Основные права и свободы человека закрепляются

Основные права и свободы человека и гражданина

Основные права и свободы человека закрепляются

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие человеку от рождения (в некоторых случаях — в силу гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Основные права и свободы человека и гражданина:

  • лежат в основе всех остальных прав и свобод, закрепленных иными нормативными актами;
  • характеризуются всеобщностью, то есть закреплены за каждым человеком и гражданином;
  • имеют в качестве основания их возникновения принадлежность лица к гражданству Российской Федерации;
  • выступают в качестве предпосылки любого правоотношения;
  • зафиксированы в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу — в Конституции РФ;
  • обеспечены повышенной правовой защитой.

основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека и гражданина представлены в гл. 2 (ст. 17-64). В зависимости от сфер жизни, которые они представляют, основные права и свободы человека и гражданина разделяются на три группы: личные, политические и социально-экономические.

В действующей Конституции РФ личные права и свободы (ст. 20-29) открывают главу о правах и свободах человека и гражданина.

Особенности личных прав и свобод заключаются в том, что они по своей сущности являются правами и свободами каждого человека, то есть не увязываются с принадлежностью к гражданству государства; они неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и закрепляют естественные права личности, связанные с ее индивидуальной, частной жизнью.

К личным правам и свободам человека и гражданина относятся следующие.

  • Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) — естественное право человека, защита которого охватывает весь комплекс активных действий государственных и общественных структур и конкретных лиц по созданию и поддержанию безопасной социальной и природной среды обитания (отказ от войны как средства разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности и генофонда, мероприятия медицинского характера, обеспечение экологической безопасности среды обитания человека и т. д.).
  • Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ) — ничто не может являться основанием для умаления достоинства личности. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам.
  • Право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции РФ). Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ) как личная свобода заключается в том, что никто не может насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 ч.Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться там против воли проживающих в нем лиц.Статьи 23, 24 Конституции РФ предусматривают гарантии неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение этих прав (арест корреспонденции, выемка ее из почтовотелеграфных учреждений) возможно только в строго определенных законом случаях и при наличии судебного решения.
  • Право на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ) означает, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Пункт 2 ст. 27 Конституции РФ признает также право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
  • Право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции РФ) — отрицание правового значения национальности. Недопущение включения в официальных анкетах вопроса о национальности человека.
  • Свобода совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ) — право гражданина исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
  • Свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ) — никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Политические права и свободы человека и гражданина имеют свои особенности: они связаны с обладанием гражданством государства, служат отражением суверенитета народа и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.

К политическим правам и свободам относятся следующие.

  • Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ), выражающееся:
  • Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и определяет обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.
  • Право на общественные объединения (ст. 30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ, и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации (исключением будут являться иностранные граждане, военнослужащие и работники силовых структур). При этом российское государство гарантирует свободу общественных объединений, а также добровольность вступления или пребывания в нем. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может являться условием занятия должности в государственной организации и служить основанием для иного ограничения прав и свобод человека.
  • Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) — граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации указанного права регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ . Отметим, что российское законодательство, закрепляя общий запрет на проведение мероприятий, уведомления о которых не были поданы или в отношении которых не было согласовано изменение места или времени их проведения, в то же время не предусматривает особого порядка их прекращения. В связи с чем стоит согласиться с выводом М. А. Яковенко о том, что применение силы в целях прекращения подобных акций, если они носят мирный, ненасильственный характер, должно исключаться или сводиться к допустимому минимуму.

К социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина в Российской Федерации относятся следующие.

  • Право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34 Конституции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятельности.
  • Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Конституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливаются две важнейшие юридические гарантии права частной собственности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  • Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответствии с предусмотренными трудовым законодательством нормами.
  • Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с малолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разрабатываются основы семейной политики в стране.
  • Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.
  • Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет человеку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий. В настоящее время центр тяжести в осуществлении права граждан на жилище перемещен с государственного обеспечения на самообеспечение людей — за счет собственных средств, ипотечных кредитов и т. д.
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированнойКонституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан.
  • Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
  • Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.
  • Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противостоит творческой деятельности, направленной на пропаганду насилия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религиозной или классовой нетерпимости.

Как это и принято во многих современных конституциях, социально-экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории: а) «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социально уязвимым); б) декларативные права, формально гарантируемые, реальный уровень реализации которых зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресурсов самого государства.

Конституционные обязанности человека и гражданина

Конституционные (основные) обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые законом требования, предъявляемые к человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства и других граждан.

Основные обязанности человека и гражданина делятся:

В полном объеме свои права и обязанности гражданин Российской Федерации осуществляет с 18 лет.

  • на вытекающие из принадлежности лица к гражданству государства — это защита Отечества (ст. 59 Конституции РФ);
  • не связанные с гражданством и возлагаемые на каждого — это соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Источник: http://be5.biz/pravo/p003/2-2.html

Обществознание

Основные права и свободы человека закрепляются

1. Права человека и гражданина

Рассмотрение прав человека и гражданина необходимо начать с уясне­ния значения терминов.

В этой связи понятие «человек» отражает биологический аспект, указывая на индивида с физиологическими свойствами как представителя живого мира.

Понятие «личность» показывает человека с социальной стороны — как того, кто осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу тех или иных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны и говорит о том, что он находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на реализацию интересов человека.

Права человека представляют собой вытекающие из человече­ской природы возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.

В современном мире права человека рассматриваются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В отличие от прав граждан, права человека, будучи моральной и социальной категорией, не всегда выступают как категории юридические.

Они существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Правам человека присущи следующие признаки:

• они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат человеку от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные;

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, выражая его главное содержание и дух;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

• их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Разница между правами человека и правами гражданина связана с тем, что первые принадлежат всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, а вторыми обладают только граждане государства, т. е. лица, обладающие гражданством. К правам, предоставленным исключительно гражданам, относятся прежде всего те, которые связаны с учас­тием в государственном управлении (участие в выборах и т. п.).

Совокупность прав, свобод и обязанностей составляет правовой статус человека и гражданина.

2. Международные правовые акты о правах человека

Во второй половине ХХ в. права человека и их защита перестали быть исключительно внутренней проблемой государств, а приобрели международное значение. В силу этого именно международные правовые акты в этой сфере играют ведущую роль.

Статья 17 Конституции РФ говорит о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

В настоящее время к числу международно-правовых документов, регламентирующих права и свободы человека, относятся:

• Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;

• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Римская конвенция);

• Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1984 г. (Конвенция против пыток);

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

• Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. (Хельсинкский акт);

• конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ);

• другие международно-правовые акты.

Значение данных актов состоит в том, что они содержат универсальные стандарты в области прав человека, выработанные мировым сообществом. Международное сообщество добивается выполнения этих стандартов всеми странами. В мире осталось не так уж много государств, которые не признают и не соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере защиты прав и свобод.

Большинство демократических стран стремится к уважению прав и свобод человека, их правовой защите. Государства приводят свое внутреннее законодательство в соответствие с международными нормами. Зачастую международные акты (в том числе в области прав и свобод человека) непосредственно включаются во внутреннее законодательство и имеют прямое действие.

Так, согласно российской конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, ч. 4).

Для защиты своих прав и свобод мировое сообщество выработало механизм их правовой защиты.

Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют:

• Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты);

• Европейский суд по правам человека;

• иные учреждения.

В России права и свободы граждан охраняются и защищаются:

а) конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ);

б) судебными органами (судами общей юрисдикции);

в) ор­ганами исполнительной власти (в административном порядке);

г) специально созданными для этой цели институтами (уполномоченными по правам человека);

д) путем законной самозащиты человеком своих прав.

3. Классификация прав человека и гражданина
по Конституции Российской Федерации

Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три большие группы:

1) личные права;

2) политические права;

3) экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального организма и включают:

• право на жизнь;

• право на достоинство;

• право на свободу и личную неприкосновенность;

• право на неприкосновенность частной жизни;

• право на неприкосновенность жилища;

• право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;

• право на пользование родным языком и определение национальности;

• право на свободу совести и вероисповедания;

• право на свободу мысли и слова;

• право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности — государства.

Основные политические права человека и гражданина в России составляют:

• свобода печати и информации;

• право на объединение;

• право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

• право участвовать в управлении делами государства;

• право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;

• равный доступ к государственной службе;

• право участвовать в отправлении правосудия;

• право обращений.

Многие политические права в силу своих особенностей принадлежат только гражданам данного государства.

Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена граждан­ского общества, участника культурной жизни.

Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав включает в себя:

• право частной собственности;

• право на свободное предпринимательство;

• право на труд;

• право на отдых;

• право на образование;

• право на забастовку;

• право на жилище;

• право на медицинское обслуживание;

• право на социальное обеспечение;

• право на поддержку в старости;

• право на участие в культурной жизни;

• право на свободу творчества.

4. Основные обязанности человека и гражданина в РФ

В соответствии с Конституцией РФ к числу основных (конституционных) обязанностей человека и гражданина относятся:

• соблюдение Конституции и законов;

• уважение прав и свобод других лиц;

• защита Отечества;

• уплата налогов и сборов;

• бережное отношение к природе и окружающей среде;

• забота о памятниках истории и культуры;

• получение основного общего образования;

• забота о детях и нетрудоспособных родителях.

Обязанность по соблюдению Конституции и законов РФ, а также прав и свобод других людей распространяется на всех лиц, находящихся в РФ. Она не может иметь исключений и лежит в основе законности и правопорядка.

Защита Отечества является долгом и обязанностью только граждан РФ. Защита Отечества подразумевает обязанность каждого военнообязанного гражданина РФ в случае войны против России принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на отражение нападения.

В мирное время деятельность по защите Отечества проявляется в виде воинской обязанности. Воинской обязанности подлежат все граждане РФ мужского пола, постоянно проживающие в РФ, в возрасте от 18 до 27 лет, и не имеющие отсрочек и освобождений по состоянию здоровья либо иным основаниям.

Наиболее распространенными формами реализации воинской обязанности являются воинский учет и действительная военная служба.

В случае если религиозные убеждения не позволяют гражданину держать в руках оружие, воинская служба может быть заменена альтернативной гражданской службой.

Обязанность граждан платить законно установленные налоги и сборы составляет одну из основ нормального развития экономики страны. Производство по уплате налогов, их перечню и видам регламентирует налоговое законодательство. Нарушение законодательства о налогах влечет административную и уголовную ответственность.

Обязанность граждан охранять природу составляет требование бережного отношения к природе и конкретные обязанности, установленные законодательством (например, соблюдение правил охоты, пользования лесами, водными ресурсами и запрет на разрушение или ухудшение среды обитания животных).

Обязанность заботы о детях и нетрудоспособных родителях. В соот­ветствии с законодательством родители обязаны воспитывать и содержать своих детей до 18-летнего возраста. Совершеннолетние дети в свою очередь обязаны содержать нетрудоспособных родителей.

Каждый в Российской Федерации обязан получить основное общее образование (в пределах программы 9 классов школы). Данное образование получается:

• в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях и др.);

• в иных приравненных к ним образовательных заведениях (например, частном лицее и т. д.).

В обоих случаях лицо, получившее основное общее образование, обязано пройти аттестацию и получить соответствующий документ — аттестат об основном общем образовании.

Источник: https://bookonlime.ru/node/1057

Права и свободы новой Конституции

Основные права и свободы человека закрепляются

РАПСИ продолжает совместный проект с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Он посвящен истории развития правовых институтов в Советском Союзе — истокам действующих сегодня в России и мире норм. 

Процесс распада Советского Союза сопровождался существенным изменением конституционных норм. Принципиально важным нововведением стало появление в Основном законе главы «Права и свободы».

Распространение в нашей стране доктрины прав человека привело к появлению института омбудсмена – о его роли в развитии гражданского общества и признании международным сообществом рассказывается в завершающей части исследования. 

Распад СССР кардинально отразился на содержании отечественной Конституции.

Поправки 1989-1992 годов в Основной закон РСФСР провозгласили отказ социалистической модели общественного развития и от руководящей роли КПСС в политической системе, впервые были узаконены множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной, признаны политический плюрализм и концепция разделения властей.

В соответствии с теорией разделения властей была проведена реорганизация институтов государственной власти (учреждены институт Президента Российской Федерации, Конституционный Суд). Коренным образом обновлена избирательная система, а в текст Конституции РСФСР включена Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР, принятая 22 ноября 1991 года.

В этой Декларации впервые провозглашалась приверженность российских законодателей естественно-правовой доктрине прав человека, что выражалось в закреплении следующих важных положений: 

• равенства всех перед законом и судом;  

• права приобретения и прекращения гражданства в соответствии с законом РСФСР; 

• права на жизнь; 

• права на свободу и личную неприкосновенность; 

• права на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; 

• права на уважение и защиту чести и достоинства; 

• права на жилище; 

• неприкосновенность жилищ; 

• права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РСФСР; 

• права на свободу мысли, слова, на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений; 

• свободу совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности;  

и др.

Важно особо отметить, что в соответствии со статьей 40 Декларации, парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина возлагался на Парламентского уполномоченного по правам человека. Так, впервые в 1991 году было официально заявлено о необходимости создания института внесудебного контроля защиты прав человека.

В Декларации отмечалось, что общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР.  

Наряду с вышеперечисленным, было признано и право советских граждан на обращение в международные организации по защите прав человека в случае нарушения их прав. Для этого Верховным Советом был ратифицирован Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года.

Более глубокое развитие права человека и гражданина получили в Конституции Российской Федерации 1993 года. 

« характеристика Конституции России 1993 года заключается в том, что она является первой демократической Конституцией России, полностью соответствующей основным общедемократическим требованиям.

Четко зафиксирована сущность России как демократического, федеративного, правового, социального государства с республиканской формой правления.

Высшей ценностью провозглашен человек», — отмечает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.

Права и свободы

Омбудсмен уделяет особое внимание тому, что именно в 1993 году впервые в отечественном Основном законе появляется самостоятельная глава «Права и свободы», которую Москалькова называет «одним из сильнейших разделов нынешней Конституции». «Это признают все отечественные и мировые эксперты. В общей сложности основным правам человека и гражданина, их гарантиям посвящены 46 статей Конституции Российской Федерации», — отмечает уполномоченный.

Стоит отметить, что по юридической природе и системе гарантий права и свободы в принципе идентичны, хотя существуют и иные точки зрения.

Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности личности в различных сферах.

Вместе с тем анализ положений Конституции показывает: термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не определяя его конкретного результата:

• «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (статья 28);

• «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (статья 29);

• «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (статья 37).

Термин «право» включает конкретные действия человека, например, участие в управлении делами государства, возможность избирать и быть избранным. Разграничение между понятиями «право» и «свобода» весьма условно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами».

Помимо этого, в Конституции используются и в такие понятия, как «основные» и «конституционные» права. Тем не менее, основные права гражданина — это и есть конституционные права.

К такому выводу приводит, например, сопоставление статей 17 и 55 Конституции: в последней отмечается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод. 

Вместе с тем, в части 2 статьи 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и естественный характер, то есть принадлежность каждому от рождения, что является прямой отсылкой к Декларации.

Новый Основной закон имеет ярко выраженный «человеческий фактор»: статус человека регламентируется в нём более чем 60 статьями, наиболее полно — в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина»:

• основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17);

• права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).

К ним так же относятся: право на жизнь; равенство всех перед законом и судом; охрана государством достоинства личности; право граждан в отправлении правосудия; охрана законом частной собственности; право частной собственности на землю; гарантии каждому государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина и др.

В нынешней Конституции представлен полный комплекс гражданских, социальных, культурных и экономических прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами в области прав человека.

При этом, в части 3 статьи 17 Конституции России содержится оговорка: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», нормативно-правовой и юридико-логический смысл которой состоит в утверждении, что закрепленные в Конституции естественные права и свободы человека и гражданина обладают юридической силой лишь постольку, поскольку соответствуют (или не противоречат) правовому принципу формального равенства.

Институт омбудсмена

Конституция 1993 года знаменательна ещё и тем, что именно после её принятия началось становление института уполномоченных по правам человека в нашей стране. 

Двадцать один год назад был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — первый в истории России правовой акт, ставший законодательной основой для нового института государственной защиты прав и свобод человека. С его принятием начался новый этап во взаимодействии государства и гражданского общества, возник принципиально иной диалог между людьми и властью.

Появился еще один независимый институт, фиксирующий информацию о реальном положении дел с соблюдением прав человека во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни страны, о самочувствии общества в целом, а главное — оперативно реагирующий на их нарушения.

За время существования института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации удалось восстановить права тысяч российских граждан, внести серьёзный вклад в совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина, укрепить авторитет России на международной арене.

Количество обращений граждан за это 20-летие выросло почти в 10 раз. Это означает, что люди поверили в государственный институт защиты прав и свобод и видят, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации действительно может помочь им в решении острых жизненных проблем.

Древние римляне любили повторять: «Vox pópuli vox Déi». «Глас народа – глас Божий». Услышать его – значит точно диагностировать те социальные болезни, которые представляют наибольшую опасность для здоровья гражданского общества.

Сегодня этот «глас народа» слышат во всех регионах России. Первые специальные законодательные акты об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации появились в 1996 году в Республике Башкортостан и Саратовской области. 

После принятия ФКЗ № 1 «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» процесс расширения института региональных уполномоченных пошёл более активно.

В 1997 — 1998 годы были приняты законы о региональных уполномоченных по правам человека ещё в 6 субъектах Российской Федерации. К 2000 году соответствующие законы имели уже 20 регионов, к 2005 — 36, к 2010 — 68.

К настоящему времени уполномоченные по правам человека назначены и активно работают в 85 субъектах Российской Федерации.

По их искам были отменены многие несправедливые решения судов, пересмотрены незаконные и необоснованные решения должностных лиц, восстановлены нарушенные права человека, выплачены компенсации за причинённый моральный и имущественный вред, возвращено доброе имя невинно пострадавшим в уголовно-процессуальной сфере.

Поэтому сегодня с уверенностью можно сказать, что институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных в субъектах РФ доказали свою значимость и востребованность в обществе.

Эффективность института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации признана и международным сообществом.

В декабре 2014 года Бюро Международного Координационного Комитета национальных правозащитных институтов Совета по правам человека ООН подтвердило в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации высший аккредитационный статус «А» на период с 2014 по 2019 годы.

В прошлом году начался новый этап более широкого взаимодействия по линии международного сотрудничества российского уполномоченного: вступление в Европейскую сеть Глобального альянса национальных учреждений по защите прав человека (ГАНРИ), а в настоящее время ведётся активная работа по формированию нового правозащитного объединения — Евразийского Альянса омбудсменов.

Всё это стало возможным благодаря тому, что среди граждан коренным образом изменилось отношение к правам и свободам человека: они стали неотъемлемой частью того социального процесса, который мы именуем «строительством гражданского общества».

Источник: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_publication/20181112/290976493.html

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий