Основные принципы приватизации жилья в рф

Основные принципы и условия приватизации жилищного фонда

Основные принципы приватизации жилья в рф

К основным принципам и условиям приватизации жилищного фонда относятся следующие:

  1. Право приватизации предоставлено только гражданам Российской Федерации.

Указанное правило следует из Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 15 мая 2001 года N 54-ФЗ[1], которым в Закон о приватизации внесены существенные изменения, в соответствии с которыми с 31 мая 2001 года (дата вступления Закона в действие) приватизировать жилые помещения могут только граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на основании договора социального найма.

До вступления в силу указанного Закона участие в приватизации не было связано с наличием гражданства Российской Федерации.

Указанный Закон установил запрет на участие в приватизации жилья иностранных граждан, что допустимо в силу пункт 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства обладают теми же правами и обязанностями, что и граждане Российской Федерации, кроме случаев, установленных законом или международным договором.

  1. Приватизации подлежат жилые помещения только государственного и муниципального жилищного фонда.

Граждане могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность.

В зависимости от того, к какой форме собственности относится предприятие или учреждение, жилищный фонд, находящийся у предприятий и учреждений на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, является либо государственной собственностью (федеральной или субъекта Российской Федерации), либо муниципальной собственностью.

Следует иметь в виду, что в отношении приватизированных предприятий, на балансе которых находится жилищный фонд, не включенный в уставный капитал и подлежащий передаче в муниципальную собственность, до момента реальной передачи в муниципальную собственность жилищный фонд, находящийся на балансе приватизированных предприятий, является собственностью субъекта Российской Федерации или федеральной собственностью в зависимости от того, к какой форме собственности относилось предприятие до приватизации.

Закон о приватизации[2] не распространяется на передачу гражданам занимаемых ими жилых помещений, находящихся в собственности хозяйственных обществ (например, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью), поскольку безвозмездная передача указанными юридическими лицами жилья в собственность граждан не является сделкой приватизации, а является гражданско-правовой сделкой дарения, которая регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

  1. Приватизации подлежат только жилые помещения, пользование которыми осуществляется на основании договора социального найма.

Жилые помещения, занимаемые гражданами на основании коммерческого найма или ином основании, приватизированы быть не могут.

Незаселенные жилые помещения не могут быть приватизированы путем безвозмездной передачи.

  1. Возникновение права на приватизацию должно следовать из волеизъявления на приватизацию или отказа от участия в ней.

Жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (статья 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).

Необходимо учитывать жилищные права граждан, которые в данной квартире на момент приватизации не проживают, но имеют законное право на проживание.

Статьей 71 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно пункту 4 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Право на приватизацию сохраняют несовершеннолетние, снятые с регистрационного учета по различным основаниям, направленные в образовательные и лечебные учреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе и к приемным родителям.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 августа 1993 года N 8[3] указал на то, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения.

Следует добавить, что в случае приобретения жилья одним из супругов жилище не попадает в общее имущество супругов, поскольку имущество, приобретаемое одним из супругов безвозмездно, является его «единоличной» собственностью.

Многие субъекты Российской Федерации в целях предотвращения злоупотреблений при осуществлении приватизации установили правило, по которому граждане, изменившие свое постоянное место жительства после принятия Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и желающие приватизировать жилое помещение, к заявлению прилагают документ, подтверждающий, что ранее занимаемое жилье не было ими приватизировано.

  1. Приватизация жилья осуществляется бесплатно.

В декабре 1992 года были внесены изменения и дополнения в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».

Слово «продажа» жилых помещений было исключено из статьи 1 Закона о приватизации, и в результате понятие «приватизация жилья» однозначно определяется как бесплатная его передача в собственность граждан в государственном и муниципальном жилищном фонде. Тем самым принцип бесплатности приватизации жилья был распространен на всю территорию Российской Федерации.

  1. Однократность приватизации жилья.

Использовать право на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда гражданин Российской Федерации может только один раз.

Это правило не относится к несовершеннолетним, ставшим собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. По достижении совершеннолетия они не утрачивают право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения. При этом несовершеннолетние граждане могут приватизировать жилое помещение также только один раз.

В абзаце  1 статьи 11 Закона о приватизации четко установлено право всех граждан без указания возраста приватизировать занимаемое жилое помещение один раз, а для несовершеннолетних абзацем 2 установлено дополнительное право однократной приватизации по достижении совершеннолетия. Таким образом, гражданин может участвовать в приватизации жилья два раза: первый раз в возрасте до 18 лет, второй раз — после его достижения.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

[1]Федеральный закон от 15.05.2001 N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Источник: http://buro.mosreg.ru/articles/osnovnye-principy-i-usloviya-privatizacii-zhilishhnogo-fonda/

Понятие приватизации жилого помещения

Основные принципы приватизации жилья в рф

Приватизация – это передача жилого помещения, используемого по договору социального найма, в частную собственность нанимателя[1], в результате чего наниматель становится собственником занимаемого им жилого помещения, а жилое помещение переходит из государственного или муниципального фонда в частный жилищный фонд.

Значение приватизации жилого помещения состоит в следующем:

  • а) права гражданина на занимаемое им жилое помещение расширяются: он может не только владеть и пользоваться этим помещением, но и распоряжаться им: продавать, менять, передавать по наследству;
  • б) приватизируя жилое помещение, гражданин приобретает безвозмездно ценное имущество, повышая уровень своего благосостояния;
  • в) в результате приватизирования жилого помещения бремя его содержания переходит с государственного или муниципального образования на лицо, приватизировавшее его.

Принципы приватизации жилого помещения

Под принципами приватизации жилого помещения следует понимать основные идеи, лежащие в основе законодательства, регулирующего приватизацию последнего. К ним, по мнению автора, можно отнести следующие положения:

  • а) передаче полежит жилое помещение, используемое гражданином по договору социального найма;
  • б) передаваемое жилое помещение должно быть местом постоянного проживания гражданина;
  • в) передача оформляется договором между нанимателем и собственником жилого фонда в которое входит нанимаемое помещение;
  • г) бесплатность передачи жилого помещения в ходе приватизации;
  • д) одноразовость приватизации жилого помещения;
  • е) ограниченность срока бесплатной приватизации жилого помещения[2].

Объекты приватизации жилого помещения

Такими объектами могут быть только помещения государственного, муниципального и ведомственных жилищных фондов. Они могут находиться у государственных и муниципальных предприятий и учреждений на праве:

  • – собственности;
  • – хозяйственного ведения;
  • – оперативного управления[3].

Стороны договора приватизации жилого помещения

Участниками договора приватизации жилого помещения являются две стороны: приватизатор жилого помещения и орган, передающий приватизатору это помещение в частную собственность.

Приватизатором может быть только наниматель жилого помещения и члены его семьи, в том числе несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет. Несовершеннолетний может быть самостоятельным приватизатором с разрешения его законных представителей и с помощью последних и органа опеки и попечительства.

В роли стороны договора, передающей жилое помещение гражданину, могут выступать следующие субъекты:

  • – представительные органы государственной власти или ее исполнительные органы;
  • – предприятие, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;
  • – учреждение, за которым закреплен жилищный фонд на праве оперативного управления.

Правомочия приватизатора жилого помещения:

  • а) приватизировать занимаемое жилое помещение по своему выбору на праве:
    • – общей совместной собственности всех членов семьи;
    • – общей долевой собственности всех членов семьи;
    • – личной собственности одного лица.

Избранный вид права собственности будет определять объем прав каждого участника на приватизированное жилое помещение;

  • б) член семьи, не возразивший против приватизации жилой площади, на которой он проживает, но отказавшийся от участия в ней, имеет права на самостоятельную приватизацию другой жилой площади;
  • в) супруг, отказавшийся от приватизации жилого помещения в пользу другого супруга, в случае смерти последнего теряет право на выделение ему супружеской доли (в размере половины жилой площади) при вступлении его в наследование имущества умершего супруга. Он наследует жилую площадь в доле, равной с другими наследниками. Основание: жилая площадь перешла к наследодателю на праве частной собственности безвозмездно, стало быть, наследник не участвовал материально в приобретении этого жилого помещения;
  • г) лицо, отказывающееся от приватизации жилого помещения, не может передать свою долю кому-то из участников приватизации этого жилого помещения;
  • д) несовершеннолетнее лицо, участвовавшее в приватизации жилого помещения своих родителей, имеет право на самостоятельную приватизацию другого жилого помещения при достижении им совершеннолетия;
  • е) приватизатор, подавший соответствующее заявление на приватизацию жилого помещения, но не доживший до получения свидетельства о праве собственности на последнее, считается приватизировавшим занимаемое жилое помещение. Его наследники могут получить его в порядке наследования;
  • ж) плата за передачу жилого помещения по договору приватизации с приватизатора не взимается;
  • з) дети-сироты освобождаются от платы за договор приватизации. Она осуществляется за счет средств местного бюджета;
  • и) приватизатор приобретает три полномочия собственника на приватизированное им жилое помещение: право владения, пользования и распоряжения;
  • к) приватизатор приобретает право собственности на общее имущество в многоквартирном доме (подвал, чердак, лифт, лестницы, инженерное оборудование и т.п.);
  • л) приватизатор имеет право собственности на долю земельного участка придомовой территории;
  • м) приватизатор, проживающий в коммунальной квартире, имеет право собственности на часть мест общего пользования в этой квартире, соразмерную его жилой площади. Это правило определения размера доли приватизатора мест общего пользования распространяется и на определение размера доли собственности приватизатора в общем имуществе многоквартирного дома и придомового земельного участка;
  • н) лица, владеющие жилым помещением совместно, имеют право на выдел своей доли в натуре (если это возможно) или в денежном выражении, которая должна быть выплачена его сособственниками. Доли всех сособственников считаются равными;
  • о) лица, договор приватизации жилого помещения которых признан судом недействительным, имеют право на повторную бесплатную приватизацию жилого помещения;
  • п) размер оплаты жилого помещения, коммунальных услуг и ремонтных работ для лиц, приватизировавших свои жилые помещения, не меняется;
  • р) права приватизатора на приобретенное жилое помещение удостоверяются свидетельством о праве собственности, которое играет роль правоустанавливающего документа на жилое помещение.

Не имеют право на приватизацию занимаемой жилой площади следующие лица:

  • а) проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда: общежитии, помещении служебного пользования, маневренного фонда, предназначенных для беженцев и переселенцев, для престарелых и инвалидов и т.п.;
  • б) проживающие в новых домах менее пяти лет;
  • в) проживающие в аварийных домах;
  • г) проживающие в домах, расположенных на особо охраняемых территориях (являющихся памятниками природы, природными заказниками, курортными зонами и т.п.);
  • д) выпускники детских домов проживающие менее пяти лет в жилых помещениях, полученных ими при выпуске из детских домов.

Обязанности приватизаторов жилого помещения:

  • а) оплатить оформление договора о приватизации жилого помещения (доходы от приватизации зачисляются в местный бюджет);
  • б) подписать договор приватизации жилого помещения и расписаться в получении свидетельства о праве собственности на это помещение;
  • в) оплачивать ежемесячно содержание жилого помещения и полученные коммунальные услуги;
  • г) оплачивать расходы по ремонту своей жилой площади, мест общего пользования и инженерного оборудования в многоквартирном доме;
  • д) участвовать в выборе способа управления многоквартирным домом;
  • е) оплачивать ежегодно налог на свое жилое помещение.
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
К таким основаниям относятся следующие:
  • а) наличие законодательных актов, не утративших юридическую силу, которые разрешают гражданам приватизировать занимаемые ими жилые помещения;
  • б) заявление с просьбой о приватизации занимаемого жилого помещения и письменное согласие всех лиц, проживающих в этом помещении реально либо не проживающих, но имеющих право на проживание;
  • в) документы, удостоверяющие личность приватизаторов, в виде ксерокопий паспортов и свидетельств о рождении детей;
  • г) документы, удостоверяющие права заявителя на используемое жилое помещение:
    • – ордер на жилое помещение или выписка из распоряжения на право заключения договора социального найма;
    • – выписка из домовой книги о лицах, проживающих и проживавших ранее на жилой площади заявителя;
    • – копия финансового лицевого счета в случаях утери ордера либо приватизации жилого помещения в коммунальной квартире;
    • – договор социального найма жилого помещения;
    • – поэтажный план и экспликация квартиры;
    • – документ, подтверждающий отсутствие долга по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у заявителя;
    • – документ, свидетельствующий об отсутствии прав на приватизируемое жилое помещение;
    • – квитанция об оплате услуг за оформление договора приватизации жилого помещения;
    • – доверенность представителю органа, являющегося второй стороной договора приватизации, на государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение к заявителю.

Приватизация – сложный и длящийся во времени процесс. В нем следует выделять совершаемые при этом действия:

  • а) подача заявления в компетентный орган (например, в Москве это окружные управления департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы);
  • б) проверка достаточности и достоверности представленных заявителем документов. В случае отсутствия необходимых документов возможна приостановка процедуры приватизации;
  • в) вынесение компетентным органом решения в пользу заявителя. Отказ возможен лишь в случае недостаточности или недействительности документов, подтверждающих право заявителя на приватизацию. Он может быть обжалован в судебном порядке;
  • г) проведение государственной регистрации органом юстиции договора приватизации в соответствии со ст. 131 и 233 и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • д) выдача заявителю органом, осуществившим государственную регистрацию, свидетельства о праве его собственности на приватизированное жилое помещение;
  • е) в случае раздела (выдела) сособственниками приватизированного жилого помещения необходимо переоформить документы, удостоверяющие право собственности каждого из его сособственников, в том числе осуществить государственную регистрацию права собственности.

Срок проведения приватизации –два месяца[1].Срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений гражданами объявлялся и продлевался неоднократно. Последний срок на момент издания данного учебного пособия был определен до 1 марта 2013 г. Федеральным законом от 1 февраля 2010 г. № 4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие жилищного Кодекса Российской Федерации”».

Источник: https://studme.org/40499/pravo/ponyatie_privatizatsii_zhilogo_pomescheniya

Приватизациягражданами нашей страны жилых помещений,находящихся в государственном имуниципальном жилищном фонде, претерпела с4 июля 1991 г. — с момента начала действияЗакона Российской Федерации «Оприватизации жилищного фонда в РоссийскойФедерации» — по настоящее время рядсущественных изменений.

Провозгласив, чтоцелью Закона является создание условий дляосуществления права граждан на свободныйвыбор способа удовлетворения потребностейв жилище, а также улучшения использования исохранности жилищного фонда, законодатель,видимо, пришел к выводу, что указанная цельдостигнута, и признал ст.

1 ЗаконаРоссийской Федерации «О приватизациижилищного фонда в Российской Федерации»,которая объявила приватизацию жилыхпомещений как бесплатную передачу всобственность граждан РоссийскойФедерации на добровольной основезанимаемых ими жилых помещений вгосударственном и муниципальном жилищномфонде, утратившей силу с 1 января 2007 г. . ———————————

Подпункт 1 п. 2 ст.

2Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ»О введении в действие Жилищного кодексаРоссийской Федерации».В Федеральныйзакон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ внесеныизменения, вступившие в силу с 1 сентября 2006г., согласно которым указанная ст. 1 ЗаконаРоссийской Федерации «О приватизациижилищного фонда в Российской Федерации»утрачивает силу лишь с 1 марта 2010 г.».

Рассмотрим, какова же юридическая природасроков, которые законодатель сначалавводит, а затем продлевает, и какую цельпреследует законодатель, вводя и продлеваяэти сроки, а также как он (законодатель)квалифицирует приватизацию.

Сроки, снаступлением которых должна прекратитьсяприватизация гражданами жилых помещений,находящихся в домах государственного имуниципального жилищного фонда, следуетотнести к пресекательным. Пресекательныйсрок, как правило, прекращает существованиесубъективного права.

Однако возникаетвопрос, является ли приватизация жилыхпомещений субъективным правомуправомоченного лица? Положительный ответна этот вопрос окажется весьмасомнительным.

В книге мы пытаемся доказать,что приватизация гражданами жилыхпомещений, находящихся в домахгосударственного и муниципальногожилищного фонда, представляет собойжилищно-правовой институт, а не простоправо, как бы оно ни толковалось вобъективном или субъективном смысле.

Следует отметить, что отечественнойправовой науке (учитывая и советский периодее истории) неизвестно было пресечениедействия правового института.

Дело ведь нев появлении или прекращении тех или иныхнорм и институтов, на базе которыхпоявляются соответствующие правовыеконструкции, а, очевидно, в существованииопределенной группы общественныхотношений, которые объективно требуют илина каком-то этапе уже не требуют ихправового регулирования.

Естественно, что вправовом регулировании не нуждаются теобщественные отношения, которые исчерпалисебя. Трудно установить, чемруководствовался законодатель, полагая,что процесс приватизации гражданамиРоссийской Федерации занимаемых ими жилыхпомещений, находящихся в домахгосударственного и муниципальногожилищного фонда, исчерпает себя до 1 марта2010 г.

Этот срок, судя по последней редакцииЗакона Российской Федерации «Оприватизации жилищного фонда в РоссийскойФедерации», установлен императивно.

Есть все основания полагать, что этот срокможет оказаться не последним, так какроссияне могут не успеть до 1 марта 2010 г.бесплатно приватизировать свои жилыепомещения, находящиеся в домахгосударственного и муниципальногожилищного фонда.

Такой прогноз был сделанна коллегии Главного управленияФедеральной регистрационной службы по г.Москве, где подводились итоги работыстоличных регистраторов за первоеполугодие 2006 г. . ———————————

См.: Российская газета. 2006. 18 июля.Пооценке Департамента жилищной политики ижилищного фонда г. Москвы, в столице до сихпор не приватизировано около 1,2 млн.

жилыхпомещений. По оценке специалистов, еслитемпы приватизации останутся на уровнепервой половины 2006 г., то процессприватизации растянется еще почти на 10 лет,если даже вдвое увеличить пропускнуюспособность регистрационной службы поприватизационным делам.

Известно, чтоЗакон Российской Федерации «О приватизациижилищного фонда в Российской Федерации» неустанавливал в принципе сроки окончанияприватизации. И это было правильно. Всякоепродление срока приватизации гражданамижилых помещений не способствует не толькоразумной стабильности Закона, но идостижению поставленной им цели. Кчислу существенных изменений ч. 1 ст.

4Закона Российской Федерации «Оприватизации жилищного фонда в РоссийскойФедерации» следует отнести положение, всилу которого не подлежат бесплатнойприватизации жилые помещения,предоставленные гражданам по договорамсоциального найма после 1 марта 2005 г.

Поскольку федеральный законодательуказанным запретом на бесплатнуюприватизацию жилых помещений,предоставленных гражданам по договорамсоциального найма после 1 марта 2005 г.

,фактически поставил этих граждан внеравное положение с гражданами,получившими жилье до указанной даты,Конституционный Суд Российской Федерациипризнал указанное положение несоответствующим Конституции РоссийскойФедерации, а следовательно, недействующим. ———————————

Постановление Конституционного Суда РФ от15 июня 2006 г. N 6-П.

Изложенное позволяетсделать вывод, что приватизация гражданамижилых помещений, находящихся в домахгосударственного и муниципальногожилищного фонда, действует в настоящеевремя и, смеем надеяться, будет действоватьдо тех пор, пока Закон Российской Федерации»О приватизации жилищного фонда вРоссийской Федерации» не достигнетпоставленной им цели, т.е.

обеспечитсоздание условий для осуществления праваграждан на свободный выбор способаудовлетворения потребностей в жилище, атакже улучшения использования исохранности жилищного фонда РоссийскойФедерации.

задача авторов,исследовавших принципы приватизации жилыхпомещений, находящихся в государственном имуниципальном жилищном фонде, — вооружитьграждан знаниями как указанных принципов,так и составляющих содержаниехарактеризуемого Законагражданско-правовыхнорм.

ВВЕДЕНИЕЖилищная проблема внашей стране, как свидетельствует опыт, досих пор продолжает оставаться наиболееострой из всех социальных проблем.

ВРоссии обострившаяся в условиях перехода крыночной экономике жилищная проблемаопределяет необходимость проведенияжилищной реформы как неотъемлемой частистабилизации экономики государства иосуществления в ней структурных изменений.

Это одна сторона вопроса. Другая же, неменее значимая, состоит в том, что насталапора преодолеть стереотип, сложившийся всознании уже нескольких поколений,согласно которому утвердилось отношение кжилью как к бесплатно предоставляемомугосударством социальному благу. ———————————

См.:Государственная целевая программа «Жилище».

Одобрена Постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 20 июня 1993 г. N 595 //Собрание актов Президента и ПравительстваРФ. 1993. N 28. Ст. 2593.

Важнейшиесоциально-экономические аспектыреализации современной жилищной реформысостоят в том, чтобы всемерноспособствовать росту доли жилищного фондав частной собственности граждан июридических лиц путем приватизациисуществующего государственного имуниципального жилищного фонда, всяческойподдержке центральными и муниципальнымиорганами власти и управления граждан,приватизировавших жилые помещения,установлению жестких санкций по отношениюк должностным лицам, препятствующимпередаче гражданам в собственностьзанимаемых ими жилых помещений в домахгосударственного и муниципальногожилищного фонда.

Существенная роль вреализации отмеченныхсоциально-экономических проблем жилищнойреформы принадлежит и законодательномурегулированию, стержнем которого выступаютпринципы приватизации жилых помещений. Внауке российского жилищного права пока непредпринято ни одного диссертационного,монографического или иного сколько-нибудьзначимого исследования, имеющего вкачестве самостоятельного предметапринципы приватизации жилых помещений .Остаются невыявленными их юридическаяприрода, закономерности формирования,специфика выражения (проявления,закрепления), сущность, родовая и видоваядифференциация, система и особенностифункционирования. Между тем отмеченныепроблемы относятся к числуфундаментальных, содержащихмногоаспектные и многокачественныестороны и опосредствования методологиироссийского жилищного права вообще иприватизации жилых помещений в частности.Изучение их будет способствовать болееглубокому пониманию сущности и социальногоназначения самого жилищного права иприватизации жилых помещений. ———————————

Исключениемявляется кандидатская диссертация И.Г.Свердлык «Принципы приватизации жилыхпомещений» (М., 2001). Отдельные положенияэтого исследования устарели, так как работабазировалась на существующей тогданормативной базе, в которую с 2001 г.вносились существенные изменения, а 29декабря 2004 г. Государственной Думой РФпринят Жилищный кодекс РФ и введен вдействие с 1 марта 2005 г. Федеральным закономот 29 декабря 2004 г. N 189 «О введении в действиеЖилищного кодекса Российской Федерации(см.: Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 14).Необходимостьи научная обоснованность разработкиуказанных проблем не могут быть сведенылишь к известным теоретическимдостижениям, поскольку они имеют не менеесущественную ценность как длянормотворческой, так и правоприменительнойпрактики. Все вышеперечисленное ипредопределяет необходимость иактуальность исследования существующейпроблемы.Глава I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫЖИЛИЩНОГО ПРАВА, ЕГО ПРИНЦИПОВ ИПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ§ 1.Юридическая природа жилищного права и егопринциповВ целях полного ивсестороннего исследования основныхпроблем жилищного права, принциповприватизации жилых помещений, равно как иряда иных связанных с исследуемыми проблем,нам представляется методологическиправильным и необходимым первоначальновыявить юридическую природу самогожилищного права. Следует подчеркнуть, чтонауке как советского, так и современногороссийского права термины «юридическаяприрода», «правовая природа» или простоприрода чего-либо: права, правоотношений,конкретного правового института (имеет онобычный или комплексный характер),подотрасли права или комплексной отраслиправа — известны довольно давно. Но,несмотря на их широкое использование, досих пор они оказались формальнонеопределенными. Этими категориямиученые-правоведы, как правило, оперируютпри попытке раскрыть правовые особенностичего-либо: отраслевых, родовых или видовыхподразделений системы или структуры права.Их используют при обосновании тех или иныхюридических конструкций, построений,концепций и т.п.

Отдельныеисследователи в поисках подобныхконструкций и построений, не находя, а такжене раскрывая их сущности, обозначают этиявления термином «юридическая природа». Так,Б.Б. Эбзеев, пытаясь разобраться в том, чтособой представляет гражданский оборот,обосновывает понятие его, ведет речь обобъектах гражданского оборота, их правовомрежиме, а также проводит отграничениегражданского оборота от оборота делового.Разнородные и разнообразные понятия»вещественный» и «субъектный» составнаделяются автором категорией юридическойприроды гражданского оборота, что едва лиможно признать правильным . ———————————

См.: Эбзеев Б.Б.Гражданский оборот: понятие и юридическаяприрода // Государство и право. 1999. N 2. С. 32 -38.Оперируя названной категорией, автор,на наш взгляд, ни на йоту не продвинулсявперед в раскрытии сущности юридическойприроды гражданского оборота и обнаружилнепонимание того, что должно вкладываться всодержание этого понятия. Имея в видуисключительную сложность инеразработанность указанной категории, вконтексте этой работы под юридическойприродой жилищного права мы понимаем такиефундаментальные положения, которые могутстать основой определения того, что собойпредставляет жилищное право, как онопроявляется в принципах приватизации жилыхпомещений, какова их внутренняя структура иместо в системе российского права. Проблема сущности и места самого жилищногоправа в общей системе права с историческихпозиций обсуждается юристами постоянно.При исследовании этих проблем именно суказанных исторических подходов можнообнаружить, что представители наукисоветского гражданского и жилищного праваоставили хорошее наследие, высказывая,однако, по рассматриваемой проблематикедалеко не однозначные мнения.

Так, однагруппа ученых-юристов считает, что жилищноеправо является институтом гражданскогоправа . ———————————

См.:Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищногоправа. Алма-Ата: Изд-во КазГУ, 1963. С. 21;Белякова А.М., Комаров В.К., Корнеев С.М.Жилищные права граждан в СССР: Рецензия накнигу В.Ф. Чигира «Советское жилищное право»// Советское государство и право. 1965. N 12. С. 136;Потюков А.Г. Жилищное право. Л.: Изд-воЛенинградского университета, 1973. С.8.
Данная точка зрения высказананазванными учеными до принятия Основжилищного законодательства Союза ССР исоюзных республик. Впоследствии, т.е. ужепосле принятия указанных Основ жилищногозаконодательства, такой же позициипридерживались и некоторые другие ученые.Например, В.Ф. Яковлев считает, что жилищноеправо «по режиму регулирования основныхохватываемых им отношений (по обеспечениюжильем и пользованию гражданами жилымипомещениями) должно быть квалифицировано вкачестве института гражданского права» .Это утверждение не продвигает, на нашвзгляд, исследование внутренней структурыотрасли права вперед и ее дифференциацию наинституты и подотрасли. Если с помощьюпредмета правового регулирования и такихчерт метода гражданско-правовогорегулирования, как дозволительность иправонаделение, одни исследователипытались отграничить гражданское право отуголовного или административного , тодругие ученые справедливопредостерегали о том, что нельзя придаватьуказанным чертам метода лишьгражданско-правовой характер, ибо»правонаделение имеет место при всякомправовом регулировании, в рамках какой быотрасли это регулирование ниосуществлялось. Обладание же правамисоприкасалось с наделением способностью

Источник: https://www.lawmix.ru/commlaw/787

§ 2. Принципы приватизации жилищного фонда: Основные начала приватизации жилья, как и любые принципы од­ного

Основные принципы приватизации жилья в рф
Основные начала приватизации жилья, как и любые принципы од­ного явления, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку они взаимно дополняют и развивают один другой, воплощаясь в тексте законодательных норм, регулируют отношения, связанные с привати­зацией жилищного фонда.

Из анализа норм Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» можно выделить три важнейших принци­па приватизации жилья: добровольность (ст. 1), бесплатность (ст. 1) и одноразовость (ст. 11).

При этом если первый принцип (добровольность) вытекает из ос­новных начал гражданского законодательства: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои граждан­ские права своей волей и в своем интересе.

Они свободны в установ­лении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора» (п. 2 ст.

1 ГК РФ), то два других (бесплатность и одноразовость) характе­ризуют некоторые черты современной жилищной политики России, выраженной кроме прочих нормативных актов в Законе РФ «О при­ватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Главным принципом пр иватизации жилья является принцип добро — вольности. В ст. 1 названного выше Закона прямо указывается «пере­дача в собственность граждан на добровольной основе», т.е.

граждане сами принимают решение, приватизировать занимаемое жилье или нет, и в случае положительного решения вопроса о том, кто из членов семьи будет участвовать в осуществлении приватизации, а кто нет (конечно же в порядке и на условиях Закона).

Никто не вправе при­нудить нанимателей и членов их семей приватизировать занимаемое

жилье. Более того, если хотя бы один член семьи откажется участвовать в процессе приватизации, остальные члены семьи не имеют права приватизировать занимаемое жилое помещение.

Среди принципов приватизации жилищного фонда особое зна­чение имеет принцип одноразовости бесплатного приобретения за­нимаемого жилого помещения. Вместе с тем в отличие от принципа добровольности этот принцип, думается, не является безусловным.

Например, в ситуации, когда гражданин, стоящий в очереди на улуч­шение жилищных условий, приватизировал занимаемую квартиру, государственная, муниципальная организация или орган местного самоуправления, очередником которых является гражданин, вправе обусловить предоставление квартиры выкупом или безвозмездной передачей ранее занимаемой квартиры. В результате такого отчуждения у гражданина, надо полагать, должно вновь возникать право на бес­платную приватизацию жилья. Как правило, этот вопрос на практике так и решается. Однако законодательного решения подобных ситуаций до сих пор нет.

Теоретические исследования и развитие гражданского законода­тельства в направлении комплексной защиты прав и законных интере­сов несовершеннолетних граждан привели к необходимости установ­ления в этих целях изъятия из принципа одноразовости. Федеральным законом от 11 августа 1994 г.

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 введена норма, согласно которой несовер­шеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого поме­щения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государствен­ного и муниципального жилищных фондов после достижения ими совершеннолетия.

Заслуживает внимания и осмысления вопрос о передаче жилых помещений в собственность не всех, а только некоторых проживающих в них лиц. Рассматривая такую ситуацию, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 августа 1993 г.

№ 8 указал на то, что за граждана­ми, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бес­платное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения.

Это обосновывается тем, что в данном случае право на одноразовую приватизацию не бьшо реализовано при даче согласия на приватизацию жилья другими ли­цами — членами семьи1.

Следует добавить, что в случае приобретения жилья одним из супругов жилище не попадает в общее имущество супругов, поскольку имущество, приобретаемое одним из супругов безвозмездно, является его «единоличной» собственностью.

Многие субъекты Российской Федерации в целях предотвраще­ния злоупотреблений при осуществлении приватизации установили правило, по которому граждане, изменившие свое постоянное место жительства после принятия Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и желающие приватизировать жилое помещение, к заявлению прилагают документ, подтверждающий, что ранее занимаемое жилье не было ими приватизировано.

Представляется также, что принцип одноразовости не должен быть препятствием к повторному участию в осуществлении приватизации для тех граждан, которые приватизировали свое жилое помещение во время действия первоначальной редакции Закона РСФСР о при­ватизации от 4 июля 1991 г.

, при этом полностью не использовав уста­новленный норматив бесплатной приватизации (несмотря на то, что ст. 11, говорящая об одноразовости бесплатного приобретения жилья, не изменилась). Такой вывод можно сделать при сравнительном ана­лизе двух редакций Закона о приватизации.

До внесения изменений и дополнений в Закон РСФСР «О привати­зации жилищного фонда в РСФСР» приватизация жилья осуществля­лась комбинированным способом, т.е. на возмездных и безвозмездных началах. Часть жилого помещения передавалась гражданину бесплатно, а другая часть — за плату.

Закон устанавливал, что размер бесплатно передаваемого жилья должен составлять не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека и дополнительно 9 квадратных метров на семью с учетом потребительских качеств жилья.

Увеличивать этот норматив могли только органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нельзя не отметить тот факт, что действовавший норматив служил определенным ограничителем, который, с одной стороны, отчасти обеспечивал соблюдение социальной справедливости в процессе при­ватизации жилищного фонда, а с другой — экономически заинтересо­вывал часть граждан отказаться от чрезмерно больших квартир, что в то время позволяло надеяться на некоторый «выброс» на рынок жилья дополнительной жилой площади.

В тот период граждане приобретали квартиры в собственность бес­платно, если рассчитанная оценочной комиссией цена занимаемой ими квартиры была меньше или равна стоимостному эквиваленту бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на однора­зовую приватизацию.

Все остальные граждане, которые приобрели в собственность жилье, размер которого превышал бесплатно переда­ваемый размер и уровень потребительских качеств, выплачивали за нее денежную сумму, определенную как разницу между ценой квартиры, рассчитанной оценочной комиссией, и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на однора­зовую бесплатную приватизацию жилья.

Из изложенного можно сделать следующий теоретический вывод: граждан, приватизировавших свое жилье до внесения в рассматри­ваемый Закон изменений и дополнений, условно можно разделить на три группы.

Во-первых, граждане, частично использовавшие установленный в тот период норматив бесплатно передаваемого жилья. Имеются в виду граждане, которые либо являлись нуждающимися в улучшении своих жил ищи ых условий, либо имели жилье очень низкого уровня потребительских качеств.

Во-вторых, граждане, использовавшие бесплатно установленный норматив полностью, без выплаты какой-либо выкупной цены. Это — группа граждан, как правило, не обладавшая излишней площадью и тем не менее не относившаяся к категории нуждающихся в улучше­нии жилищных условий.

В-третьих, граждане, использовавшие бесплатно установленный норматив полностью с выплатой при этом выкупной стоимости за пло­щадь, превышавшую установленный норматив.

Данная группа либо в силу сложившейся ситуации в семье, либо за счет ранее занимаемого социального положения имела жилое помещение, значительно пре­вышавшее среднюю обеспеченность по Российской Федерации и по региону, в котором эти граждане проживали.

Две последние из названных условных групп в соответствии с Зако­ном РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» практически не имели никакого отношения к дальнейшему процессу приватизации жилищного фонда (конечно, за исключением несовер­шеннолетних и лиц, сдавших жилые помещения для получения жилья в порядке очередности). Между тем первая группа в период действия старой редакции Закона РСФСР о приватизации вполне обоснован­но могла рассчитывать на возможность использования в будущем, при улучшении своих жилищных условий, неиспользованного остатка бесплатно установленного норматива (например, семьей из двух чело­век была приватизирована однокомнатная квартира общей площадью 30 квадратных метров, в то время как норматив — не менее 45, т.е. возникал остаток в 15 квадратных метров общей площади, который в принципе мог быть использован при участии этих граждан в прива­тизации какого-либо жилья).

Думается, что граждане, приватизировавшие свое жилье и не пол­ностью использовавшие бесплатно передаваемый норматив, уста­новленный в тот период, условно обозначенные в тексте как «первая группа», вправе и при пока еще действующей редакции Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» участ­вовать в осуществлении приватизации занимаемых жилых помещений. Например, при улучшении своих жилищных условий путем получения жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

Источник: https://all-sci.net/jilischnoe-pravo_841/printsipyi-privatizatsii-jilischnogo-47663.html

Понятие и принципы приватизации жилых помещений

Основные принципы приватизации жилья в рф

В соответствии со ст.

217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). Согласно ст.

235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51 -ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 21 октября 1994 года (ред. от 27.

12.2009) // Российская газета. — 1994. — № 238-239. — 8 декабря.

Из указанных положений следует, что:

1) к сделкам по приватизации публичной собственности применяется специальное законодательство, которое устанавливает порядок приватизации;

2) к сделкам по приватизации ограниченно применяются принципы автономии воли и свободы договора, поскольку орган государственной власти или местного самоуправления, действующий от имени публичного собственника, не может отчуждать имущество как частный собственник: по своему выбору любому лицу, любым способом, на любых условиях и за любую цену.

Следует иметь в виду, что сделки по отчуждению имущества государственным (муниципальным) унитарным предприятием или учреждением не являются приватизацией, хотя и влекут переход из публичной собственности в частную.

Сделки по распоряжению имуществом учреждений и унитарных предприятий совершаются ими от собственного имени и по своему усмотрению и регулируются нормами ГК РФ в соответствии с содержанием права хозяйственного ведения (оперативного управления).

Как уже упоминалось выше, основанием для начала приватизации жилья стал Закон РФ от 4 июля 1991 г. за № 1541 — 1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Несмотря на то, что за прошедшие годы в него было внесено много изменений, дополнений, уточнений, передача квартир и комнат в собственность граждан стала реально выполнимой.

В последующие годы, вплоть до настоящего времени, различными государственными органами принимались другие законы и распоряжения, уточняющие и прописывающие процедуру оформления жилья в собственность, ее регистрацию, налогообложение.

Но основными нормативными правовыми актами, регулирующими процесс приватизации жилых помещений на ряду с Законом РФ о приватизации жилищного фонда являются: Положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству 18 ноября 1993 г.

и Федеральный Закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г.

В соответствии со ст.

1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фондах, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. Закон РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1. Принят Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 года (ред. от 11.06.2008) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 28. — ст. 959.- 11июля. Таким образом, объектом приватизации жилых помещений, являются жилые помещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилом фонде.

Приватизация является основанием приобретения права собственности на жилое помещение, которое уже находилось в пользовании у лиц, участвующих в приватизации, но не является одним из способов жилищного обеспечения граждан.

Граждане — наниматели жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда имеют право на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений путем заключения с органами местного самоуправления (либо с государственными предприятиями или учреждениями) договора о безвозмездной передаче жилого помещения в их собственность.

Способ приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда — их безвозмездная передача нанимателям.

К основным принципам приватизации жилых помещений относятся следующие:

1) право приватизации предоставлено только гражданам Российской Федерации.

Источник: https://studbooks.net/930123/pravo/ponyatie_printsipy_privatizatsii_zhilyh_pomescheniy

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий