Как посмотреть свои административные правонарушения

Что делать, если штраф из ГИБДД превратился в судебную задолженность

Как посмотреть свои административные правонарушения

Бывают в жизни неприятные сюрпризы: вскоре после Нового года на портале госуслуг я обнаружила судебную задолженность за неоплаченный штраф ГИБДД.

Вот так сразу: ни извещения в почтовом ящике, ни сообщения на том же сайте. Через день недоумение усилилось: прилетело новое уведомление.

Проведенное расследование показало, что самый верный способ быть в курсе — не терять бдительности самому.

На портале госуслуг я выяснила: постановления о правонарушениях датированы прошлым летом. Следовательно, и «письма счастья» должны были прийти не позднее сентября. Задержка имеет немалое значение: как известно, в течение 20 дней после вынесения постановления большинство штрафов можно оплатить с 50-процентной скидкой. За разъяснениями я направилась в ГИБДД.

В главном управлении по Свердловской области меня проинформировали: да, в августе 2018-го камеры фиксации дважды поймали мою машину на нарушениях — превышении скорости и выезде на полосу для общественного транспорта. Общая сумма штрафов — две тысячи рублей. Не вопрос: виновата — отвечу, но почему меня лишили возможности сделать это со скидкой? Приди письмо вовремя, удалось бы отделаться тысячей.

Кого и когда начнут наказывать за грязный выхлоп

Начальник Центра автофиксации правонарушений ГИБДД России ГУ МВД по Свердловской области Артем Русинов рассказал, как все работает. Для наглядности представим, что камера зафиксировала нарушение ПДД 1 августа. В течение 15 дней формируют постановление и направляют автовладельцу почтой.

С даты вынесения отсчитываются те самые 20 дней, чтобы сделать платеж со скидкой. С момента получения письма есть 10 дней на обжалование, предположим, до 25 августа. От этого дня идет отсчет 60 дней на добровольную оплату штрафа, уже в полном размере.

Если через два месяца деньги не поступили, компьютер ГИБДД отправляет дело судебным приставам. В декабре ждите вестей уже от взыскателей.

В 2018 году при помощи системы автоматической видеофиксации на Среднем Урале выписано три миллиона постановлений о правонарушениях, это почти вдвое больше, чем в 2017 году.

— Пик пришелся на июнь, — отмечает Артем Русинов. — Почта не справилась с объемами вынесенных постановлений, и к нам начали массово поступать жалобы на нарушения сроков информирования. Пришлось провести рабочую встречу с почтовиками и даже внести изменения в следующий госконтракт, заключенный в августе: теперь время на пересылку постановления ограничено четырьмя днями.

— А что с жалобами? — поинтересовалась я.

— Там, где были выявлены нарушения сроков доставки писем, мы восстановили возможность оплатить половину штрафа.

Если в прошлом году ГИБДД делала это на основании постановления Конституционного суда, то с 7 января 2019 года восстанавливать сроки обязывает Кодекс об административных правонарушениях РФ.

— Если по почтовому идентификатору, имеющемуся на каждом постановлении, видно, что оно доставлено позднее 20 дней после вынесения, надо написать ходатайство в любом подразделении ГИБДД, — говорит Артем Русинов.

Важный нюанс: Кодекс не предусматривает направление жалоб в электронном виде. Поэтому через форму обращений на сайте ГИБДД такое заявление можно подать, только если приложить сканированное заявление, подписанное вручную.

Конверт туда и обратно

Я выяснила: мои постановления провели полгода в путешествиях. Судя по идентификатору, первое отправилось в путь 5 августа, 6-го прибыло в сортировочный центр, на следующий день его покинуло и 8-го пришло в место вручения.

До 5 октября в треке значится таинственное «иные обстоятельства», а 11 октября вынесен приговор: «не востребовано».

У второго биография еще богаче: есть запись о том, что оно дважды было на сортировке, пережило «засылку», «покинуло место возврата», но в конце концов у него истек срок хранения. Все это происходило с 27 августа по 4 декабря.

Глава ГИБДД поддержал введение штрафов за превышение скорости на 10 км/ч

— В треках нигде нет отметки «попытка вручения», — комментирует Русинов. — Так что есть основания для восстановления срока льготной оплаты штрафа. При этом если информация ушла в службу судебных приставов, мы ее отзовем.

По образцу, вывешенному на стенде, я написала ходатайство на имя руководителя областной ГИБДД полковника полиции Алексея Кислякова. Срок рассмотрения стандартный — 30 дней. Такие заявления сотрудники ГИБДД проверяют вручную: направляют запросы на почту, анализируют каждый случай.

Свой запрос в адрес Почты России составила и я.

«На протяжении 2018 года сбоев в обработке протоколов не было, — значится в официальном ответе.

— Руководство Екатеринбургского почтамта старается оперативно реагировать на кадровые проблемы укомплектования штата почтальонов в отделениях связи, чтобы процесс вручения постановлений осуществлялся беспрерывно и ежедневно.

Наибольший объем «писем счастья» приходится на летний сезон, когда количество отправлений увеличивается в 2-3 раза. Жалоб клиентов на некачественную доставку не зафиксировано».

Госуслуги не в курсе

Параллельно идет еще один процесс: информационная система ГИБДД, где собираются сведения о всех нарушениях, обменивается данными с федеральной ГИС ГМП (Государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей), которая передает их на портал госуслуг. Та же самая ГИС взаимодействует с финансовыми организациями (именно поэтому банк может узнать о наличии штрафа раньше вас), обрабатывает информацию об оплате.

Около 15 процентов жалоб от водителей связано с тем, что система не «видит» оплаченный штраф. Кстати, в этом случае рекомендуется написать заявление в Государственную автоинспекцию.

— Для информирования граждан созданы две системы уведомлений: через почту и через ГИС ГМП, — резюмирует Артем Русинов. — Обе сложные и многосоставные. И там, и там бывают сбои, однако большинство штрафов все же оплачивается без проблем.

Кстати, мой «ларчик» с сайтом госуслуг открылся просто: в сентябре я поменяла машину и оперативно обновила личные данные. Штрафы, приписанные к старой машине, зависли без адресата. Так произошел еще один сбой в цепочке информирования.

— Не надо доверять единственному источнику, — подчеркивает юрист Анатолий Панфилов, — лучше дополнительно проверять штрафы на сайте ГИБДД. Лично я это делаю раз в неделю.

Ищи сам

Информация о штрафе может обойти адресата и превратиться в исполнительное производство. Но как узнать об этом?

На запрос «РГ» в Управлении федеральной службы судебных приставов по Свердловской области мне сообщили, что, оказывается, копии постановления направляют должнику не позднее следующего дня после возбуждения исполнительного производства.

— Кроме того, информацию о задолженности можно узнать на официальном сайте, через портал госуслуг, а также мобильное приложение ФССП России, — рассказали в ведомстве.

Пожаловаться на качество товаров и услуг можно будет в МФЦ

Вывод напрашивается сам собой: специально извещать тебя никто не будет. Хочешь знать — ищи сам.

А вот для информирования судебного пристава-исполнителя о том, что вы возвращаете сроки льготной уплаты штрафа, можно воспользоваться практически любым доступным способом, уточнили в управлении.

По совету сотрудников ГИБДД я позвонила приставам, которые занимаются моими делами (их телефоны указаны на сайте госуслуг), и предупредила устно.

На том конце провода — вот приятный сюрприз — встретила полное понимание: оба специалиста заверили о приостановке производства.

Однако буквально на следующий день случилась еще одна неожиданность, но уже неприятная: обнулилась карточка Сбербанка — «взыскана сумма по исполнительному производству».

…Развязка произошла ровно через 30 дней после посещения ГИБДД: на электронную почту пришел ответ на обращение. Его суть вкратце: «Срок на уплату штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа пропущен по уважительной причине. Ходатайство удовлетворить». Хеппи-энд. Свои штрафы в половинном размере я оплатила по номеру постановления в ближайшем отделении банка.

— Денежные средства, списанные с банковской карты, будут автоматически возвращены ее владельцу, — пообещали приставы. — Но только если они еще находятся на счете структурного подразделения управления. Если деньги уже перечислены в ГИБДД, то необходимо обратиться туда с заявлением о возврате.

Особое мнение

Алексей Головченко, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общественной организации «Деловая Россия»:

— Если уведомления о штрафе не было, то автовладелец имеет законное право оспорить в суде сам факт привлечения его к административной ответственности, так как оспорен может быть любой факт нарушения.

Если удастся доказать факт отсутствия уведомления о штрафе, то шансы на успех — 99 процентов. Я считаю, обращение в суд — единственно верное решение в данном случае.

Речь идет не только о защите своих интересов, но и об общей борьбе за справедливость, важно формировать автомобильное братство.

На заметку

Как избежать подобной ситуации?

— Не нарушать правила дорожного движения;

— отслеживать почту по месту регистрации, указанной в документах на автомобиль;

— просматривать электронную почту;

— посещать свою учетную запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Проверять актуальность указанной там информации.

Полезные ссылки

Проверка штрафов на сайте ГИБДД

Проверка задолженности по исполнительным производствам

Источник: https://rg.ru/2019/03/12/reg-urfo/chto-delat-esli-shtraf-iz-gibdd-prevratilsia-v-sudebnuiu-zadolzhennost.html

Административное право | Министерство юстиции Республики Казахстан

Как посмотреть свои административные правонарушения

В соответствии со статьей 6 Кодекса «Об административных правонарушениях» задачей законодательства об административных правонарушениях является охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.

В соответствии со ст.

69 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры воспитательного воздействия:1) разъяснение закона;2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;3) возложение обязанности загладить причиненный вред;4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия.

В соответствии со ст.

68 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК несовершеннолетний, впервые совершивший административное правонарушение, может быть освобожден судом, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, от административной ответственности или от исполнения назначенного административного взыскания с применением к нему мер воспитательного воздействия, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст.

60 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК срок административного ареста исчисляется сутками, а лишения специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, а также лишения разрешения либо приостановления его действия исчисляется годами, месяцами или календарными днями.

В соответствии со ст.

57 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:1) продолжение противоправного поведения, несмотря на разъяснения закона прокурором и (или) требование уполномоченных на то лиц прекратить его;2) повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 61 настоящего Кодекса;

В соответствии со ст.

93 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК отсутствие службы (специалиста) безопасности и охраны труда в производственных организациях в соответствии с требованием трудового законодательства Республики Казахстан –влечет предупреждение.

В соответствии со ст.

29 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

В соответствии со ст.

28 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК административной ответственности подлежат:1) физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

2) юридическое лицо.

В соответствии с п.1 ст.25 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со ст.

832 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение десяти суток со дня вручения копии постановления, а в случае, если лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747 и 748 настоящего Кодекса, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня ее получения.

Источник: http://www.adilet.gov.kz/ru/taxonomy/term/1397

Сведения о выданных протоколах

Как посмотреть свои административные правонарушения

В контролируемый период в отношении 2 Государственных заказчиков и 16 организаций исполнителей государственных контрактах были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 19.5 (17 протоколов) и статьей 19.7 (1 протокол) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В 2018 году мировыми судьями вынесено 17 постановлений по делам об административных правонарушениях (из них 16 – по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, 1 – по статье 19.7 КоАП РФ), 1 дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, на дату окончания отчетного периода, находилось на рассмотрении мирового судьи.

По 7 делам по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, по 3 – в виде штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, по одному делу – в виде устного замечания. По 5 делам мировыми судьями были вынесены определения о возвращении протоколов.

По делу по статье 19.7 КоАП РФ судьей назначено административное наказание в виде предупреждения.

 

1 полугодие 2018 г

В контролируемый период в отношении 2 Государственных заказчиков и 10 организаций-исполнителей государственных контрактов были выявлены правонарушения, предусмотренные статьёй 19.7 и частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По указанным правонарушениям Роспатентом составлено 12 протоколов об административных правонарушениях. В результате рассмотрения составленных протоколов мировыми судами на текущий момент привлечено к административной ответственности:

  • в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 3 юридических лица на общую сумму штрафов 30 тыс. рублей. Трём должностным лицам назначены штрафы в размере 1 тыс. рублей на общую сумму 3 тыс. рублей;
  • в отношении одного юридического лица мировой судья ограничился устным замечанием;
  • в отношении одного юридического лица мировым судьей вынесено предупреждение;
  • протоколы об административном правонарушении в отношении двух юридических лиц, составленные по статье 19.5 КоАП РФ возвращены в Роспатент.

 

2017 г

В контролируемый период в отношении Государственного заказчика и организации-исполнителя государственных контрактов были выявлены правонарушения, предусмотренные статьями 19.7 и частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По указанным правонарушениям Роспатентом составлено 4 протокола об административных правонарушениях. В результате рассмотрения составленных протоколов мировыми судами привлечено к административной ответственности:

  • в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 3 юридических лица на общую сумму штрафов 34 тыс. рублей;
  • протокол об административном правонарушении в отношении одного юридического лица, составленный по статье 19.7 КоАП РФ возвращен в Роспатент.

 

2016 г

В контролируемый период в отношении 9-ти организаций-исполнителей государственных контрактов и 1-го государственного заказчика были выявлены правонарушения, предусмотренные статьями 19.7 и 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По указанным правонарушениям Роспатентом составлено 14 протоколов об административных правонарушениях. В результате рассмотрения составленных протоколов мировыми судами привлечено к административной ответственности:

  • в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 5 юридических лиц на общую сумму штрафов 60 тыс. рублей. Одному должностному лицу назначен штраф в размере 1 тыс. рублей;
  • в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ 2 юридических лица на общую сумму штрафов 6 тыс. рублей. Одному должностному лицу назначен штраф в размере 300 рублей.

2015 г

В контролируемый период в 2-х организациях-исполнителях государственных контрактов и 3-х государственных заказчиках были выявлены правонарушения, связанные с невыполнением предписаний Роспатента об устранении выявленных в ходе плановых проверок нарушений обязательных требований.

По указанным правонарушениям составлено 13 протоколов об административных правонарушениях и привлечены к административной ответственности:

  • в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 5 юридических лиц в виде административных штрафов на сумму 50 тыс. рублей;
  • в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ 5 юридических лиц в виде административных штрафов на сумму 15 тыс. рублей и 1 должностное лицо виде административного штрафа на сумму 300 рублей.

2014 г

В контролируемый период в 2-х организациях-исполнителях государственных контрактов были выявлены правонарушения, связанные с невыполнением предписаний Роспатента об устранении выявленных в ходе плановых проверок нарушений обязательных требований.

По указанным правонарушениям составлено 2 протокола об административных правонарушениях и привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ 1 должностное лицо и 1 юридическое лицо в виде административных штрафов на сумму 11 тыс. рублей.

Информация о проверках

Источник: https://rupto.ru/ru/activities/rid/audit/vid_protokol

Предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения

Как посмотреть свои административные правонарушения

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными служащими Комитета, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Комитет. Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием сети Интернет, сайта Комитета, федерального Портала (www.gosuslugi.ru) либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения
  • о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) или почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит рассмотрению председателем Комитета и иным уполномоченным им лицом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Источник: https://gu.spb.ru/188803/

Кодекс об административных правонарушениях: перезагрузка

Как посмотреть свои административные правонарушения

В Кодексе об административных правонарушениях может появиться понятие «грубые правонарушения», возможность освобождения от административного наказания, а также его отсрочка и замена одного наказания другим. Кроме того, в концепции нового КоАП хотят прописать обязательное участие адвоката для случаев, когда гражданину может быть назначено наказание в виде административного ареста.

Необходимость новой реформы была вызвана очевидными пробелами в действующем законодательстве, в частности недостаточной структурированностью КоАП, наличием неконкретных и противоречивых формулировок, необходимостью постоянного внесения изменений в действующие нормы и противоречивой судебной практикой. Так, за 17-летний период существования кодекса было принято более 600 федеральных законов, которыми в КоАП внесено уже почти пять тысяч изменений. И процесс перманентно продолжается.

Межведомственная рабочая группа по подготовке нового Кодекса РФ об административных правонарушениях появилась в апреле этого года по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, а её активными участниками стали первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин и член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.

Цель — не только наказать, но и предотвратить правонарушение

Более 600 федеральных законов, которыми в КоАП внесено почти пять тысяч изменений, было принято за 17 лет.

«Работа по разработке концепции велась давно, задолго до того, как было дано официальное поручение премьер-министра Дмитрия Медведева 4 апреля 2019 года. После этого были проведены несколько заседаний межведомственной рабочей группы, заседания подгрупп и рабочие совещания, в том числе и в Совете Федерации, — рассказал Дмитрий Вяткин. — Большую роль сыграли наработки Института проблем административно-правового регулирования Высшей школы экономики. Напомню, что нынешний КоАП вступил в силу 1 июля 2002 года, и всё лучшее, что в нём есть, мы намерены сохранить».

Так, по его словам, выдвигались предложения по разработке административно-процессуального и административно-исполнительного кодексов по аналогии с уголовным законодательством.

Другая спорная тема касалась разграничения полномочий между федеральным Центром, регионами и местным самоуправлением.

Были разные мнения и о возрасте, с которого гражданина можно привлекать к ответственности, но «порог» в 16 лет решили оставить прежним.

«Мы сделали всё возможное, чтобы учесть опыт применения действующего КоАП, правильно оценить и проанализировать проблемы, существующие в правоприменительной сфере, и те проблемы, которые есть в тексте кодекса.

Было важно предложить способы их решения, учесть предложения со стороны федеральных органов исполнительной власти, учесть предложения регионов.

Ведь в России административное законодательство — предмет совместного ведения, и субъекты Федерации тоже принимают свои законы об административной ответственности и даже административные кодексы, например Москва и Татарстан. Поэтому проблем накопилось довольно много», — отметил законодатель.

Он подчеркнул, что для государства важнее добиться исполнения требований законодательства, нежели преследовать цель наказания как такового. И потому реализация положений кодекса тесно связана с контрольно-надзорной деятельностью. Её реформу, уверен Вяткин, нужно синхронизировать с реформой законодательства об административной ответственности.

С одной стороны, необходимо обеспечить неукоснительное исполнение предписаний и запретов, а с другой — нужно, чтобы законодательство об административной ответственности несло не только карательную, но и превентивную функцию — предупреждения совершения правонарушений.

«Не всегда нужно назначать сразу же жесткие санкции и лучше внимательно посмотреть, по каким правонарушениям можно смягчить наказания, использовать меры иного воздействия, — считает депутат. — Кроме того, в концепции должно быть отражено, что исключается возможность назначения нескольких административных наказаний при выявлении однородных правонарушений».

Также в новой редакции кодекса будет прописано положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юрлица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия или бездействие. «И должно быть положение о недопущении рассмотрения дел об административных правонарушениях лицами, которые непосредственно участвовали в их выявлении и фиксации», — уточнил Дмитрий Вяткин.

Он также сообщил, что в новой концепции КоАП будут детально прописаны права и обязанности участников процесса, созданы дополнительные гарантии для лиц, привлекаемых к административной ответственности, расписана процедура привлечения к участию в процессе адвокатов или представителей в суде — граждан с юридическим образованием.

«Кроме того, нужно обязательно использовать те технические возможности, которые есть в арбитражном процессе, — электронные извещения, СМС-оповещение, видео-конференц-связь во время судебного заседания», — уверен парламентарий.

Должно быть положение о недопущении рассмотрения дел об административных правонарушениях лицами, которые непосредственно участвовали в их выявлении и фиксации.

На вопрос, не нужно ли провести комплексную ревизию и подправить также Уголовный кодекс, он ответил отрицательно.

При этом уточнил, что необходимо обратить внимание на отдельные случаи, когда административные правонарушения совершаются на регулярной основе — наказания за неоднократное совершение правонарушений, по его мнению, должны быть прописаны уже в Уголовном кодексе РФ.

«Совершение нескольких аналогичных правонарушений может в отдельных случаях повлечь применение норм уголовной ответственности. По ряду составов правонарушений такая система уже применяется, например, в части продажи спиртного несовершеннолетним», — констатировал депутат.

Он напомнил, что уголовная и административная — это два различных вида ответственности, а история их разделения в России насчитывает многие десятилетия, если не столетие: «Отечественный институт административной ответственности самобытен, он не дублирует и не копирует законодательства других стран».

Центру и регионам чётко обозначат полномочия

Сегодня в КоАП не закреплено, в каких сферах субъекты Федерации могут устанавливать административную ответственность, что приводит к неопределённости и к частым случаям признания региональных составов административных правонарушений противоречащими федеральному законодательству и даже их отмены в судах. На это обратила внимание Ирина Рукавишникова.

Примеров множество.

Так, в одном случае Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ признала норму закона Красноярского края «Об административных правонарушениях», устанавливающую ответственность за курение в неположенных местах, не противоречащей федеральному законодательству. Но через два года эта же судебная коллегия признала аналогичную норму закона Архангельской области «Об административных правонарушениях» противоречащей федеральному законодательству.

Или другой пример.

Нормы региональных законов Татарстана и Москвы, устанавливающие административную ответственность за стоянку или парковку транспортных средств на детских площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, признаны не противоречащими федеральному законодательству.

При этом не соответствуют законодательству административные составы региональных законов Сахалинской, Белгородской, Вологодской областей. Там установлена административная ответственность за размещение транспортных средств вне специально отведённых для стоянки мест.

По словам сенатора, существует проблема установления административной ответственности и в сфере благоустройства территорий, что тоже напрямую вытекает из проблемы разграничения полномочий.

Сейчас такое благоустройство отнесено к сфере ответственности органов местного самоуправления, и регионы вправе устанавливать административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов МСУ.

Одновременно, согласно сложившейся практике Верховного суда РФ, правила благоустройства территорий муниципальных образований являются по своей сути компиляцией и воспроизведением санитарно-эпидемиологических, технических, градостроительных, земельных, экологических и иных федеральных требований.

«По мнению Верховного суда, указанные правила не могут выступать в качестве законной основы для установления административной ответственности на региональном уровне, поскольку за нарушение санитарно-эпидемиологических, технических, градостроительных, земельных, экологических и иных федеральных требований ответственность предусмотрена в КоАП», — объяснила сенатор.

По её словам, на практике это приводит к тому, что органы местного самоуправления не могут применять административную ответственность к нарушителям правил благоустройства, а федеральные органы исполнительной власти, обязанные составлять протоколы за нарушение вышеперечисленных требований, просто не успевают своевременно реагировать на нарушения в населённых пунктах.

Есть ещё ряд проблем. В частности, сотрудники полиции часто отказываются составлять протоколы по тем составам административных правонарушений в сфере общественного порядка, которые установлены региональными законами.

Это привело к тому, что нормы о наказании за нарушение тишины и покоя граждан, изготовление и сбыт алкогольной продукции в домашних условиях, бытовое дебоширство фактически не работают, так как уполномоченные органы государственной власти регионов и местного самоуправления не имеют необходимых правовых инструментов.

Сегодня в КоАП не закреплено, в каких сферах субъекты Федерации могут устанавливать административную ответственность, что приводит к неопределённости и к частым случаям признания региональных составов административных правонарушений противоречащими федеральному законодательству и даже их отмены в судах.

Как рассказала Ирина Рукавишникова, предложения регионов, поступившие в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, будут внимательно рассмотрены.

Они, например, касаются необходимости установления административной ответственности за нарушение требований Закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», а также ужесточения наказания за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений.

Сенатор считает необходимым изменить и срок давности привлечения к административной ответственности. Сегодня это два месяца.

«Для того чтобы составить протокол об административном правонарушении, уполномоченному должностному лицу необходимо надлежащим образом уведомить нарушителя о дате, месте и времени составления этого протокола.

В большинстве случаев такое уведомление направляется по почте и необходимо дождаться, когда письмо будет фактически вручено адресату либо когда оно вернётся в связи с его отсутствием. Только после этого можно составлять протокол в отсутствие нарушителя. Этот процесс занимает около месяца.

В случае если дело о данном административном правонарушении рассматривается мировым судьей, после составления протокола материалы направляются соответствующему судье. Зачастую процесс рассмотрения дела и все необходимые процедуры, связанные с этим, занимают более месяца, срок давности истекает.

Многие нарушители сознательно стараются затянуть процесс рассмотрения дела, зная о том, что они могут уйти от ответственности», — объяснила законодатель.

По ее словам, многими субъектами Федерации направлялись предложения об увеличении срока давности как минимум до трёх-четырех месяцев, которые были поддержаны Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству в ходе обсуждения на заседаниях межведомственной рабочей группы.

«Эти предложения нашли отражение в предварительном варианте концепции нового КоАП. По общему правилу сроки давности увеличиваются до шести месяцев, при этом по ряду составов об административных правонарушениях будут применяться повышенные сроки давности — до нескольких лет», — констатировала Ирина Рукавишникова.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/kodeks-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh-perezagruzka.html

Как оспорить штраф за нарушение правил дорожного движения

Как посмотреть свои административные правонарушения

Водитель, который нарушил правила дорожного движения, должен понести за это ответственность. Но нередко сотрудники полиции штрафуют незаконно, допуская грубые процессуальные ошибки. Как водителю обжаловать незаконные действия полицейского и защитить свои права — объясняет адвокат

Сегодня сотрудники патрульной полиции не составляют протокол об административном правонарушении, а сразу выносят постановление о привлечении к административной ответственности и налагают на водителей штрафы. Ведь еще в 2015 году в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) был внесен ряд изменений.

Так, в статье 258 Закона указано, что в случае совершения админправонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции Национальной полиции, протокол об административном правонарушении не составляется.

Но в то же время данная статья содержит исчерпывающий перечень оснований, при которых протокол об административных правонарушениях не составляется. В частности, в случае совершения административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме.

Если административное правонарушение не было зафиксировано в автоматическом режиме, сотрудник полиции не имеет права выносить постановление без составления соответствующего протокола, — объясняет адвокат Екатерина Коваленко

Сотрудник патрульной полиции не имеет права привлекать водителя к админответственности без доказательств и без выяснения всех обстоятельств дела. Обвинение не может основываться лишь на предположениях сотрудника патрульной полиции. Так, статья 62 Конституции Украины предусматривает, что все сомнения относительно доказанности вины лица трактуются в его пользу.

Если же полицейский установил доказательства, которые указывают на совершение правонарушения и ссылается на них, водитель имеет право ознакомиться с этими доказательствами, даже если это видеозапись нагрудной камеры инспектора. А если сотрудник полиции отказался предоставить водителю для ознакомления такую видеозапись, можно считать, что такого доказательства не существует.

Статья 251 КУоАП предусматривает, что доказательства по делу об административном правонарушении — это любые фактические данные, на основе которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие административных правонарушениях, вину лица в его совершении и другие обстоятельства, которые имеют значение для правильного разрешения дела. Такие данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, которое привлекают к административной ответственности, показаниями технических приборов и технических средств с функцией фото – и видеосъемки и тому подобное.

Но иногда административные правонарушения совершают в случае необходимой обороны.

Например, когда водитель заметил, что транспортное средство, которое движется перед ним, резко остановилось, и чтобы избежать столкновения, водитель съехал на встречную полосу или полосу для общественного транспорта.

Действительно, водитель нарушил Правила дорожного движения, поскольку движение такими полосами запрещено. Но при таких обстоятельствах водитель должен быть привлечен к административной ответственности по статье 122 Кодекса.

Не является административным правонарушением действие, хотя и определяется КУоАП как административное правонарушение, но совершенное в состоянии крайней необходимости для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. При таких обстоятельствах, водитель может смело настаивать на том, что в его действиях не было признаков административного правонарушения, — объясняет адвокат

Во время остановки транспортного средства сначала нужно узнать причину этой остановки, проверить удостоверение полицейского и переписать его данные, и только потом предъявлять сотруднику полиции свои документы.

Как обжаловать штраф

Что же делать, если полицейский уже составил протокол, вынес на месте остановки постановление об административной ответственности и выписал штраф? Если вы не согласны с постановлением, все равно подпишите его, сделав соответствующую запись о несогласии. Ведь если вы не подпишете постановление, работник полиции может не предоставить вам копию документа на месте, а пришлет по почте. Таким образом вы лишаете себя должной возможности обжаловать действия работника полиции в установленные законом сроки.

КУоАП установил для водителей 10-дневный срок на обжалование постановления о привлечении к админответственности. Отсчет начинается со следующего дня со дня вынесения постановления.

После получения копии постановления вы имеете право обратиться за защитой своих прав к руководству патрульной полиции. Но такие обращения часто игнорируют. Поэтому чтобы не тратить время, сразу обращайтесь в суд. Подайте заявление в суд по месту вашей прописки или по местонахождению ответчика, то есть сотрудника полиции.

Исковое заявление должно основываться на нормах КУоАП. В нем нужно обязательно указать, почему вы считаете данное постановление незаконным. Исковое заявление можно не завозить лично, а отправить по почте.

Но если вы отправляете его в последний день указанного срока, оно должно попасть на почту не позднее 12 часов ночи, иначе будет считаться, что заявление поступило на 11 день, а значит, произошло нарушение процессуального срока, и такое заявление суд может не принять.

Это важно!

Статьей 288 КУоАП предусмотрено, что лицо, которое обжаловало постановление по делу об административном правонарушении, освобождается от уплаты судебного сбора.

Кроме этого, Пленум Высшего административного суда Украины обнародовал постановление “О практике применения административными судами положений Закона Украины от 8 июля 2011 года № 3674-VI “О судебном сборе”, в котором отметил, что за подачу в суд административного иска об отмене постановления по делу об админправонарушениях, если лицо привлечено к административной ответственности и наложено административное взыскание (штраф), судебный сбор платить не надо.

Судьи, конечно, знают об этом. Но об этом нужно дополнительно указать в исковом заявлении. В своем заявлении требуйте признать действия сотрудника полиции незаконными, а постановление — отменить. искового заявления должно соответствовать требованиям действующего законодательства, а лучше всего об этих требованиях знают юристы и адвокаты.

Если же суд первой инстанции по тем или иным основаниям не принимает ваше исковое заявление, он выносит решение о приостановлении рассмотрения искового заявления и дает время на устранение выявленных недостатков. В том случае, если ваше заявление не рассмотрели из-за неуплаты судебного сбора, вы можете обжаловать соответствующее решение суда в апелляционном суде.

На время, когда дело рассматривают в суде, действие постановления временно прекращается, а штрафные санкции не начисляются. Только если суд отказывает вам в удовлетворении ваших исковых требований, постановление вступает в силу.

Статья 268 КУоАП предусматривает перечень прав тех, кого привлекают к админответственности. Так, вы имеете право:

  • ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства
  • при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в отрасли права, который по закону имеет право предоставлять правовую помощь лично или по поручению юридического лица
  • выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеете языком, на котором ведется производство
  • обжаловать постановление по делу

Но сотрудники патрульной полиции часто нарушают эти права. Нередко сразу же после остановки транспортного средства они выносят постановление об админправонарушении и накладывают на водителя административное взыскание.

Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, вы имеете полное право требовать от работника полиции не выносить постановление сразу. А рассмотрение дела о привлечении к админответственности отложить на другой день. Это даст вам время и возможность подготовить и представить свои доказательства, объяснения, получить правовую помощь, — заключает адвокат Екатерина Коваленко

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

Источник: https://ckp.in.ua/ru/articles/15811

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий