Нарушение прав примеры из сказок

Характеристика сказок о животных

Нарушение прав примеры из сказок

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. Образовано от слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.

Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несёт в себе огромную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основана на уважении к своим предкам. [38]

Фольклорная сказка — жанр литературного творчества; эпический жанр письменного и устного народного творчества. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. [38]

В сказках проявляется характер народа, его мудрость и высокие моральные качества. [8]

Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных

2. Волшебные сказки

3. Бытовые сказки [38; 39]

Русская народная сказка о животных – это один из древнейших фольклорных жанров. В нём переплелись отголоски мифов о тотемных животных, рассказов о происхождении зверей и птиц, преданий об отношениях между миром людей и миром животных и т. д. Здесь запечатлен многовековой опыт человека по освоению мира природы, постижению важнейших законов его бытия. [42]

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла. По мнению Я. Гримма, на возможность появления животного вымысла повлияли воззрения первобытных людей. При разложении этого эпоса выделились сказка о животных и басня.

Аникин В.П. в своей книге «Русская народная сказка» утверждает, что появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. В этих рассказах действовали будущие главные герои сказок о животных.

Эти рассказы ещё не имели иносказательного смысла. Под образами животных подразумевались животные. Такие рассказы непосредственно отражали обрядово-магические и мифические понятия и представления. Рассказы мифического характера отличались жизненным назначением.

Можно предполагать, что они рассказывались с наставительными целями и учили, как относиться к зверям. С помощью соблюдения известных правил люди стремились подчинить животный мир своему влиянию. Такова была начальная стадия зарождения фантастического вымысла.

Позднее на нём основывались сказки о животных.[2]

В русской народной «животной» сказке взаимно отражают друг друга два мира – мир людей и мир зверей.

Сказки о животных «вводят человека в круг первых жизненно важных представлений, объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями людей». Это порождает особого рода условность повествования.

Животное и человек в анималистических сказках взаимозаменяемы, переносимость функций с одних персонажей на другие делает первичным действие, а не совершающего его субъекта.

Возможность взаимозамен персонажей порождает в фольклоре тождественные по смыслу образы и параллельные сюжеты.

Так, совпадают начала сказок «Кот, петух и лиса» и «Баба-Яга и Жихарь»: в первой лиса уносит петуха, выманивая его песней, а кот отправляется его спасать; во второй Жихарь утащен Бабой-Ягой, выманившей его песней, а на помощь ему спешат кот и воробей.

Практически тождественны по сюжету, композиции и идейному смыслу сказки «Лисичка со скалочкой» и «Старуха-лапотница», в которых героини путем обмана меняют скалочку/лапоть на курочку, курочку на гусочку, гусочку на индюшку и т. д. вплоть до бычка/девочки. [42]

В.Я. Пропп, давая определение сказкам о животных, предложил: «Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования».

Сказочный животный эпос – образование особое, мало похожее на рассказы из жизни животных. Животные здесь действуют в согласии со своей природой и выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Для русских анималистических сказок характерна иносказательность, где она возможна благодаря использованию аллегорической (басенной) образности. Отсюда основные темы русских сказок о животных – человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений как в бытовой, так и в социальной сфере, вплоть до резкой социальной сатиры на общественное устройство. [42]

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

Классификации сказок о животных

Существует множество классификаций как сказок в целом, так и сказок о животных в частности. У каждой классификации есть своё основание, т.е. признак, по которому выделяют эту классификацию. Вот некоторые из них:

А) По главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточно-славянская сказка»:

1.Дикие животные: — Лиса. — Другие дикие животные. 2. Дикие и домашние животные. 3. Человек и дикие животные. 4. Домашние животные. 5. Птицы и рыбы.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Б) По жанровому признаку (структурно-семантическая классификация). В сказке о животных выделяют несколько жанров. В.Я. Пропп выделял:

1. Кумулятивная сказка о животных. 2. Волшебная сказка о животных. 3. Басня (аполог).

4. Сатирическая сказка.

Е.А. Костюхин выделял следующие жанры о животных:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных 2. Волшебная сказка о животных 3. Кумулятивная сказка о животных 4. Новеллистическая сказка о животных 5. Аполог (басня) 6. Анекдот. 7. Сатирическая сказка о животных 8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

9. Небылицы

Пропп в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же разделяет жанры сказки о животных по содержанию, что позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных.

В) По признаку целевой аудитории.

1. Детские сказки (Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории.): — Сказки рассказанные для детей. — Сказки рассказанные детьми.

2. Взрослые сказки.

Около двадцати сюжетов сказок о животных – это кумулятивные сказки. Принцип построения таких сказок заключается в многократном повторении единицы сюжета. С. Томпсон, Й. Болте, И. Поливка, В.Я. Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением: — Докучные сказки типа «Про белого бычка». — Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»). 2.

С конечным повторением: — «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся. — «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Значительную часть сказок о животных занимает аполог(басня), в котором выступает нравоучительное начало. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуации.

Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы.

Типичными примерами аполога являются сказки «Кто трусливее зайца?»; «Старая хлеб-соль забывается»; «Заноза в лапе медведя (льва)»; «Лиса и кислый виноград»; «Ворона и лисица» и мн.др.

Рядом с апологом стоит так называемаяновеллистическая сказка о животных, выделенная Е.А. Костюхиным. Новелла в животной сказке – это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев.

В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. в новелле занимательное. Классический пример произведения – это «Благодарные звери».

Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). [38]

Источник: https://studopedia.su/19_84199_harakteristika-skazok-o-zhivotnih.html

Статья УК для сказочных героев, или Взгляд юриста на Машу и Буратино

Нарушение прав примеры из сказок

Сказка ложь, да в ней намек. Однако это не просто уникальное пособие для воспитания детей, но и настольная книга для юриста. Ведь в любимых и знакомых с детства строчках то и дело мелькают статьи Уголовного кодекса.

Квалифицировать действия сказочных героев мы попросили президента Единого правового центра «Вигенс» Владимира Плужника. 

Итак, пройдемся по самым известным.

Жила-была Красная Шапочка. Ну дальше вы знаете. Злой Серый волк глазами юриста не такой уж и злодей.

Поскольку после прихода дровосеков бабушка осталась жива, то, согласно статье 26 Уголовного кодекса КР, его действия по подготовке и покушению на бабушку и Красную Шапочку признаются неоконченным преступлением и в соответствии со статьями 27 и 28 не влекут уголовной ответственности. 

Правда, в других сказках Волку не удастся избежать наказания. 

© Sputnik / РИА Новости

Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят»

Седьмой козленок вполне мог бы подать в суд и посадить Серого в тюрьму за массовое убийство до конца его жизни.

Но в сказке отсутствует факт убийства козлят, так как Коза их спасает из живота волка, поэтому это можно переквалифицировать в похищение, что по статье 123 за перемещение козлят с места их постоянного пребывания, совершенное путем обмана, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Поросенок Ниф-Ниф и его братья также засадили бы Волка минимум лет на десять, но уже по двум статьям.

По 174-й «Умышленное уничтожение или повреждение имущества общеопасным способом (вызовом шквального ветра) с причинением тяжких последствий» можно наказать лишением свободы на срок от двух до семи лет.

При этом следует вменить ему и статью 113 «Угроза убийством», что влечет лишение свободы на срок до трех лет.

Закадычная подруга Серого Лиса также может спокойно попасть в места не столь отдаленные. Помните, «была у Лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная».

Так вот, действия Патрикеевны можно расценить как самовольный захват жилых помещений, зданий и сооружений с применением насилия или с угрозой его применения и по части 2 статьи 172 наказать лишением свободы на срок от года до трех лет. 

Статью 166 «Мошенничество» можно применить к каждой истории про рыжую плутовку.

Ее всем известные действия с сыром Вороны или обман Деда с возом рыбки наказывается штрафом от 50 до 300 расчетных показателей (равен 100 сомам) либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет. А мошенничество в крупном размере, как в случае с Колобком, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Кстати, о Колобке. Побег румяного сказочного героя можно расценить как склонность к бродяжничеству, но наказать его за это нельзя. Зато дедушка с бабушкой могут лишиться родительских прав за то, что допускают бродяжничество своих несовершеннолетних детей.

© Sputnik / РИА Новости

Репродукция к сказке «Дюймовочка»

История другой несовершеннолетней героини — Дюймовочки тоже не останется без внимания.

В сказке Полевая мышь и Крот в сговоре склоняли к замужеству маленькую девочку, и такие действия расцениваются как понуждение к действиям сексуального характера в отношении малолетних лиц путем шантажа.

Так что их можно привлечь к ответственности по статье 131 части 1, 2.1 и 3 с наказанием в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

А вот тысяча и одно насильственное действие сексуального характера, соединенные с угрозой убийством в отношении Шахерезады, квалифицируются по статье 130 УК КР и наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

В сказках сплошь и рядом встречается принуждение к действиям различного характера. 

Для директора кукольного театра Карабаса-Барабаса небо надолго могло стать в клеточку, так как его действия подпадают под часть 5 статьи 125 «Незаконное лишение свободы в отношении двух или более несовершеннолетних лиц» и статью 125-1 «Принудительное использование труда (рабский труд) в отношении двух или более несовершеннолетних лиц». Такие деяния наказываются лишением свободы от трех до семи лет и от семи до десяти соответственно.

Эти же статьи можно применить к Медведю, который принудительно удерживал и использовал труд малолетки Маши в виде выпечки вкусных пирожков и уборки дома.

Принудительным лишением свободы занималась и Снежная Королева, при этом она еще и обманом похитила ребенка. По статье 123 ей светит лишение свободы от пяти до десяти лет, а по статье 125 — от семи до десяти. Такой же срок грозит и Жабе, которая украла Дюймовочку у матери.

Эту же статью можно применить и к Гусям-лебедям. Но поскольку похищение несовершеннолетнего Вани было спланированной акцией, совершенной группой лебедей по команде главаря — Бабы-яги, то это отягчающее обстоятельство, которое карается по части 2 статьи 123 и наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Мачеху из сказки «О Спящей красавице и семи богатырях» можно привлечь к ответственности за покушение на убийство и по статье 256 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее за собой отравление людей». Яблоко было хоть и наливным, но отравленным. Даже только за угощение царевны грязным фруктом злоумышленница получит или штраф от 500 до 2 000 расчетных показателей, или лишение свободы до двух лет. 

Другую Мачеху, которая насильно заставляла работать ночью Золушку, можно привлечь по статье 66-3 «Семейное насилие» Кодекса КР «Об административной ответственности», которая предусматривает наложение штрафа от 500 до 1 000 сомов или арест на срок до пяти суток.

В то же время Мачеху и сестер нельзя привлечь за оскорбление Золушки, потому что статья 128 «Оскорбление» Уголовного кодекса КР утратила силу в соответствии с Законом КР от 10 марта 2015 года. 

Но что самое интересное — наказать можно не только злодеев, но и вполне положительных героев.

Ту же Крестную фею Золушки можно привлечь по статье 66-1 этого же кодекса за нарушение порядка предоставления сведений о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и оштрафовать на 1 000 или 1 500 сомов, так как она не сообщила о девочке в специальный орган защиты детей.

Солдата, сварившего кашу из топора, вполне можно привлечь по статье 166 «Мошенничество» и наказать лишением свободы до одного года.

А знаменитому Чиполлино и вовсе грозит длительный срок в тюрьме.

В сказке представители правителя снесли домики героев и в ответ получили массовые беспорядки и оказание вооруженного сопротивления представителю власти (обрызгивание луковым соком).

Действия подпадают под статью 233 «Массовые беспорядки» УК КР и наказываются лишением свободы на срок от восьми до десяти лет.

А вот за «насильственный захват и удержание власти» в нарушение Конституции, которые организовал Чиполлино, ему грозит наказание по статье 295 в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Знаменитый друг джиннов Алладин тоже совершил неблаговидный поступок, украв лампу.

За такое деяние ему грозит наказание по статье 164 «Кража», которое предусматривает либо привлечение к общественным работам на 10 суток, либо штраф до 100 расчетных показателей, либо полугодовые исправительные работы.

Можно также публично извиниться и возместить ущерб, но в этом случае Алладину будет просто не перед кем рассыпаться в извинениях, так как хозяин лампы и сокровищ неизвестен.

Девочке Маше, проникшей в жилище трех медведей, съевшей кашу самого маленького медвежонка и нанесшей ущерб в виде использования их кроватей и другой мебели, грозит наказание по статье 137 УК КР «Нарушение неприкосновенности жилища». Такие действия наказываются штрафом в размере от 50 до 100 расчетных показателей.

Источник: https://ru.sputnik.kg/society/20160214/1022385499.html

Сказкотерапия в работе с дошкольниками

Нарушение прав примеры из сказок

Сказкотерапия в работе с дошкольниками

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».

Д. Родари.

Откуда взялась сказкотерапия

Сам метод развития через сказки появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран. Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.

Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних.

Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Что такое сказкотерапия?

  • это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими; 
  • Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
  • Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
  • Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
  • это процесс экологического образования и воспитания ребенка;
  • это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;

Цели и задачи сказкотерапии:

·      активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

— Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

— Стимулирование творческого самовыражения.

— Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

— Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

— Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

— Выявление и поддержка творческих способностей.

— Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

— Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Преимущество сказок для личности ребенка:

— Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

— Неопределенность места действия главного героя.

— Образность языка. Кладезь мудрости.

— Победа Добра. Психологическая защищенность.

— Наличие Тайны и Волшебства

Принципы работы со сказками:

— 1. Принцип осознанности.

— 2. Принцип реальности

— 3. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).

— 4. Принцип многогранности.

— 5. Принцип связи с реальностью.

Психологические потребности ребенка:

— автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

— активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

— социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

— мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

— когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

— поведенческого, который, связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами:

  1. Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.
  2. Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.
  3. Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
  4. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
  5. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
  6. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
  7. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками:
I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа.

(Ведущий метод  — словесная режиссерская игра).
II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование).

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.

) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением ге­роев. Например, для анализа выбирается известная сказка.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопро­сов:

• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравил­ся)? И др. …

•  Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

•  Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?

•  Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?

•  Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

2. Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фан­тазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвую­щих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

3. Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нра­вится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал.

Переписывая сказку, дописы­вая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребе­нок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему со­стоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряже­ния.

4. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведе­ние куклы максимально выразительным. Работа с куклами по­зволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, ко­торые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе по­зволить проявить.

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее ре­шения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Использование сказкотерапии в обучении детей  развивает:

— активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
— самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

— творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

— эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

— произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

— связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Бывают сказки для детей с нарушениями развития такие как:

Сказкотерапия для гиперактивных детей

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.

Сказкотерапия в логопедической работе с детьми

Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

·       развить познавательные способности;

·       сформировать причинно-следственные связи;

·       усвоить социальные нормы, принятые в обществе;

·       развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.

При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.

Сказкотерапия детских страхов

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.

Сказкотерапия для малышей и развитие речи

Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной личностью позволяет ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда наступает период перехода от использования слов к проговариванию целых фраз важно как можно больше читать малышу сказки, в которых содержится большое количество простых и легких для повторения диалогов.

Пример психологической работы с народными сказками «Курочка Ряба»

Интересно, что чем короче сказка, тем более она концентрированна.

1. О чем эта сказка?

— о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди;

— о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

— о случайностях, которые обычно случаются закономерно («мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);

— любви к ближнему («не плачь дед, неплач баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое»);

— о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.

Чему нас сказка учит?

— конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

— гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?

— не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.

Объясните, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи?

Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача — подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

И еще.

Вбуквальном смысле слова призываю вас: читайте детям сказки на ночь! Обсуждайте их! Поверьте, особый настрой перед сном способствует более полному восприятию прочитанного, дает время на обдумывание затронутых в разговоре тем, лучше закладывается в подсознание ребенка. Когда у Вас не ладятся отношения с сослуживцами, задумайтесь, на какую сказочную ситуацию это похоже и каким образом она разрешалась героями

в сказке…

Секреты Вашего счастья – в Ваших руках, и все мудрецы мира не смогут Вас научить так, как это сделаете Вы сами, отыскав ключик к своей душе!  

Источник: https://edu.tatar.ru/l-gorsk/dou24/page2524278.htm

Права ребенка: объясняем детям, используя примеры из сказок

Нарушение прав примеры из сказок
По препаратам

Например: Нейроплант, Депрессия, Анализ крови, Хирургия, Гастрит

Что мы, взрослые, можем сделать для счастья и полноценного развития наших малышей? Прежде всего, обеспечить их основные жизненные потребности – это право, предоставленное детям от рождения.

Конвенция о правах ребенка – международный правовой документ, в котором закреплены гарантии прав ребенка. Он объединил в себе высокие морально-социальные и правовые нормы международного стандарта и педагогические основы общения взрослых и детей.

Основная идея Конвенции – защита интересов ребенка, обеспечение его права на выживание, развитие, защиту, на активное участие в жизни общества. Документ утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Один из главных – признание ребенка полноценной и полноправной личностью в обществе, которая имеет права так же, как и родители.

Каждый ребенок должен обязательно знать о своих правах и наша задача –рассказать и объяснить значение этого понятия. А реализовать это возможно, используя хорошо знакомые детям сказки.

Главное право каждого ребенка – право на жизнь

Однако так считали не всегда. Давным-давно существовало государство Спарта, которая славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве осматривали каждого новорожденного мальчика и решали: если ребенок был крепким, здоровым – его оставляли жить. Но если ребенок рождался слабым, болезненным – его бросали со скал.

Сейчас мы знаем, что даже слабый ребенок, если будет хорошо питаться, заниматься физкультурой, закаливанием, то будет расти сильным и выносливым. В будущем он сможет стать знаменитым ученым или талантливым художником. Каждая страна, отмечается в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать родителям, строить больницы и поликлиники.

Пример из сказки

Предложите детям посмотреть иллюстрацию к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и вспомнить слова:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покотили
И пустили в Океян –

Так велел им царь Салтан.

Вопрос ребенку: Кто и почему та жестоко поступил с новорожденным малышом и его матерью-царицей?

Никому и никогда не позволительно обижать и мучить ребенка. Но есть люди, которые обижают детей за то, что они другой национальности, религии, имеют другой цвет кожи. Каждое государство, которое подписало Конвенцию, обязано защищать своих маленьких граждан и наказывать тех, кто жестоко ведет себя с ними.

Дети имеют право жить вместе со своими родителями и никто не может их разлучить

В жизни иногда происходят разные чрезвычайные ситуации. Например, необходимо спасать детей от землетрясений, наводнений, воин. Детей могут вывезти из опасных мест, иногда даже в другую страну. Но потом руководства обеих государств обязаны помочь родителям и детям отыскать друг друга.

Пример из сказки

Снежная Королева вывезла маленького Кая из дома бабушки в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала мальчику весь мир и пару коньков.

Вопрос ребенку: Возможно, Снежная Королева хотела мальчику добра? Имела ли она право вывезти Кая без разрешения родителей далеко от родного дома?

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином так же, как его родители

Никто не имеет права заставить ребенка открыть дверь незнакомцам. Никому не разрешено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя безопасно в своем доме.

Пример из сказки

Когда три поросенка не открыли волку дверь своего дома, он вылез на крышу и закричал: «Немедленно пустите меня!». Поросенок Наф-Наф ответил: «Ни за что! Дом поросенка – его крепость!»

Вопрос ребенку: Как следовало поступить волку? Можно ли так поступать, как он?

Дети имеют право на отношение к себе как равным

Пример из сказки

Вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Когда огромный жук пролетал над девочкой, увидел ее, схватил и отнес на дерево для того, чтобы показать другим жукам, которые решили, что она некрасивая, потому что у нее не было усиков и было всего две ноги.

Вопрос ребенку: Какое право нарушено в этой сказке?

Никто не имеет права обижать, унижать ребенка за его внешность, цвет кожи, язык, на котором он разговаривает. Все дети равны и имеют одинаковые права.

Также помимо вышеперечисленных прав детям стоит объяснить и следующее:

— Когда он остается дома сам, без взрослых, не следует никому открывать дверь, даже подходить к ней, когда кто-то стучит.

— Не ходить гулять далеко от своего дома.

— Не ходить без взрослых в парк, лес, к речке.

— Никуда не ходить с незнакомыми людьми.

— Если же к ребенку пристает незнакомец, бежать от него, кричать и звать на помощь.

на наш Telegram. Присылаем лишь «горящие» новости!

  • Рабин Татьяна Онкология, Радиодиагностика Задать вопрос
  • Попков Александр Васильевич Гинекология, Онкология, Хирургия Задать вопрос
  • Нетрусова Светлана Григорьевна Задать вопрос
  • Власова Анастасия Петровна Задать вопрос
  • Пономаренко Максим Викторович Задать вопрос
  • Цымбалюк Ирина Николаевна Задать вопрос
  • Лисенко Дмитро Терапия, Онкология, Гематология Задать вопрос
  • Шевченко Александр Геннадьевич Задать вопрос
  • «Поборы» врачей: кто будет нас лечить?Такого уровня хирург в любой стране мира получал бы от работодателя такую зарплату в год, как у него нашли в ячейке Алексей Давиденко 22.3т 79
  • Депрессия — современная болезньО депрессии сегодня говорят много – время года подходящее. Она, как спрут, опутывает своими щупальцами всё больше трудоспособного населения по всему миру Сергей Русов 5т 32
  • Как дожить до 100 лет: что есть и что делатьЯпонцы считают, что, съедая больше, чем требует наш организм, мы только вредим себе Ольга Фомина 10.5т 8
  • Независимая личностьЧеловек – единственное существо, которому после своего рождения надо, обязательно кем-то стать! Или, по-простому – обрести свою личность! Сергей Русов 20.8т 26

Источник: https://www.obozrevatel.com/mamaclub/rannee-razvitie/material/prava_rebenka_obyasnyaem_detyam_ispolzuya_primery_iz_skazok-5494.html

Права сказочных героев

Нарушение прав примеры из сказок

Права сказочных героев

(Исследовательская работа Петухина Артёма)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

1. Документы о правах детей

2. Результаты анкетирования

3. Права детей

4. Сказки – прекрасный учебник жизни

5. Права сказочных героев

6. Защитники прав

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Я заметил, что сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых. В телевизионных программах, в газетных статьях рассказывается о нарушении прав ребёнка.

Мои родители тоже обсуждают эти вопросы. На уроках литературного чтения мы знакомились с русскими народными сказками, и я задумался, а как обстоит дело с соблюдением прав у сказочных героев. Я захотел более подробно изучить этот вопрос, а заодно вспомнить основные права детей.

Цель моей работы: на примере сказочных героев рассказать о возможных нарушениях прав детей.

Задачи:

познакомиться с литературой по данной теме;

проанализировать взаимоотношения сказочных героев;

расширить знания о правах детей

Гипотеза: предположу, что в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.

Методики:

изучение литературы;

анкетирование;

сопоставление сказочных и жизненных ситуаций;

анализ полученных результатов;

защита своего проекта

ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
1. Документы о правах детей

Изучая литературу по своей теме, я узнал, что ещё в Древней Руси забота о детях вменялась родителям. Древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой» раскрывал содержание ответственности родителей за воспитание, образование и поведение детей в обществе. Много нового своими указами внёс в положение малолетних Пётр I.

Сейчас права детей закреплены в таких документах, как Декларация прав ребёнка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году и определяла действия тех, кто отвечает за соблюдение прав ребёнка, и Конвенция о правах ребёнка – международный правовой документ, в котором говориться о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия.

2. Результаты анкетирования

А знают ли права детей наши родители и одноклассники? Я предложил им ответить на вопросы анкеты. (Приложение). Оказалось следующее: не все дети знают свои права. В основном знают о праве на образование, медицинское обслуживание и отдых. Об этом они узнали от родителей. Ребята считают, что нарушение прав в нашей жизни есть, а защитниками являются родители.

Взрослые тоже знают только о некоторых правах и их нарушениях, но иногда не задумываются о том, как исправить сложившуюся ситуацию. Поэтому сначала я захотел остановиться на основных правах детей.

3. Права детей

Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете.

Ребёнок имеет право:

на жизнь

на жизнь в семье со своими родителями

на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению

свободно выражать своё мнение

на бесплатное образование

на бесплатную медицинскую помощь

на владение личным имуществом

на неприкосновенность жилища

на свою тайну

на отдых и досуг

Мне очень понравилось стихотворение Кочуровой Тани, ученицы 8 класса МБОУ Пошатовская ООШ, в котором она рассказала о некоторых правах детей.

Ребёнок, не достигнув восемнадцати лет,

Не должен приниматься на работу.

Родители должны проявлять к нему

Большую любовь и заботу.

Должны его охранять и оберегать,

Никому в обиду не давать.

Ребёнок имеет право получить

Бесплатное образование

И, конечно, имеет право

На надлежащие уход и питание.

Ребёнок должен быть защищён

От небрежного к нему отношения.

Ребёнок должен в школе получать

Умения и знания.

Воспитываться же должен он

В духе взаимопонимания.

У ребёнка должна быть возможность

Развиваться и играть,

И как можно больше

На свежем воздухе бывать.

4. Сказки – прекрасный учебник жизни

«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А.С.Пушкин.

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.

5. Права сказочных героев

Я ещё раз просмотрел русские народные сказки и проанализировал поступки сказочных персонажей. Вот что получилось.

Название сказки

Что произошло

Какое право нарушено

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик козлят, съел их.

Право на жизнь.

Гуси — Лебеди

Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Морозко

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.

Лиса и Журавль

Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.

Право на хорошее питание.

Заюшкина избушка

Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность жилища.

Крошечка — Хаврошечка

Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Царевна — лягушка

Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать своё мнение.

Здесь будет файл: /data/edu/files/q1455367536.pptx (Права сказочных героев)

6. Защитники прав

Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники.

Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке – Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.

Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день ребёнка, 1 июня – День защиты детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, что моя работа принесёт пользу, так как ребята, познакомившись с ней, узнают много нового о своих правах. Это поможет им правильно вести себя как со взрослыми, так и со сверстниками. А родители, наверное, задумаются над тем, как защитить права своих детей в случае их нарушения.

Мой совет всем:

Пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.

Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. — М.: Советская Россия, 1988 г.

Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.

Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prava_skazochnih_geroev_144605.html

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий