо написать три буквы, чтобы передать эти звуки, а по-древнеегипетски достаточен один иероглиф.

Особенность египетского письма состояла в том, что гласные при письме не обозначались. Поэтому мы не знаем, как надо точно произносить имена, например имя знаменитого фараона-завое­вателя: Тутмос, или Тотмес, или Тутмес.

Была еще одна группа иероглифов, которая не произносилась при чтении: то были знаки-определители. Например, иероглиф, изображающий сидящую женщину, указывал на то, что в тексте идет речь о женщинах.

Иероглиф, изо­бражающий колодец, подсказывал читающему, что в тексте говорится что-то об источниках, или о прудах, или о колодцах и т. п.

Египетский текст можно было правильно прочитать (вспомните, что в нем отсутствовали гласные) только с по­мощью определителей.

Постепенно начертание иероглифов изменялось, они перестали походить на рисунки.

Основным материалом для письма был папирус.

Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболоч­ку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. По­лоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примы­кала к другой.

Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже по­перек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тя­жесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой вес полоски.

Неровности по краям обрезали — получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не рас­плывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности.

В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу '.

Папирус — ломкий материал, его нельзя складывать, как скла­дываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы па­пируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в труб­ки (свитки).

Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»— новая строка, с которой начинается текст).       

Клинопись

Народы Месопотамии создали богатую культуру. Одним из величайших культурных достижений явилась письмен­ность. Создание письменности способствовало развитию науки и искусства. Творцами письменности были шумеры. Древнейшее письмо было рисуночным. Трудность передачи рисунком отвле­ченных понятий вызвала замену рисуночного письма клинописью.

Значки, состоящие из клиньев, стали обозначать не только отдельные сло­ва, но и слоги. Клинописная система письма была сложной и громоздкой. Один и тот же клинописный знак имел до десятка различных значений, всего же знаков было свыше 600.

Однако, несмотря на все неудобства, клинопись для своего времени имела большое значение и оказала влияние на развитие пись­менности народов Востока. Из клино­писи вышли алфавитные системы письма. Клинописью писали на глине, имев­шейся в изобилии в Месопотамии.

Обожженные таблички из глины лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий мате­риал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятни­ков. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек.

Древнейший алфавит

Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! Финикийцы познакомились с клинописью, она им так­же показалась сложной. Тогда финикийцы создали соб­ственное письмо — древнейший в мире алфавит: в нем всего 22 буквы.

 Каждая буква обозначает не целое слово и не слог, а от­дельный звук. Вот, например, буква, которая называется «гимель». В переводе на русский «гимель» означает верблюд.

Похо­жа ли буква на это животное? А на верблюжий горб? Буква «гимель» передает только один звук «г» (тот, с которого начинается слово «гимель»)… Это буква «м», она называется «мем», по-финикийски— вода.

Похожа ли буква «мем» па воду?..

Особенности финикийского алфавита. Меловой рисунок          треугольник не очень похож на Дверь. Но,может быть, надо представить себе, что это вход в шатер? Тогда, действительно, похоже. Запом­нить 22 буквы нетрудно, каждая изображает какой-то предмет и означает тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.

Все финикийские буквы — согласные, гласные звуки при письме пропускались. Вот как финикийцы написали бы русское слово «дом». Какой гласный звук пропущен?.. Но, возможно, эти две буквы означают не дом, а дым. Отсутствие гласных букв затрудняло чтение.

Руническая древнетюркская письменность

В давние времена тюрки изобрели свой алфавит, в котором звуки языка изображались черточками в виде не­больших клиньев, весьма похожих на следы птиц на снегу. Такое письмо на­зывается «клинопись».

И поскольку в древности не было бумаги, наши предки писали своей «клинописью» на серебря­ной посуде, на деревянных пластинах, на больших ровных каменных глыбах. Лучше всего сохранились надписи на ка­менных глыбах.

Они были обнаружены в долинах сибирских рек Орхон и Енисей, поэтому ученые называют их Орхоно-Енисейскими памятниками древней тюркской письменности.

В середине первого тысячелетия в до­линах этих рек существовали древние го­сударства — Тюркские каганаты, во главе которых стояли вожди — каганы. Создан­ные в VI — IX веках в период существова­ния Тюркских каганатов клинописные надписи — самые древние известные миру значительные произведения древнетюркской литературы.

Поэмы в камне рассказывают о жизни и борьбе крупнейших тюркских военачаль­ников и правителей: Кулъ-тегине и Билъге-кагане, и о мудреце Тоньюкуке.

Всего известных нам записей три. «Малая надпись», скорее всего, продикто­вана самим Бильге-каганом, а выбил ее на камне ученый-писец Иоллык-тегин. «Боль­шая надпись» продиктована самим Бильге-каганом и посвящена его младшему брату — Куль-тегину. И третья надпись — «Слово мудрого Тоньюкука» — сочинена им самим.

Орхоно-Енисейские надписи были най­дены в XVIII веке, тогда и началось их изучение. Впервые древнетюркское руни­ческое письмо (очень похожее на казахские тамги-символы) в 1893 году прочел дат­ский лингвист Вильгельм Томсен.

Источник: http://e-history.kz/media/scorm/5/text/text.htm

Урок 3. КЛ�НОП�СЬ

Как написать письмо клинописью

Цель

Познакомить детей с письменностью древней страны Шумер.

Оборудование урока

Для учащихся: пластилин и хорошо отточенный карандаш.

Для учителя: «Атлас Древнего мира», «Календарь» («Слово», 2001), ксерокопии (клинописные знаки) для каждого ученика.

Методические рекомендации

На доске нарисовать несколько рисунков:

  • птица (нарисовать контуры птицы);
  • ходить (нарисовать РЅРѕРіРё РІ движении);
  • РґРѕРј (нарисовать квадрат Рё треугольную крышу);
  • стоять (нарисовать РЅРѕРіРё РІ состоянии РїРѕРєРѕСЏ).

Раздать ксерокопии детям, чтобы они видели, что такое клинопись. Показать детям книгу «Атлас Древнего мира» и рассказать о шумерах.

�нформация для учителя

Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно.

Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив.

Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия). «В древности это был цветущий край.

�сторик Геродот рассказывал, что видел страну, изрезанную многочисленными широкими каналами. Что хлеб родился большой, что колосья пшеницы были шириной в четыре пальца».

А географ Страбон, побывавший в Месопотамии позже Геродота, писал: «Страна эта производит ячмень в таком количестве, как никакая другая, так как уверяют, что ячмень здесь родится сам-триста. Все остальное дается пальмой, именно из нее приготавливают хлеб, вино, уксус, мед, муку и всякого рода плетеные сосуды. Орехи пальмовые служат для кузнецов вместо углей, а, будучи размягчены, дают корм для скота. Есть даже какая-то персидская песня, в которой насчитывается 360 употреблений пальмы».

После этого покажите книгу «Календарь», в которой есть и шумерский вариант календаря.

Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели – шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива.

Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом. Такие статуи были найдены.

Почти одновременно с шумерами в северной части долины, где Тигр и Евфрат сходятся ближе всего, поселились степные кочевники аккадцы.

Северная область получила название Аккад. Аккадцы не были похожи на шумеров, это были высокие стройные люди с длинными волосами и черной курчавой бородой.

�х язык принадлежал к семитическим, т.е. был родственен древнееврейскому, финикийскому и арабскому.

Можно использовать «Атлас Древнего мира», где показано расселение этих народов.

Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек.

В большей части долины – вечная засуха.
В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди.

� после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню.

Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары.

А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумеров составлять календари сельских работ.

Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства.

В каждом городе был свой правитель – «патеси», или «энси».

Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.

Р’ Шумере Рё Аккаде камня Рё дерева было мало, зато было РјРЅРѕРіРѕ глины. Р�Р· глины делали РІСЃРµ: строили РґРѕРјР°, изготавливали РїРѕСЃСѓРґСѓ, зернотерки, игрушки, СЃРѕСЃСѓРґС‹… Писали тоже РЅР° глиняных табличках.

? Как использовали глину у нас на Руси?

�з глины шумеры делали лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце «писали».

Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире.

А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.

Клинопись – писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.

Теперь обратитесь к детям, чтобы они достали из пенала карандаш и пластилин.

Дети разомнут пластилин, сделают круглую или квадратную лепешку.

Острым концом карандаша надо нажать на пластилин, чтобы остались следы – клинья.

Можно написать буквы клинышками. Вот так выглядели глиняные таблички. Теперь о знаках письменных.

Клинопись

Первоначально это были простые рисунки.

Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография. Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. � стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.

По-шумерски:

  • стоять – «губ»;
  • ходить – «ду»;
  • приносить – «тум».

Рисунком ног можно было выразить не только понятия «стоять», «ходить», «приносить», но и слоги «губ», «ду», «тум». Помогло то, что в шумерском языке много односложных слов.

Теперь можно было ставить знаки по порядку и написать любое слово. Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно.

Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот.

Специальные учебники – «силлабарии» содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения и списки грамматических форм.

Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.

В конце урока попросите детей написать в тетрадках свои имена клиньями.

Язык – важнейшее орудие общения людей между собой. Необходимость общения была основой для возникновения языка.

Письменность – это система закрепления на материале звуков речи и слов при помощи условных знаков.

Письменность появляется тогда, когда для общения уже недостаточно передачи мыслей посредством языка, когда возникает потребность закрепить эти мысли на продолжительное время.

�зобретение письменности является одним из важнейших этапов в истории цивилизации. О письменности часто говорят, что она знаменует начало истории.

Это объясняется тем, что письменность позволяет людям, записывая информацию, сохранять знания о своем прошлом.

Письменность возникает почти у всех народов на ранних ступенях культурного развития.

Некоторые системы закрепления мысли не были связаны с начертательными знаками.

Мысли передавались при помощи узелков на шнурах или раковинах, нанизанных на веревку.

Потребность в письме появилась очень рано. Она была вызвана необходимостью вести учет, при мене, при разделе добычи на охоте.

Первые шаги к созданию письменности были, по всей вероятности, сделаны в Шумере в период между 4 000 и 3 000 годами до н.э. Новые города росли быстро, и возникла необходимость в записи многих сведений.

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным.

Далеко не сразу появились те системы письма, которые существуют в наше время.

�ногда люди вместо писем посылали друг другу различные предметы. (Геродот).

Источник: https://lib.1september.ru/2004/13/7.htm

Иероглифы, рисунки, клинопись..

Как написать письмо клинописью

Изучение темы «Письменность Древнего Востока» на уроках истории в 5-м классе. Материал прислан на сайт фестиваля «Открытый урок».

При изучении истории Древнего Востока в курсе «История Древнего мира» учитель сталкивается с необходимостью объяснения основ письменности древневосточных государств. Сама по себе эта тема достаточно сложна для понимания учениками 5-го класса, да и учителя в большинстве случаев не сильны в этом вопросе.

Обычно они ограничиваются кратким рассказом, основанным на иллюстрациях из учебника, вписывая эту тему в раздел «Культура Древнего Востока». Еще одной проблемой является то, что в учебнике эта тема рассматривается не в целом, а по мере изучения отдельных регионов Древнего мира.

Таким образом, у учащихсясоздается довольно поверхностное представление о письменности в некоторых государствах Древнего Востока и, как правило, отсутствует целостное представление о ней для изучаемой эпохи.
Однако, на наш взгляд, эта сложная тема может быть изучена на уроке в увлекательной для школьников форме.

Целью данной статьи является разработка заявленной нами темы для урока истории в 5-м классе, который целесообразно проводить после изучения всего раздела «История Древнего Востока». Разработка содержит как материал для учителя, так и задания и иллюстрации для школьников.

Данный урок предполагает изучение письменности трех великих держав Древнего Востока — Египта (иероглифика), Месопотамии (клинопись) и Хеттского царства (рисуночное письмо). На примере этих государств школьники имеют возможность рассмотреть три основные системы письменности.

При этом неохваченной остается только алфавитная система письма (финикийское письмо), но с ней школьники знакомы на примере родного языка.

Важной особенностью данной разработки урока является то, что, познавая особенности той или иной системы письменности, школьники выступают в роли «дешифровщиков», не только зарисовывая те или иные значки, но и понимая их особенность и значение.

Они могут попытаться написать простые фразы на том или ином языке и даже придумать свой язык, соответствующий всем нормам той или иной системы письменности. При этом у школьников создается яркий образ письма в государствах Древнего Востока, а сами они при помощи учителя выступают активными участниками дешифровки древних памятников письменности.

Письменность Древнего Египта
(иероглифика)

Египетский язык, один из самых древних языков человечества, возник на рубеже IV—III тыс. до н.э. и в измененном виде существует до сих пор. Хотя в наше время его используют лишь немногочисленные коптские общины.

Язык Древнего Египта достаточно сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была прерогатива знатных людей, и прежде всего фараона, жрецов и, конечно, писцов. На протяжении всей своей истории он прошел несколько этапов формирования: иероглифика, скоропись, коптский период.

В данном случае мы рассматриваем только иероглифику как классический язык Древнего Египта, характерный для III—II тыс. до н.э. Алфавита как такового в Египте не существовало, а все иероглифы можно разделить на четыре группы:

1. Иероглифы-буквы (фонетические знаки), которые похожи на буквы любого современного алфавита, но вместе с тем, часть из них еще являлись и местоимениями.

2.  Иероглифы-слоги — это один иероглиф, обозначающий сразу несколько букв, т.е. слог.

3.  Иероглифы-слова — один или группа таких иероглифов обозначали слово, произношение которого не всегда совпадало с суммой звуков, которые обозначали иероглифы.

Рассматривая с учениками иероглифы этой группы, учитель может предложить им найти иероглифы-буквы.
4. Иероглифы определения (детерминативы) — эти иероглифы буквально означают то, что они изображают. Эти значки ставились после того слова, которое они поясняли. Рисуя эти иероглифы на доске, учитель может предложить школьникам самим отгадать их значение.

После того как рассмотрены основные группы иероглифов, учитель может предложить ученикам «перевести» простые предложения с египетского языка, смотря значение некоторых слов в предыдущих рисунках. [Перевод: а) слушаешь ты совет ее; б) идет осел домой.] В данном разделе излишне, на наш взгляд, говорить о папирусе, так как это достаточно известный материал.

Месопотамия
(клинопись)

Клинопись по сравнению с египетскими иероглифами кажется значительно менее яркой и выразительной, к тому же, однажды выйдя из употребления, она вскоре была забыта. Вместе с тем ее значение для Древнего Востока очень часто недооценивается. Дело в том, что клинопись фактически являлась международным языком, как английский в наши дни.

Практически все международные договоры обязательно переводились на шумерский язык (на один из его диалектов).

Таким образом, клинопись на Древнем Востоке была распространена гораздо шире, чем иероглифы, к тому же если последние считались «божественными» символами, то к клинописи это не относилось, а значит, она была доступна любому человеку, независимо от его этнического и социального происхождения.
Материалом для письма в Вавилоне были глиняные таблички — таблетки.

Каким бы неудобным материалом для письма они нам ни казались, именно глиняная таблетка (а не папирус, пергамент и пр.) распространилась вместе с клинописью из Шумера в самые отдаленные районы Передней Азии, в Сирию, Малую Азию, на них писали в доисторической Греции и на острове Крит. По своей сущности египетская письменность и клинопись очень близки.

1. Символы-слова — обозначали только то понятие, которое они изображали, хотя со временем в этом рисунке с трудом можно было узнать первоначальное изображение, так первый значок изображал (и обозначал) звезду, а второй — царя.

2. Символы-слоги.

3. Символы-определения.

Хеттская письменность
(рисуночное письмо)

Письмо хеттов состоит из уже знакомых нам видов знаков, его основное отличие от двух предыдущих видов письменности состоит в том, что хетты на письме четко разделяли слова друг от друга, что было очень важно из-за отсутствия знаков препинания на Древнем Востоке. Интересным было и направление письма, которое менялось от строки к строке. Такую манеру письма греки называли «бустрофедон» — «как поворачивают волы во время пахоты».

1. Рисунки-слоги.

2. Рисунки-определения.

В конце урока ученикам можно предложить разгадать загадку прошлого. Учитель либо раздает ксерокопии, либо рисует на доске «старинный документ, найденный археологами».

Ученикам сообщается, что это договор, подписанный тремя древневосточными государствами, но смысл его не совсем понятен. Предлагаются задания и вопросы к этому документу:
Какие государства его подписали и в какой последовательности они это делали?
Какие знакомые группы значков можно найти в каждом из видов письменности?

Пусть ученики попробуют «перевести» отдельные значки.

При кажущейся сложности материала этот урок проводится достаточно легко и с удовольствием воспринимается учениками. Как показывает практика, даже после одного урока школьники с гордостью обнаруживают знакомые элементы письменности Древнего Востока при посещении соответствующих музеев или просмотре художественных альбомов.

Наталья РОССЕЛЬС, учитель истории,

школа «Интеграл», г. Москва

Источник: https://his.1sept.ru/2004/12/30.htm

Изобретение клинописи и алфавита

Как написать письмо клинописью

В этой статье мы расскажем вам историю письменности, как она возникла и развивалась. Сначала мы поговорим о шумерской клинописи, а после обсудим появление первого алфавита.

Западная Азия, вероятно, является первым местом, где люди научились писать, хотя египтяне обучились письму очень скоро после этого. Всё же первыми начали писать шумеры в Месопотамии около 3000 г. до. н.э. Шумеры и все остальные люди в Месопотамии до 1000 года до н.э. писали виду знаков, называемых клинописью.

В клинописи каждый символ обозначает слог слова (согласная плюс гласная). Конечно, для разных обозначений слогов надо иметь множество различных знаков, гораздо больше, чем есть букв в современных алфавитах. Большое количество знаков сильно затрудняло изучение письменности, и поэтому лишь небольшое число людей умели писать.

Большая часть женщин в то время писать не могли в принципе, хотя некоторые женщины, вероятно, умели это делать.

Глиняная табличка с клинописью

Так как изобретение бумаги ещё не произошло, то люди использовали то, чего у них было очень много — глины, поэтому большая часть письменности оставлена именно на глиняных табличках. Для того, чтобы писать на табличках, из тростника делался специальный стилос с треугольным кончиком, поэтому вся клинопись представляет из себя треугольные отметки в глине.

Глиняная табличка с фрагментом «Эпоса о Гильгамеше»

Самое первое письмо, которое сумели найти археологи, представляет из себя торговые счета и списки вещей, подаренные в храмы. Позднее люди этого периода начали писать стихи и рассказы. Одна из самых ранних историй — это эпос Гильгамеша, в котором также имеется рассказ о Потопе.

Возможно, что эпос был написан около 2500 г. до н.э.

Во время развития Аккадской империи, примерно в 2000 году до нашей эры, были найдены гимны, посвящённые богам, которые написала одна из жриц Эн-хеду-Ана (Энхедуана), которая была дочерью Саргона, царя Аккада и Шумера, основателя всей аккадской династии.

Древний шумерский барельеф с портретом Энхедуаны

К 1700 г. до н.э. в Вавилоне был написан первый в истории письменный свод законов «кодекс Хаммурапи» и тоже в виде клинописи.

Стелла с законами Хаммурапи

Примерно около 1800 г. до н.э. люди изобретают новый вид письменность — алфавит.

У алфавита сеть определённое число символов, которые смешиваются в разных комбинациях, чтобы создавать различные звуки, и поэтому упрощают систему обучения чтению и письменности, в сравнении с клинописью или иероглифами. Это произвело своеобразную языковую революцию и позволило научиться читать и писать не только специалистам, но и обычным торговцам.

Ранняя версия алфавита

Есть основания полагать, что алфавит был изобретён в северном Египте  ханаанинами (позже этот народ создал Финикию) или евреями, которые торговали и работали на бирюзовых рудниках в той области. Они были знакомы с египетскими иероглифами, но не могли их прочитать, поэтому они и придумали упрощённую форму в виде алфавита.

Около 1800 г. до н.э. некоторые люди из Ханаана (современный Израиль и Ливан) отправились в северный Египет для торговли и для работы на бирюзовых рудниках в Серабите.

Они построили большой храм для египетской богини Хатхор, которую они назвали госпожа Ваалат (женской формой Ваала, что означает Господь), чтобы они могли жертвовать и молиться там.

Эти ханаанеи не знали, как читать или писать, но когда они увидели египетские иероглифы, они заинтересовались созданием своего языка. Они использовали простые версии египетских иероглифов, для обозначения звуков их родного языка — арамейского.

Ханаанские рудокопы из Серабита назвали первую букву «Alp», что означает «бык» на арамейском языке. Символ был похож на голову вола с маленькими рогами.

Сегодня мы переворачиваем его вверх тормашками, образуя букву A (алеф на иврите или альфа по-гречески). Они назвали второй символ «Bet», что означает «дом» на арамейском языке. Она была похоже на рисунок дома.

В английском языке это буква B (бет на иврите, бета на греческом языке).

Современные еврейские и арабские алфавиты происходят из этого оригинального семитского алфавита. Люди во всей Западной Азии вскоре осознали преимущества алфавита в сравнении с клинописью, и примерно к 1000 г. до н.э. многие семиты начали переход на алфавит.

Вскоре произошёл культурный обмен посредством финикийских торговцев с греками, которые также изобрели свой алфавит примерно в 750 году до нашей эры. Однако в Ассирийской империи вплоть до 600-х годов до н.э. продолжалось использование клинописи.

Все важные памятники, официальные письма и записи выполнялись при помощи клинописи.

Рекомендуем также посмотреть интересное видео про зарождение письменности:

Источник: http://kakizobreli.ru/izobretenie-klinopisi-i-alfavita/

Клинописное письмо

Как написать письмо клинописью

Не менее древней, чем египетские иероглифы, и весьма любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись, Это система письма, употреблявшаяся в рабовладельческий период древними обитателями Месопотамии (долина между Тигром и Евфратом), а позднее распространившаяся по всей Передней Азии.

Клинопись иногда называют письменами на глине, исходя из того, что материалом для этого письма служили глиняные плитки, на которых при помощи деревянного или тростникового резца выдавливались нужные графические знаки. У писца всегда под руками находилась мягкая сырая глина в форме дощечки.

Писец, слегка наклонив плитку от себя, делал резцом легкий нажим, и на мягкой глине оставалось характерное углубление, утолщенное вверху, в месте нажима, и все более заостренное и менее глубокое внизу, по следу оттягивания резца. (По направлению строки письмо данного типа было первоначально письмом сверху вниз и справа налево.

) Углубления подобного рода по своему внешнему виду напоминали клинья. Отсюда и название такой системы письма — клинопись}

Глиняные дощечки с нанесенными на них графическими знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составлялись целые библиотеки, часть из которых была обнаружена при археологических раскопках на территории древней Вавилонии и Хеттского государства.

Возникновение клинописного письма относится к первым тысячелетиям до н. э.

https://www.youtube.com/watch?v=2Vnt1z3l1YM

Первыми начали писать клинописью шумеры, древний и культурный народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата. Но клинопись не была изначальным письмом шумеров.

На первых порах шумеры, как, например, и египтяне, использовали пиктографическое письмо, пиктограммы которого во многом напоминали аналогичные фигурные знаки древних египтян.

Правда, древнешумерские письменные знаки отличались от древнейших египетских фигурных начертаний, тщательно высекавшихся на камнях и арках и выполняемых иногда в несколько красок, своей схематичной, линейной формой. Объяснение этому исследователи  находят в своеобразии материала (глины), который шумеры использовали для письма.

Со временем шумерские писцы для удобства и быстроты письма все более и более упрощали начертание знаков, превращая их из пиктограмм в условные значки клинообразной формы (идеограммы).

Как полагают, процесс превращения пиктограмм в условные комбинации горизонтально и вертикально расположенных клинообразных знаков в основном завершается в шумерской письменности к началу III тысячелетия до н. э. 

Изменение рисуночного шумерского письма шло не только по линии преобразования его в клинопись, но и в сторону изменения самого характера письма. Первоначально шумерская клинопись имела, видимо, только идеографический характер. Позднее для передачи служебных слов, грамматических показателей,иноязычных имен собственных и т. п.

шумеры стали составлять из односложных слов многосложные. Это привело к тому, что многие односложные слова, в частности выполняющие роль грамматических показателей, стали выступать в составе многосложных слов на правах отдельных слогов, а иероглифы, их обозначающие,— в качестве письменных слоговых знаков.

Так, в шумерской клинописи наряду с идеографическими написаниями появились элементы слогового письма. Причем письменные знаки не отличались постоянством своего употребления. Один и тот же знак в различных случаях мог быть либо идеограммой, либо знаком, обозначающим слог,— силла- бемой.

Более того, один и тот же слоговой письменный знак мог быть полифоничным, т. е. выступал с несколькими совершенно различными слоговыми значениями ( 18).

Кроме этого, допускалось изображение на письме одного и того же слова то идеографически, то при помощи слоговых знаков, то смешанным путем при помощи идеограмм, которые обозначали основу слова, и силлабем, обозначающих окончания ( 19).

Большую роль в шумерской клинописи играли детерминативы (определители). Они стояли, как правило, перед определяемым словом, указывая, к какой группе названий (мужчин, женщин, городов, деревьев и т. д.) оно относится.

Шумерская клинопись была заимствована целым рядом соседних народов. Около середины III тысячелетия до н. э.

клинопись у шумеров позаимствовали аккадцы (вавилоняне) и ассирийцы,  которые приспособили ее для своего семитского флективного языка.

Аккадцы сократили число особенно употребительных знаков с 600 (как это было у шумеров) до 300. Сохранившиеся шумерские знаки для обозначения определенного предмета или понятия стали произноситься у вавилонян по-аккадски, соответственно семитскому звучанию слова (см.  17).

Шумеры писали сверху вниз и справа налево. Ассиро-вавилоняне же изменили направление строки, начав писать горизонтально и слева направо.

Наряду с использованием глины в качестве материала для письма вавилоняне и ассирийцы часто выдалбливали клинописные письмена на каменных столбах, скалах, крепостных стенах. Эти письмена содержали рассказы об удачных походах, прославления деяний ассиро-вавилонских царей и т. д.

Ассиро-вавилонская система клинописи широко распространилась за пределы Месопотамии. Около 2600 г. до н. э. ее приспособили для своих целей, а затем и усовершенствовали эламы (эламиты), народ, проживавший в Юго-Западном Иране.

Эламское клинописное письмо впоследствии под влиянием персидского звукового письма (около середины I тысячелетия до н. э.) подверглось сильному изменению.

Позднее эламская клинопись, как и эламский язык, исчезла бесследно, уступив место персидскому письму и языку.

От ассиро-вавилонян клинопись восприняли хур- риты, поселившиеся около 2000 г. до н. э. на территории Северо-Западной Месопотамии. Они приспособили аккадскую клинопись к своему языку, который, по мнению И.

Фридриха, не был ни семитским, ни индоевропейским.

  Ассиро-вавилонскую клинопись заимствовали также хетты, народ индоевропейского происхождения,  которые вскоре заменили ее письмом собственным, построенным на фонетическом принципе.

Из других народов, принявших вавилонское клинописное письмо в начале I тысячелетия до н. э., следует указать на обитателей Армянского нагорья, живших на территории государства Урарту и называвших себя урартами.

  Урарты, заимствовав ассиро-вавилонскую клинопись, применяли ее в двух формах: письмо на камне и письмо на глине.

Надписи на урартском языке, выполненные ассиро-вавилонской клинописью, обнаруживают и теперь при археологических раскопках в Восточной Анатолии, Северо-Западном Иране и в Закавказье, на территории Советской Армении.

На основе ассиро-вавилонской клинописи возникли также угаритская буквенная система (около середины II тысячелетия до н. э.) и древнеперсидское полуслоговое-полубуквенное письмо (середина I тысячелетия до н. э.).  Последнее с падением династии Ахеменидов (330 г. до н. э.) уступило место более удобному народному письму, сформировавшемуся на основе арамейского алфавита.

Дрсвнеперсидская клинопись часто привлекает внимание тем, что дешифровка ее положила начало дешифровке клинописи вообще, о которой долгое время ничего не было известно.

Первые сведения о клинообразной письменности стали проникать в Европу в начале XVII в. в связи с находками непонятных надписей на стенах Персепольского дворца в Персии. Образец такой надписи, содержащей знаки в форме клинышков, впервые был прислан в 1621 г. из персидского города Шираза в Неаполь итальянским путешественником Пьетро делла Балле своему другу в качестве подарка.

Этой надписью заинтересовались ученые-специалисты. Но никто не знал, на каком языке написан текст. А без этого невозможно было приступать к разгадыванию и чтению клинообразных знаков. Только в конце XVIII в.

, после того как молодому датскому ученому Карстену Нибуру удалось сделать ряд интересных наблюдений над персепольскими текстами, скопированными им собственноручно на месте, а также благодаря работам Олава Герхарда Тихсена и Фредрика Мюнтера стали возможны некоторые выводы относительно персеполь- ских надписей.

Так, например, было установлено, что надписи на стенах Персепольского дворца в Персии, о которых мир узнал благодаря Пьетро делла Балле, написаны на трех языках, причем первая выполнена алфавитным письмом, вторая—слогами, а третья — целыми словами, что читать надписи следует слева направо.

Фредриком Мюнтером было высказано также предположение, что три версии надписи совпадают по содержанию. Но никому по- прежнему не удавалось расшифровать и прочесть эти надписи. И лишь в 1802 г.

одаренному молодому учителю геттингенской гимназии Георгу Гротефенду, увлекавшемуся расшифровкой письменностей, удалось разобрать верхнюю версию надписи, написанную буквенно-звуковыми знаками. Опираясь на результаты предшествующих исследователей, Гротефенд установил, что эта часть надписи выполнена на древнеперсидском языке.

Он разгадал ее, определив ряд древнеперсидских букв. Но дальше этого Г. Гротефенд, как ни бился, не Мог пойти. Сказалось незнание восточных языков и слабая подготовка по лингвистике вообще.

Значительно больших успехов в дешифровке клинописи достиг молодой английский офицер Генри Раулинсон, служивший военным советником в Иране. Имея возможность свободно разъезжать по Персии, Г. Раулинсон уделял много внимания древне- лерсидским надписям на скалах, стенах дворцов, крепостей и т. д.

Особенно большой интерес вызвала у Г. Раулинсона обнаруженная им надпись на Бехистунской скале. На высоте около са метров на огромных каменных плитах, прикрепленных к отвесной скале, были высечены тысячи клинописных знаков.

Как потом выяснилось, это была трехъязычная надпись (на древнеперсидском, эламском и аккадском языках) царя Дария в честь победы в междоусобных войнах. Г. Раулинсон с большим риском для жизни собственноручно скопировал Бехистунскую надпись, потратив на это более десяти лет. По возвращении в Англию Г.

Раулинсон продолжал работу над Бехистунской надписью, расшифровав к 1850 г. версию надписи буквенно-звуковыми знаками на древнеперсидском языке.

После того как был установлен буквенно-звуковой характер древнеперсидской клинописи и была прочитана и переведена древ- неперсидская версия надписи на Бехистунской скале, стала возможной дешифровка второй версии этой же надписи.

Последнее удалось сделать лондонскому профессору Нориссу. Норисс, установив слоговой характер письменности, чтение слоговых знаков, прочел весь текст второй версии.

Это оказался текст на эламском языке, идентичный тексту надписи на древнеперсидском языке.

Оставалось еще расшифровать третью версию надписи, содержавшую несколько сот разнообразных знаков. Эта надпись доставила исследователям немало хлопот. (Мы не приводим здес всех подробностей дешифровки третьей версии надписи на Бехи- стунской скале.)

При сравнении третьей надписи на Бехистунской скале с надписями на глиняных плитках, найденных при раскопках в Вавилонии, учеными (датчанином Мюнтером и шведом Лёвенстерном) было установлено, что эти надписи выполнены одними и теми же знаками, которые передают как целые слова, так и слоги. Но надписи на глиняных плитках представляли собой ассиро-вавилонскую клинопись. Отсюда Лёвенстерном был сделан правильный вывод, что третья надпись царя Дария на Бехистунской скале также написана ассиро-вавилонской клинописью на аккадском языке.

Последнее открытие в дешифровке вавилонской версии Бехистунской надписи сделал Г. Раулинсон. Установив явление звуковой полифонии ассиро-вавилонских клинописных знаков, он окончательно прочитал надпись. С расшифровкой вавилонской версии Бехистунской надписи была создана, по словам И. Фридриха, твердая основа для чтения и интерпретации аккадского языка.

Но многие исследователи не верили в окончательную расшифровку клинописи. Чтобы убедиться, правильно ли дешифрована клинопись, Королевское азиатское общество в Лондоне прибегло к необычному приему. Однажды в сентябре 1857 г.

, когда четверо ученых, читавших клинопись (Генри Раулинсон, Эдуард Хинкс, Фокс Тальбот и Жюль Опперт), случайно собрались в Лондоне, каждому из них была вручена копия только что найденного клинописного текста с просьбой сделать самостоятельный перевод.

Ученые, уединившись, приступили к работе. Письма с их ответами были вскрыты в торжественной обстановке на заседании Общества. Каково же было изумление присутствующих, когда оказалось, что все четыре перевода в основном совпали.

Так окончательно было установлено, что тайна клинописного письма разгадана. Этот день 1857 г. принято считать днем рождения новой науки — ассирологии.1

Выше говорилось о том, как происходило формирование иероглифической письменности у древних народов Египта и Месопотамии, как она развивалась, совершенствовалась, приближаясь к буквенно-звуко- вому письму, пока, наконец, совсем не была заменена последним. Но не все идеографические системы претерпевали подобные изменения. Весьма устойчивой и жизнеспособной оказалась, например, китай-

екая идеографическая письменность, которая дошла до нас с древнейших пор без сколько-нибудь существенных изменений. Объясняется это, по мнению ученых,  своеобразием языка и особенностями исторического развития китайского народа.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/5-pismennost/6.htm

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий