Коап нарушения авторских прав

Статья 7.12 КоАП РФ. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав

Коап нарушения авторских прав

1.

Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

2. Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), до 1 января 2008 г.

регулировались Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции Федерального закона от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ и Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ). С 1 января 2008 г.

вступила в действие часть четвертая Гражданского кодекса РФ, регулирующая авторские и смежные права (главы 70 и 71). Примерный перечень объектов авторского права ныне определен в ст. 1259 ГК РФ, а исчерпывающий перечень объектов смежных прав — в ст. 1304.

2. Согласно ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинства и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Статья 1259 ГК РФ к таким объектам относит литературные, драматические и музыкально-драматические сценарии, музыкальные (с текстом или без текста) аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, географические, геологические и другие карты; иные произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Пункты 5 и 6 ст. 1259 ГК РФ конкретизируют позиции законодателя по поводу объектов авторских прав, а ст. ст.

1305 — 1344 ГК РФ регулируют основные вопросы реализации смежных прав, в том числе права исполнителя в отношении исполнения, право изготовителя фонограммы в отношении этой фонограммы, право организации эфирного или кабельного вещания в отношении сообщения передач в эфир или по кабелю, право изготовителя базы данных, в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов, право публикатора в отношении произведений науки, литературы или искусства, обнародованных после их перехода в общественное достояние.

Для практики применения норм комментируемой статьи важное значение имеет данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г.

N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» (РГ. 2007.

5 мая) разъяснение, касающееся понятий: «экземпляр произведения», «контрафактные экземпляры», «приобретение, хранение контрафактной продукции» и т.п.

3. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований законодательства, регулирующего данную сферу общественных отношений, рассматривается как нарушитель авторских и смежных прав. Закон предусматривает наряду с гражданской и уголовной ответственностью также административную ответственность.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.

К объектам патентных прав относятся результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным ГК РФ требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным ГК РФ требованиям к промышленным образцам.

На изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (секретные изобретения), положения ГК РФ распространяются, если иное не предусмотрено специальными правилами ст. ст. 1401 — 1405 ГК РФ и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами.

Полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, правовая охрана в соответствии с ГК РФ не предоставляется.

Не могут быть объектами патентных прав: способы клонирования человека; способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека; использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях; иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Любое физическое или юридическое лицо, использующее изобретение, полезную модель или промышленный образец с нарушением закона, считается нарушителем патентных прав.

Источник: https://zknrf.ru/koap/Razdel-II/Glava-7/Statya-7.12/

— Верховный Суд Республики Беларусь

Коап нарушения авторских прав

Действительно ли в Беларуси ужесточена административная ответственность за нарушение авторских прав и за что конкретно могут привлечь к административной ответственности? Может ли быть признано нарушением авторских прав хранение в складских помещениях нелицензионных кассет с аудиовизуальными произведениями?
Действительно с 4 апреля 2016 года в Беларуси ужесточена административная ответственность за нарушение авторских прав, однако это не единственные изменения в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Действующий Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях содержал следующую редакцию состава, включающего нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 9.21. Нарушение авторских, смежных и патентных прав

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации,

на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации,

а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Лаконичность статьи 9.21. КоАП затрудняла привлечение к ответственности за незаконное распространение контрафактной продукции, за незаконное использование объектов авторского права и смежных прав в сети Интернет либо иной информационной сети, ее нормы не согласовывались с нормами Гражданского кодекса и статьи 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Законом Республики Беларусь от 4 января 2016 года N 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально — исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года и Процессуально — исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года.

Статья 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях изложена в следующей редакции:

«Статья 9.21. Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности

1. Присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин,

на индивидуального предпринимателя — от двадцати до пятидесяти базовых величин,

а на юридическое лицо — от тридцати до ста базовых величин.

2. Хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации,

на индивидуального предпринимателя — от тридцати до семидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации,

а на юридическое лицо — от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации.

3. Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности —

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации,

на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации,

а на юридическое лицо — от ста до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации.

Закон в этой части вступил в силу с 4 апреля 2016 года.

1. В новой редакции изложено название статьи 9.21. с целью приведения используемой терминологии в соответствие с Гражданским кодексом и Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

2. В 1-ой части статьи введена ответственность за присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них.

3.Статья дополнена частью 2-ой, предусматривающей ответственность за хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

В этой связи с 4 апреля 2016 года хранение в складских помещениях контрафактных (нелицензионных) аудио- или видеокассет, СD, DVD, компьютерных программ с целью их распространения будет признаваться нарушением авторского права или смежных прав и влечь административную ответственность.

4.

В 3-й части статьи (бывшая часть 1) введена более строгая ответственность за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности (в том числе с помощью глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети) путем определения в санкциях низших пределов штрафов.

5. В санкциях 2 и 3 частей предусмотрена альтернативная конфискация предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, что позволит предотвратить повторное вовлечение предмета административного правонарушения в гражданский оборот.

Подобные изменения будут способствовать повышению уровня охраны исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и сделают защиту исключительных прав более эффективной, будут способствовать реализации международных обязательств Республики Беларусь в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, послужат серьезным аргументом при вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию.

Источник: http://court.gov.by/ru/sup_court/int_prop/vopros/answers/cfb8e3a8262f42db.html

5.5. Административная ответственность за нарушение авторских и

Коап нарушения авторских прав
Помимо гражданско-правовой ответственности за нарушения в области авторских и смежных прав устанавливается административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.

Правонарушение выражается в действиях лиц, незаконно использующих произведения или фонограммы, которые являются контрафактными либо на них указана ложная информация об их изготовителях, месте их производства, обладателях авторских и смежных прав, а равно иным образом нарушающих авторские и смежные права в целях извлечения доходов.

Совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;

— на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;

— на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

В соответствии с письмом ФТС от 29 июня 2007 г. N 01-06/24387 «О направлении методических рекомендаций» основными способами совершения правонарушения в области воспроизведения фонограмм являются:

— фальсификация (подделка под идентичность), что подразумевает полное повторение оригинала. Пиратские копии и их упаковка внешне практически не отличается от оригинала. При этом воспроизводятся также товарные знаки, голографические наклейки, прочие символы оригинального товара;

— монтаж, то есть комбинация различных фонограмм в несвойственной оригиналу последовательности, но с сохранением оригинальных названий;

— компиляция, то есть компоновка фрагментов оригинальных фонограмм без сохранения оригинальных названий;

— бутлегерство, то есть нелегальная запись исполнения музыкального произведения. Например, запись концерта без разрешения фирмы звукозаписи с помощью тайно пронесенной звукозаписывающей аппаратуры.

К действиям, нарушающим авторские и смежные права, ч. 1 ст. 7.12 относит ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными.

С учетом положений ст. 11 ТмК РФ под ввозом в Российскую Федерацию применительно к диспозиции ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ экземпляров произведений и фонограмм, являющихся контрафактными, следует понимать фактическое пересечение такими товарами таможенной границы и все последующие, предусмотренные ТК РФ действия с экземплярами произведений и фонограмм, до их выпуска таможенными органами.

В качестве доказательств контрафактности аудио- и видеопродукции суды принимают письма и методические рекомендации Российской антипиратской организации (РАПО), согласно которым аудиовизуальные произведения на оптических носителях с записью более одного фильма являются контрафактными.

К признакам контрафактности аудиовизуальных произведений могут относиться:

— отсутствие маркировки, содержащей наименование лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио- или видеокассеты, на корпусе (защитном кожухе) иного магнитного или немагнитного носителя, а также на внутреннем кольце оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания.

Данная информация наносится при изготовлении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. N 252;

— наличие на одном оптическом носителе двух и более фильмов (аудиовизуальные произведения в формате DVD в гражданский оборот выпускаются по одному фильму на каждом диске), а также наличие на диске фильмов, официальный выпуск которых только планируется (по информации РАПО);

— отсутствие документов (договора с правообладателем, лицензии органа коллективного управления авторскими и смежными правами), предоставляющих право использовать аудиовизуальные произведения путем их распространения;

— двусторонние носители (склеенные между собой стандартные компакт-диски), поскольку такая продукция не выпускается в России и за рубежом, отсутствует какая-либо техническая документация на их изготовление;

— на полиграфическом оформлении отсутствуют данные о правообладателе, производителе (изготовителе) на территории Российской Федерации;

— лицензия на носителе не соответствует лицензии на полиграфическом оформлении;

— товар перевозится навалом или в разукомплектованном виде (компакт-диски, видео-, аудиокассеты и др.);

— компакт-диски, нанизанные на стержень, незаписанные материальные носители;

— компакт-диски, аудиокассеты, видеокассеты без указания маркировки, содержащей наименование лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио- или видеокассеты, на корпусе (защитном кожухе) иного магнитного или немагнитного носителя, а также на внутреннем кольце оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания;

— магнитная лента и корпуса для видеокассет поставляются раздельно;

— отсутствие данных о заключенных лицензионных договорах при ввозе (вывозе) партий магнитных, оптических, механических носителей информации.

Определение контрафактности экземпляра произведения или фонограммы, а равно выяснение вопроса незаконности использования объектов авторских или смежных прав являются вопросами правовыми, разрешение которых экспертным путем недопустимо.

При помощи экспертизы возможно установить признаки несоответствия исследуемых экземпляров техническим характеристикам (в том числе отсутствие технических средств защиты или их подделка) легально выпускаемой продукции с целью последующего обоснования факта нарушения авторских прав.

По действующему ГК РФ контрафактные экземпляры произведений и фонограмм подлежат уничтожению, в том числе при прекращении дела об административном правонарушении судом на стадии его рассмотрения.

Дела об административных правонарушениях по ст. 7.12 КоАП РФ рассматриваются судьями (ст. 23.1 КоАП РФ) на основании протоколов, составленных должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. 1 данной статьи — также таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Так, в 2006 году таможенными органами по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ было возбуждено 226 дел об административных правонарушениях. Назначены наказания по 144 делам, прекращено 26, что составляет 11% от количества возбужденных дел об административных правонарушениях (см. письмо ФТС России от 28 мая 2007 г.

N 01-06/19861 «О практике применения судами ч. 1 ст. 7.12 КоАП России»).

Предметами административных правонарушений являются контрафактные:

— экземпляры произведений литературы, науки, искусства;

— экземпляры фонограмм.

К орудиям совершения административного правонарушения относят в том числе материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.

В случае, когда незаконное использование авторского права или смежных прав совершается в крупном размере, т.е. если стоимость экземпляров произведений или фонограмм превышает пятьдесят тысяч рублей, правонарушение влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 146 УК РФ. При этом возможна совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 171, 180, 188, 242, 327 УК РФ.

Устанавливая признаки крупного или особо крупного размера деяний, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ, следует исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления, исходя при этом из их количества, включая копии произведений или фонограмм, принадлежащих различным правообладателям.

При необходимости стоимость контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности может быть установлена путем проведения экспертизы (например, в случаях, когда их стоимость еще не определена правообладателем).

Не могут расцениваться как наличие достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, такие обстоятельства, как:

— присутствие на обнаруженных на внутреннем рынке Российской Федерации товарах (например, на компакт-дисках) надписей на английском языке (на русском языке надписи отсутствуют);

— наличие сведений о выявленных объектах авторского права и смежных прав в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности либо в реестре Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое ведет реестр лицензиатов, без установления факта незаключения автором или обладателем смежных прав с конкретным лицом соглашения на использование последним объектов авторских и смежных прав;

— заявление автора или обладателя смежных прав о привлечении к административной ответственности конкретного лица (без проведения надлежащей проверки поступившей информации на предмет установления факта перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации).

В целях решения вопроса о том, является ли экземпляр произведения контрафактным, необходимо оценивать все фактические обстоятельства дела, в частности:

— обстоятельства и источник приобретения лицом указанного экземпляра, правовые основания его импорта, продажи и др.;

— наличие договора о передаче (предоставлении) права пользования (например, авторского или лицензионного договора с автором или обладателем смежных прав);

— соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора (выплата вознаграждения, тираж и т.д.);

— заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения.

После составления протокола об административном правонарушении, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, протокол и материалы дела в течение суток направляются для рассмотрения в суды общей юрисдикции.

Привлечение лица к административной ответственности за использование контрафактной продукции не исключает возможность привлечения его к гражданской ответственности за это же правонарушение.

Источник: https://lib.sale/avtorskoe-pravo-nauka/administrativnaya-otvetstvennost-narushenie18659.html

Отграничение преступлений, связанных с нарушениями авторских прав, от административных правонарушений

Коап нарушения авторских прав

За нарушение авторских и смежных прав, помимо гражданско-правовой, предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Для привлечения нарушителей к ответственности необходимо, чтобы в их действиях содержался состав либо административного правонарушения, либо уголовного преступления, так как оба вида ответственности одновременно не могут быть применены.

Однако привлечение лица к уголовной или административной ответственности не лишает возможности привлечь его к гражданско-правовой ответственности, так как с помощью гражданско-правовых способов защиты охраняются интересы потерпевшей стороны, а с помощью административно-правовых и уголовно-правовых – интересы общества [1, с. 65].

Хотя административные и уголовно-правовые меры борьбы с правонарушениями в области авторского права не являются основными, иногда они оказываются более эффективными средствами воздействия на нарушителей. Основные преимущества применения некоторых административных санкций заключаются в простоте и быстроте их реализации.

Это позволяет оперативно реагировать на относительно мелкие нарушения авторского права и смежных прав, например, пресекать незаконную торговлю контрафактной продукцией.

Угроза же привлечения к уголовной ответственности нередко оказывается единственным сдерживающим фактором для лиц, которые делают бесперспективным применение к ним гражданско-правовых санкций, например, из-за отсутствия у них имущества, достаточного для исполнения решения суда по гражданским делам.

До 1995 года административная ответственность за нарушения авторских прав вообще не предусматривалась, за исключением почти не применявшихся на практике мер, закреплённых Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1995 году в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях появился самостоятельный состав «Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений и фонограмм».

Ч. 1 ст. 7.

12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, оместах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 14.33 КоАП. Эти случаи (недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации) предусматривают более жёсткие административные санкции.

Интересно, что данная статья, касающаяся нарушений авторских и смежных прав, помещена в раздел «Административные правонарушения в области охраны собственности», а не в раздел «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» по аналогии со ст. 146 УК РФ, которая входит в главу 19 УК – «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Общим объектом и административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП РФ, и преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, являются права и законные интересы авторов и правообладателей, а также экономические интересы государства.

Непосредственным объектом как административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 КоАП, так и преступлений, предусмотренных ст.

146 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторские права), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Если предметом преступлений, предусмотренных ст.

146 УК РФ, являются любые охраняемые в России произведения (как обнародованные, так и не обнародованные) и объекты смежных прав, то есть результаты творческой деятельности, то предметом административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.12 КоАП являются экземпляры произведений и фонограмм, изготовленные или распространяемые с нарушением авторских и смежных прав.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которую устанавливается в ч. 1 ст. 7.

12 КоАП, выражается в противоправных действиях в форме ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если:

  • они являются контрафактными (то есть если они изготовлены с нарушениями авторских или смежных прав);
  • на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об изготовителях, о местах производства данных экземпляров, а также об обладателях авторских или смежных прав.

Под ввозом экземпляров произведений или фонограмм, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы РФ.

Под продажей экземпляров, в соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ, понимается то, что одна сторона (продавец) передаёт вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает этот товар и уплачивает за него определённую денежную сумму (цену).

Под сдачей в прокат экземпляров, в соответствии с п. 1 ст. 626 ГК РФ, понимается деятельность арендодателя, который сдаёт имущество в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности и предоставляет арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.

Иное незаконное использование экземпляров заключается в осуществлении действий, связанных с воспроизведением, распространением, демонстрацией, оглашением чужого произведения, противозаконным опубликованием произведения с внесением в него без согласия автора изменений, дополнений или сокращений и т. д.

, нарушающих имущественные права автора или правообладателя, не связанные с ввозом, продажей или сдачей в прокат.

Это могут быть такие действия, как продажа вычислительной техники с предустановленным программным обеспечением без согласия правообладателя, воспроизведение нелицензионных программ на персональных компьютерах конечными пользователями, незаконное распространение произведений (текстов книг, программ и т. п. и фонограмм по телекоммуникационным каналам (сеть Интернет и т. д.).

Так, постановлением судьи Благовещенского городского суда от 17 ноября 2006 года к административной ответственности по ч. 1 ст. 7. 12 КоАП РФ был привлечён О. Ю. Слободян. Из материалов дела следует, что 12 сентября 2006 года в г.

Благовещенске в ходе проведения контрольной закупки в торговой секции № 10, принадлежащей ИП Слободяну О. Ю., расположенной в помещении торгового центра «Хуафу» по адресу: г. Благовещенск, ул.

Красноармейская 102, установлен факт реализации (продажи) игры «Мах Раупе 2» для персонального компьютера на двух СD-носителях фирмы «1С» с признаками контрафактности.

Кроме этого, в ходе проверки, обнаружены выставленные для продажи в торговой витрине игра «Боот 3», на двух СП-дисках для персонального компьютера фирмы «1С» с признаками контрафактности. Своими действиями ИП Слободян О.Ю. совершил административное правонарушение — продажу контрафактных экземпляров произведений в целях извлечения дохода [2].

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП – граждане, должностные лица и юридические лица, виновные в его совершении.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.12 КоАП РФ, характеризуется умыслом и наличием цели – извлечение дохода.

При этом виновный осознаёт противоправный характер незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

В качестве примера можно привести дело об административном правонарушении, рассматриваемое в Колпинском районном суде в отношении Рябова А. В., который реализовывал контрафактныеDVD-диски, однако об их контрафактности он осведомлён не был. В судебном заседании Рябов А.В.

пояснил, что был уверен в надлежащем качестве продаваемой видеопродукции, поскольку DVD-диски приобретались им для последующей продажи на основании официально заключенного договора поставки с генеральным директором ООО «Вольт» Ш., и в п.2.1 указанного договора прямо прописано, что поставщик гарантирует качество товара.

Ввиду того, что у суда возникли неустранимые сомнения в виновности Рябова, дело было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения [4].

Аналогичное дело рассматривалось в том же суде в отношении Николаевой Е. Г., торговавшей контрафактнымиDVD-дисками. В ходе судебного заседания Николаева Е.Г.

пояснила, что не знала о контрафактности продаваемой продукции ввиду того, что приобретала диски с кинофильмами посредством официально оформленного договора купли-продажи с ООО «СПАРК» по юридическому адресу нахождения указанной организации, а поскольку договор был подписан менеджером указанной организации, официально занимающейся распространением DVD-продукции от имени генерального директора С., Николаева была уверена в том, что диски являются лицензионными. При отсутствии специального образования, она, доверяя продавцу (поставщику товара), самостоятельно не могла визуально определять, т.е. отличать лицензионные диски с DVD-фильмами от нелицензионных. Дело было прекращено за отсутствием состава преступления [3].

Таким образом, обязательным признаком данного состава административного правонарушения является цель – извлечение дохода, а состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ – причинение крупного ущерба.

Но если действия правонарушителя не были направлены на получение прибыли от незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм, то возникает определённая трудность в квалификации данного деликта как административного правонарушения.

Получение дохода как такового необязательно; главным является цель его получения.

Если цели извлечения дохода нет, но имеется факт нарушения авторских и смежных прав, то в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, и действия правонарушителя могут повлечь за собой только гражданско-правовые или уголовно-правовые (в случае причинения крупного ущерба) санкции.

Источник: https://moluch.ru/archive/43/5219/

Гл а в а 2 ОСНОВАНИЯ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Коап нарушения авторских прав

Институт административной ответственности в России начал формироваться со второй половины XIX в., после принятия в 1864 г. Устава о наказаниях.

Изначально он являлся важнейшей составной частью полицейского, а затем административного права и рассматривался как механизм осуществления государственного управления в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Решающее влияние на его развитие оказывали экономические и социальные условия жизни страны, политический режим, уровень культуры населения, философские и правовые взгляды представителей научного юридического сообщества[1].

При этом считается, что административная ответственность приобрела формальные признаки самостоятельного вида юридической ответственности в российском законодательстве только по результатам первой кодификации соответствующего административного законодательства в 1985 г.[2]

В условиях современной российской правовой реальности административная ответственность рассматривается как самостоятельный вид публично-правовой ответственности, который в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации предусмотрен и наступает за совершение административных правонарушений.

Сегодня административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности.

Этот институт активно используется в обеспечении законного правопорядка и повышении гарантий защищенности прав граждан, юридических лиц и тем самым приобретает значимость эффективного правового способа воздействия на общественные отношения[3], в том числе — общественные отношения, связанные с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности.

Основания и меры административной ответственности за посягательства на такие виды интеллектуальной собственности, которые отнесены действующим гражданским законодательством к объектам авторских и смежных прав, а также изобретательских и патентных прав, установлены российским законодателем в ст. 7.12 КоАП РФ[4]. Действующая редакция указанной административно-правовой нормы состоит из двух частей, каждая из которых предусматривает самостоятельный состав административного правонарушения, посягающего на интеллектуальную собственность:

  • — ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ);
  • — незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству (ч. 2 ст. 7.12 КоАП РФ).

Поскольку ч. 1 ст. 7.

12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, постольку данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания и других объектов смежных прав, регулируемые нормами гл. 70 и 71 ГК РФ.

Примерный (т.е. не исчерпывающий, подлежащий расширительному толкованию) перечень объектов авторского права определен российским законодателем в ст. 1259 ГК РФ, которая отнесла к таковым следующие виды интеллектуальной собственности, охватываемые родовым понятием «произведения науки, литературы и искусства»:

  • — литературные произведения;
  • — драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • — хореографические произведения и пантомимы;
  • — музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • — аудиовизуальные произведения;
  • — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • — произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • графические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • — географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • — другие произведения1.

При этом согласно положениям Четвертой части ГК РФ произведения науки, литературы и искусства признаются объектами авторских прав, а значит и объектами административно-правовой охраны, независимо от достоинства и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Что касается объектов смежных прав, то их исчерпывающий перечень представлен в ст. 1304 ГК РФ, которая отнесла к ним следующие виды интеллектуальной собственности:

  • — исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • — фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • — сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • — базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • — произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Однако, как следует из содержания ч. 1 ст. 7.

12 КоАП РФ, действия в виде ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования могут быть квалифицированы как административное правонарушение по данной статье только в случае их совершения либо в отношении экземпляров произведений, либо в отношении экземпляров фонограмм.

Тогда как предусмотренное данной же нормой административное правонарушение, описываемое юридической формулой «иное нарушение авторских и смежных прав», может быть совершено в отношении любой правоохраняемой интеллектуальной собственности, если отношения по поводу ее создания и использования подпадают под действие норм института авторского права или института смежных с авторскими прав. Соответственно, совершение каких-либо действий в отношении иных результатов интеллектуальной деятельности, не подпадающих под указанные выше признаки объектов авторских и смежных прав, исключает квалификацию содеянного по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, выражается в совершении хотя бы одного из следующих альтернативных действий в отношении правоохраняемых экземпляров произведений или фонограмм:

  • — ввоз;
  • — продажа;
  • — сдача в прокат;
  • — иное незаконное использование.

В соответствии с действующим таможенным законодательством ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляет собой совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами (п/п 3 п. 1 ст. 4 ТК ТС[5]).

Кроме того нормативное понятие ввоза содержится в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[6], в соответствии с п/п 1 п. 1 ст.

5 которого «ввоз товаров в Российскую Федерацию» представляет собой фактическое пересечение товарами Государственной границы РФ и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств — членов ТС или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию ТС, на территорию РФ и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством ТС и (или) указанным ФЗ.

такого действия, как продажа определяется нормами действующего гражданского законодательства, а именно положениями Второй части ГК РФ о договоре купли-продажи. Как указано в п. 1 ст.

454 ГК РФ «по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)». Таким образом, продажа в ч. 1 ст. 7.

12 КоАП РФ должна пониматься как совершение действий по отчуждению (передаче в собственность) другому лицу за плату экземпляров произведений или фонограмм.

Следующее деяние — сдача в прокат также имеет гражданско-правовую природу. В частности п. 1 ст.

626 ГК РФ гласит, что «по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование».

Таким образом, под действие ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ подпадает деяние в виде передачи во временное пользование за плату экземпляров произведений или фонограмм.

Под иным незаконным использованием экземпляров произведений или фонограмм, указанным в ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, следует понимать все иные способы незаконного извлечения доходов из свойств экземпляров произведений или фонограмм (например, незаконное публичное исполнение произведения, незаконная передача фонограммы в эфир и др.).

Помимо указанных выше положений гражданского законодательства для правильного применения ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ важное значение имеет данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г.

№ 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»[7] разъяснение, касающееся судебного толкования таких понятий, как «экземпляр произведения», «контрафактные экземпляры», «приобретение, хранение контрафактной продукции» и т.п., применяемых в ходе квалификации рассматриваемого вида административных правонарушений. Для целей квалификации и расследования административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.12 КоАП РФ, должностными лицами подразделений административных расследований таможенных органов серьезным методическим и практическим подспорьем являются:

Письмо ФТС России от 28 мая 2007 г. № 01-06/19681 «О практике применения судами части 1 статьи 7.12 КоАП России» с прилагаемым к нему «Обзором судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[8] (Приложение 6);

Источник: https://ozlib.com/838959/pravo/osnovaniya_mery_administrativnoy_otvetstvennosti_posyagatelstva_intellektualnuyu_sobstvennost

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий