Основные права и обязанности обучающихся и их родителей

Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Основные права и обязанности обучающихся и их родителей

1.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5.

�ные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Источник: https://nra-russia.ru/glavnaya/roditelskoe-prosveshhenie/zakonodatelstvo-v-pomoshh-roditelyam/obrazovanie/prava-roditeley.html

Права и обязанности обучающихся в соответствие с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной. — презентация

Основные права и обязанности обучающихся и их родителей

1 Права и обязанности обучающихся в соответствие с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

2 Новый закон установил права, обязанности и ответственность каждого участника образовательного процесса Педагогические работники ОбучающиесяРодители

3 Права обучающихся Академические праваМеры социальной поддержки Ст. 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

4 Академические права 1) Выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет.

Формы получения образования В организации, осуществляющей образовательную деятельность очная очно-заочная заочная Самообразование Семейное образование Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность

5 2) Зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 3) Отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с ФЗ от 28 марта 1998 года 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». 4) Свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

6 5) Каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; 6) Перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти; 7) Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; 8) Ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

7 9) Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации; 10) Совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

8 11) академический отпуск, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами; 12) переход с платного обучения на бесплатное обучение; 13) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

9 14) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе; 15) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

10 Меры социальной поддержки Обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях ; Получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании ;

11 Полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; Обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; Транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона; Предоставление в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита; Иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

12 Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации.

Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается; В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность учредитель обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность.

13 Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся;

14 Обязанности и ответственность обучающихся Ст. 43. Обязанности и ответственность обучающихся 1) Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям. 2) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья;

15 3) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации; 4)бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность; 5)выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; 6)иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии);

16 7)дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.

Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается; 8)за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/818062/

Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Основные права и обязанности обучающихся и их родителей

Вопросы о том, какие обязательства лежат на родителях, на что они имеют полное право либо что обязаны осуществлять, а также имеется ли разница в правах и обязанностях родителей и законных представителей (опекунов, попечителей) в сфере образования детей, являются одними из часто задаваемых.

Как известно 29.12.2012 в Российской Федерации принят Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основные положения которого вступили в законную силу с 01 сентября 2013 года.

Правоотношения в сфере образования тесно взаимосвязаны с иными нормативными актами, регулирующими вопросы семьи и детства.

Так, права и обязанности родителей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Мать и отец ребенка должны быть указаны в качестве родителей в свидетельстве о рождении ребенка.

Права и обязанности иных законных представителей (опекунов, попечителей, руководителей воспитательного, лечебного и иного учреждения, в котором ребенок находится на полном государственном обеспечении) устанавливаются в соответствии с Семейным и Гражданским кодексами.

Для подтверждения этих прав требуются уполномочивающие документы, удостоверяющие их положение по отношению к ребенку (постановление о назначении опекуном/попечителем, договор о передаче на воспитание приемным родителям, должностное удостоверение руководителя дома ребенка, детского дома и т.д.).

Основные права родителей (иных законных представителей), а также их ответственность в сфере образования несовершеннолетних обучающихся закреплены в ст. 44 Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации». Положения настоящей статьи тесно переплетаются со ст.

63 Семейного кодекса РФ, которая устанавливает, что родители  имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечить получение  детьми общего образования. Это означает, что родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами  на воспитание и обучение  своих детей.

В связи с этим родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Таким образом, воспитание и образование детей — это право и одновременно обязанность их родителей.

Помимо этого, рассматриваемая статья закрепляет за родителями (законными представителями) достаточно широкий круг прав:

Родитель имеет право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (семейная форма образования).

При выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения ребенка — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Родитель имеет право знакомиться с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности: уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и др.

Родитель имеет право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Родитель имеет право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

Родитель имеет право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. Как правило, для таких видов информированного добровольного согласия/отказа законодательством предусмотрена письменная форма. Отсутствие закрепленного согласия содержит в себе потенциальный риск для образовательной организации в связи с возможным последующим обращением родителей за защитой данного права.

Кроме того, родитель имеет право присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Для того чтобы данное право могло быть реализовано, родители должны быть извещены должным образом.

Родитель имеет первостепенное право защищать права и законные интересы обучающихся. Согласно ст.

64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Однако родители теряют право представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Участие родителя в жизни образовательной организации часто переплетается с бременем дополнительных материальных расходов. В этой связи необходимо отметить, что любое участие родителя в общественной жизни обучающегося ребенка является добровольным. Таким образом, ни один из родителей не обязан участвовать в финансовой помощи образовательному учреждению.

Права родителей неразделимы с их обязанностями в сфере образования детей.

Основной обязанностью родителей (законных представителей) в отношении образования их детей можно назвать обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Иные обязанности, закрепленные в рассматриваемой статье, сводятся в основном к осуществлению контроля и информационного сопровождения получения их ребенком образования.

Так, статья 44 Закона об образовании предусматривает, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и ряд иных требований, закрепленных в ее локальных нормативных актах;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся также определены иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Специфическая ответственность именно родителей возможна только в рамках семейного законодательства. В соответствии со ст. ст.

69, 73 СК РФ родители (или один из них) могут быть ограничены в родительских правах, а также лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют своими родительскими правами.

Однако ограничение либо лишение родительских прав — это крайняя мера и применяется за существенно более грубые нарушения родителями своих обязанностей, чем просто нарушение обязанностей в сфере образования.

Статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Наиболее строгая ответственность для родителей — это уголовно-правовая. Согласно ст.

156 УК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, является преступлением и влечет за собой меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда. Уголовное наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается, в том числе, в лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Например, лица, подвергавшиеся уголовному преследованию по указанной статье, в будущем не смогут быть усыновителями детей, а также осуществлять трудовую деятельность, связанную с воспитанием, образованием, досугом несовершеннолетних.

Источник: http://www.gimnaz-25.ru/usloviya/bezopasnost/pamyatki/prava-obyazannosti-i-otvetstvennost-v-sfere-obrazovaniya-roditeley-zakonnyih-predstaviteley-nesovershennoletnih-obuchayushhihsya/

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Основные права и обязанности обучающихся и их родителей

Бесплатная юридическая консультация

+7 (499) 653 61 48 Москва

+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года

Включает все изменения до 6 марта 2019 г.

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2019, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Глава 1 Общие положения законаГлава 2 Система образованияГлава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельностьГлава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)Глава 7 Общее образованиеГлава 8 Профессиональное образованиеГлава 9 Профессиональное обучениеГлава 10 Дополнительное образование

  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образованияГлава 15 Заключительные положения закона

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018-2019. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране.

Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Источник: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Правовой статус родителей (законных представителей) обучающихся. Их права, обязанности и ответственность в сфере образования

Основные права и обязанности обучающихся и их родителей

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ).

Согласно законодательству об образовании родители являются участниками образовательных отношений. Согласно ст. 63 СК РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В случае отсутствия родителей законными представителями ребенка могут быть усыновители, опекуны (для малолетних детей в возрасте до 14 лет) и попечители (для детей от 14 до 18 лет).

Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся определяются ст. 44 Закона об образовании.

Основным правом родителей (законных представителей) в сфере образования является преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Однако право родителей (законных представителей) на выбор формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, языка, языков образования, факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ограничено получением ребенком основного общего образования. После получения основного общего образования соответствующие правомочия реализуются обучающимся самостоятельно на основании п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании.

Кроме того, родители (законные представители) обучающихся как участники образовательных отношений имеют следующие права.

  • 1. Право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Следует отметить, что данное право родителей в части получения среднего общего образования не может нарушать права обучающегося на выбор формы получения образования. Таким образом, представляется, что получение среднего общего образования в семье возможно только при согласии на это несовершеннолетнего обучающегося.
  • 2. Право на ознакомление с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности. Порядок такого ознакомления определяется локальными нормативными актами организации, причем он должен предусматривать не только возможность ознакомиться с документами на сайте организации в сети Интернет, но и возможность ознакомиться с ними в здании образовательной организации. Иное дискриминировало бы родителей, не имеющих доступа в сеть либо не пользующихся ресурсами сети Интернет.
  • 3. Право на ознакомление с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
  • 4. Право па защиту прав и законных интересов обучающихся. Способами защиты являются как универсальные способы (обращение в суд, прокуратуру и т.д.), так и специальные способы защиты, предусмотренные законодательством об образовании.
  • 5. Право на получение информации обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся. Родители вправе как давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, так и отказаться от их проведения или участия в них, а кроме того, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся при даче своего согласия.
  • 6. Право на участие в управлении образовательной организацией в форме, определяемой уставом этой организации. Родители могут быть включены с состав тех или иных органов управления образовательной организации (например, в состав управляющего совета) либо принимать участие в управлении в рамках деятельности совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с учетом мнения которого принимаются локальные нормативные акты, затрагивающие права и обязанности обучающихся, а также ряд других управленческих решений.
  • 7. Право на присутствие при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования. Родители имеют право высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Положение о психолого-медико- педагогической комиссии утверждено приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082.

Основной обязанностью родителей (законных представителей) в сфере образования является обязанность воспитания своих детей, которая раскрывается через обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом,, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Согласно Закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют следующие обязанности.

  • 1.Обеспечить получение детьми общего образования. Данная обязанность фактически означает создание всех необходимых условий для получения обязательного начального общего, основного общего и среднего общего образования для своих детей.
  • 2. Соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений. Родители несовершеннолетних обучающихся, являясь участниками образовательных отношений, должны соблюдать общие нормы, установленные в соответствии с законодательством об образовании локальными нормативными актами образовательной организации.
  • 3. Уважать честь и достоинство обучающихся и работников профессиональных образовательных организаций.

Говоря о перечне обязанностей родителей (законных представителей) встает вопрос о том, какая ответственность может последовать за их неисполнение.

Закон об образовании не предусматривает специальных мер ответственности родителей (законных представителей) обучающихся за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Виды ответственности родителей (законных представителей) предусмотрены нормами гражданского, семейного, административного и уголовного законодательства РФ. В частности, ст. 56 СК РФ предусматривается право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд. При этом должностные лица образовательных организаций, которым станет известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Санкцией за невыполнение родителями обязанностей по образованию ребенка является лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ).

Защита прав обучающихся образовательных организаций, защита прав их родителей (законных представителей) осуществляется в рамках общих процедур, предусмотренных законодательством РФ, устанавливающим те или иные способы защиты прав и законных интересов, например обращение в суд.

Наряду с этими общими способами Закон об образовании предусматривает две специальные возможности защиты прав обучающихся и их родителей.

Во-первых, это право обращения в органы управления образовательной организации, включая ее руководителя, о применении к работникам образовательной организации, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. О результатах рассмотрения заявители должны быть проинформированы.

Вторым способом защиты прав является обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая согласно ст. 45 Закона об образовании должна быть создана в каждой образовательной организации.

Данная комиссия призвана выполнить функцию медиации — альтернативного урегулирования споров, которое помогает сторонам без обращения в суд и иные государственные органы выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений похожа на предусмотренную трудовым правом комиссию по трудовым спорам и создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации, который принимается с учетом мнения студенческого совета, совета родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В практике деятельности комиссии, создаваемой в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, возможно рассмотрение споров как с участием совершеннолетних студентов, так и с участием несовершеннолетних обучающихся.

В таком случае представляется целесообразным сформировать комиссию по указанной выше пропорции, однако в локальном нормативном акте о комиссии предусмотреть, что в случае рассмотрения спора с участием совершеннолетнего обучающегося комиссия проводит свои заседания в равном составе совершеннолетних обучающихся и работников, а в случае спора с участием несовершеннолетнего обучающегося — в составе родителей несовершеннолетних обучающихся и работников.

Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением, а также может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.

Источник: https://studme.org/219922/pravo/pravovoy_status_roditeley_zakonnyh_predstaviteley_obuchayuschihsya_prava_obyazannosti_otvetstvennost_sfer

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий