Пересмотр административного дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

Пересмотр административного дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Кодекс РФ об административных правонарушениях на настоящее время не содержит положений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Согласно части 4 статьи 30.16 КоАП РФ повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.

В связи с изложенным при рассмотрении вопроса об оценке целесообразности повторной подачи жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении следует руководствоваться положениями Гражданского процессуального кодекса РФ и Уголовного процессуального кодекса РФ, а также разъяснениями Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации.

Глава 42. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу

Статья 392. Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам) 1. Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. 2.

Основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются:

1) вновь открывшиеся обстоятельства — указанные в части третьей настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства;

2) новые обстоятельства — указанные в части четвертой настоящей статьи, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства. 3. К вновь открывшимся обстоятельствам относятся: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда; 3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда. 4. К новым обстоятельствам относятся: 1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу; 2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу; 3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации; 4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;

5) определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Глава 49. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

Статья 413. Основания возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств 1. Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. 2.

Основаниями возобновления производства по уголовному делу в порядке, установленном настоящей главой, являются:

1) вновь открывшиеся обстоятельства — указанные в части третьей настоящей статьи обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду;

2) новые обстоятельства — указанные в части четвертой настоящей статьи обстоятельства, не известные суду на момент вынесения судебного решения, исключающие преступность и наказуемость деяния или подтверждающие наступление в период рассмотрения уголовного дела судом или после вынесения судебного решения новых общественно опасных последствий инкриминируемого обвиняемому деяния, являющихся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления. 3. Вновь открывшимися обстоятельствами являются: 1) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела. 4. Новыми обстоятельствами являются: 1) признание Конституционным Судом Российской Федерации закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации; 2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с: а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод; б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод; 2.1) наступление в период рассмотрения уголовного дела судом или после вынесения судебного решения новых общественно опасных последствий инкриминируемого обвиняемому деяния, являющихся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления; 3) иные новые обстоятельства.

5.

Обстоятельства, указанные в части третьей настоящей статьи, могут быть установлены помимо приговора определением или постановлением суда, постановлением следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела за истечением срока давности, вследствие акта об амнистии или акта помилования, в связи со смертью обвиняемого или недостижением лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации

определение Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2010 года № 1706-О-О

постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 1998 года № 5-П

Верховный Суд Российской Федерации

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 3 2015 года — Согласно ч. 4 ст.

413 УПК РФ новыми обстоятельствами являются такие фактические обстоятельства, которые не были ранее предметом исследования по делу в силу объективных причин, а не в результате упущения со стороны органов предварительного расследования (С. 73-75 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014)).

Источник: http://market-mg.narod.ru/osv41_peresmotr_sudebnyh_postanovlenij.htm

Существенные изменения в новом Кодексе об административных правонарушениях

Пересмотр административного дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Новый Кодексоб административных правонарушениях вступил в действие с 1 января 2015 года.

Существенными изменениями Общей части КоАП является пересмотр круга лиц, которые несут ответственность как должностные лица.

Так, должностными лицами в Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

Это обусловлено, прежде всего, необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и тоже правонарушение.

Из Кодекса исключены: нормы, регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезнью; вид административного взыскания как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения.

В Особенной части Кодексапредусмотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку у субъектов среднего предпринимательства стоимость  активов больше более чем в пять раз, а штрафные санкции – такие же как для субъектов малого предпринимательства.

Для исключения коррупциогенного фактора предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа.

В Процедурную часть КоАПвведена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок).

Вместе с тем, сохранены исключения для ранее действовавшего особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.

Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую физическое лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).

При этом для сокращенного порядка предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа. В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке (ч.3 ст.811).

Также пересмотрен институт исчисления сроков. Так, для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками (ст. 739).

Усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях по аналогии с главой 11 Гражданского процессуального кодекса(ст. 743).

Введена норма, позволяющая при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судье, органу (должностному лицу) сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа (ст. 819).

По аналогии со статьей 129УПК РК(действовавшего до 1 января 2015 года) введен институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах и т.д.(ст. 778).

Усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности, приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств (порядок их производства различен и предусмотрен различными статьями Кодекса — ст.ст.785 — 801).

Введена новая мера в виде временного запрещения деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица, что обусловлено предотвращением негативных последствий, таких как возникновение опасности жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде, предотвращения аварий техногенного характера, эпидемий и т.д. (ст. 801).

Указанные меры предусматриваются в связи с тем, что согласно ч.4 ст.

48 Кодекса приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более семи суток с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения (ст. 801).

Закреплена возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, двух и более мер обеспечения производства по делу, так как это имеет место в деятельности правоохранительных органов.

С целью более качественного рассмотрения дела, защиты прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях Кодекс предусматривает ведение протокола судебного заседанияв суде первой инстанции.

При этом если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении полностью признает свою вину, не заявляет о необходимости исследовать доказательства, ведение протокола необязательно.В протоколе по аналогии с гражданским процессом указываются такие же реквизиты и порядок предоставления замечаний.

В новом Кодексе систематизированы административно-процессуальные нормы.В частности, порядок пересмотра постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях ранее регулируемый нормами ГПК (главой 26)перенесен в главу 45 кодекса(пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях).

На практике ранее рассматриваемые дела в порядке главы 26 ГПК называли гражданскими, что вызывало проблемы в процедуре их рассмотрения и применении к ним положений ГПК либо КоАП. Данное новшество введено в Кодекс для исключения возникавших на практике  проблем.

Осуществляя производство по делу об административном правонарушении,на практике нередко возникали вопросы, когда лица были несогласны с определенными действиями (бездействиями) должностных лиц.

В редакции Кодекса предусмотрена самостоятельная глава 44 по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».

Процедура состоит в том, что действия (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в специализированный районный и приравненный к нему административный суд.

Жалобы могут быть устные и письменные. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. 

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения.

Лицо вправе обратиться в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд с жалобой в течение двух месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока не является основанием для отказа в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований отказа в удовлетворении жалобы.

Жалоба подлежит рассмотрению в течение десяти суток со дня поступления. По результатам рассмотрения жалобы принимается постановление об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, которое подлежит обжалованию в течение десяти суток в вышестоящий суд, решение которого обжалованию, опротестованию не подлежит. 

Отсутствие Института пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в административном производстве порождало излишнюю судебную процедуру отмены Верховным Судом постановлений по делам об административных правонарушениях по протесту Генеральной прокуратуры.

Поэтому в Кодексе предусмотрен новый институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, тем самым дается возможность реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47).

C целью предоставления гражданам и юридическим лицам возможности самостоятельного обжалования вступивших в законную силу судебных актов по административным делам в Кодексе предусмотрена дополнительная кассационная инстанция в областных и приравненных к ним судах.

Особенность данного пересмотра заключается в том, что в надзорном порядке через Верховный суд возможен пересмотр судебных актов лишь с соблюдением кассационного порядка обжалования.

При этом в сторону, ухудшающую положение лица, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, кассационную жалобу или протест возможно подать в течении шести месяцев с момента оглашения обжалуемого постановления суда.

В связи с этим в случае неправомерного прекращения производства по делу и пропуска кассационного срока обжалования или опротестования судебного акта без уважительных причин исключается возможность дальнейшего пересмотра судебного акта в Верховном суде.

  

Берик Кельджанов,

старший прокурор отдела Департамента

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

Источник: http://prokuror.gov.kz/rus/novosti/press-releasy/sushchestvennye-izmeneniya-v-novom-kodekse-ob-administrativnyh

Багыллы, С. Т.
Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в гражданском и административном судопроизводстве : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования

Признание Российской Федерацией в 1998 г.

юрисдикции Европейского Суда по правам человека, равно как и его права разрешать вопросы применения и толкования Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, послужило одной из причин придания содержанию уже существующих в отечественном процессуальном праве юридических институтов, в том числе исследуемых в диссертации институтов, более глубокого смысла их предназначения, отвечающего эффективной защите основных ценностей. Новый взгляд на теоретическую основу гражданского и административного судопроизводства предопределил также необходимость реформирования способов пересмотра и проверки судебных актов.

Несмотря на длительный период существования в отечественном гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве институтов пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (далее — институты пересмотра), их назначение, цели и задачи, перечень оснований и механизм их действия вызывают вопросы как у исследователей, так иу правоприменителей. Теоретические споры о роли пересмотра нашли отражение в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — АПК РФ 2002 г.), а позднее и в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), где ему был придан статус производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (далее — производство по пересмотру), в то время как в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — ГПК РФ 2002 г.) статус пересмотра до сих пор не определен.

Вместе с тем закрепление положений о пересмотре судебных актов в рамках административного судопроизводства представляет собой унификацию заимствованных положений о правовом регулировании пересмотра в действующих ГПК РФ и АПК РФ без стремления к совершенствованию их содержательной части.

Несогласованный порядок пересмотра, установленный нормами АПК РФ, ГПК РФ,

3

КАС РФ ГПК РФ, сегодня не позволяет сделать вывод об исчерпывающем характере правового регулирования правоотношений в ходе обращения к нему и свидетельствует о недостаточности теоретического обоснования необходимости пересмотра как исключительного способа защиты права, не подменяющего ординарные способы проверки судебного акта.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обосновывается потребностью установления истинной правовой природы порядка пересмотра, позволяющей признать его в качестве полноценного и самостоятельного производства не только в рамках административного, но и гражданского судопроизводства (в широком смысле).

В свою очередь, устранение несоответствия в понимании роли пересмотра среди других способов защиты права позволит улучшить механизм его функционирования, обеспечить единообразие судебной практики и установить равные гарантии всем участникам правоотношений по пересмотру.

Статистические показатели подтверждают существенную роль пересмотра в защите законных прав заявителей и его востребованность.

Актуальность диссертационного исследования автор обосновывает еще и тем, что изменение сложившихся понятий о роли и назначении пересмотра должно осуществляться с учетом сохранения накопившегося отечественного законодательного и правоприменительного опыта.

Не умаляя теоретического вклада предыдущих исследователей в изучении процессуально-правовой природы и предназначения порядка пересмотра, диссертант полагает, что остались вопросы, исследование которых позволит более полно и точно определить место, необходимость и значимость современного производства по пересмотру в рамках гражданского и административного судопроизводства: а именно статус пересмотра, его цель и задачи, содержание оснований, составляющих перечень вновь открывшихся и новых обстоятельств, порядок производства после установления неизвестного ранее или возникшего факта и др. Осмысление категорий и понятий, составляющих и входящих в формирование механизма пересмотра, представит теоретическую ценность и позволит выработать научно

4

обоснованные рекомендации по совершенствованию процессуального законодательства и упорядочить правоприменительную деятельность.

Степень научной разработанности темы.

Источник: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1716362

По вновь открывшимся обстоятельствам (А. Калмухамбетов, председатель Специализированного административного суда г. Актобе)

Пересмотр административного дела по вновь открывшимся обстоятельствам

По вновь открывшимся обстоятельствам

А. Калмухамбетов,

председатель Специализированного административного суда г. Актобе

Законодательство РК предусматривает несколько способов пересмотра ошибочных судебных решений, к их числу относится возможность самому суду пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам.

Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов по вновь открывшимся обстоятельствам является одним из видов пересмотра постановлений, вступивших в законную силу, и является самостоятельной стадией производства по делу об административном правонарушении.

Указанная стадия наряду с другими — рассмотрением дела в апелляционном и кассационном порядке — является одним из способов проверки законности разрешения дел об административных правонарушениях, призванным способствовать надлежащему осуществлению правосудия, вынесению законных и обоснованных постановлений.

Следует отметить, что данный институт в административном законодательстве является относительно молодым, существующим с января 2015 года как самостоятельная глава нового КоАП РК, тем самым законодатель предусмотрел дополнительную возможность пересмотра состоявшегося акта.

Так, вновь открывшиеся обстоятельства — это юридические факты, имеющие значение для разрешения дела, но неизвестные в то время либо об их существовании стало известно позже (после вступления постановления в законную силу).

Для решения вопроса о пересмотре постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам не требуется проверять правильность применения судом закона, совершения тех или иных процессуальных действий, правильность оценки доказательств, что характерно для пересмотра постановлений в кассационном порядке. задача суда на этой стадии — выяснить наличие или отсутствие вновь открывшихся обстоятельств и установить, повлияли ли они на правильность вынесенного постановления.

Пересмотр постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам отличается от пересмотра постановлений в кассационном порядке не только по основаниям пересмотра, но и по другим признакам: по объекту пересмотра, по кругу лиц, имеющих право возбуждать вопрос о пересмотре судебного постановления, по полномочиям суда, пересматривающего постановление, по процессуальному порядку рассмотрения дела.

Ч. 2 ст. 852 КоАП РК приводит исчерпывающий перечень оснований для пересмотра. К ним относятся существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему.

Таким обстоятельствам необходима совокупность нескольких черт:

— обстоятельства существовали во время рассмотрения дела;

— эти обстоятельства не были и не могли быть известны заявителю, а значит, они не были известны и суду, рассмотревшему дело;

— обстоятельства имеют существенное значение для дела. Существенность означает то, что будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное.

Вновь открывшиеся обстоятельства следует отличать от юридически значимых фактов, возникших после вынесения решения. Решение должно соответствовать фактам, существовавшим в момент его вынесения. Факты, возникшие впоследствии, не могут свидетельствовать о незаконности решения.

Не будут основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам обнаруженные после вынесения решения доказательства, подтверждающие или опровергающие факты, исследованные судом. Такие доказательства свидетельствуют о том, что юридические факты установлены судом неправильно. Эти доказательства должны служить основанием для пересмотра дела в кассационном порядке.

Основанием для пересмотра служат также установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность протокола об административном правонарушении, документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления.

При решении вопроса о пересмотре по указанным основаниям суду необходимо убедиться, что установленные приговором суда обстоятельства повлекли за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления по делу об административном правонарушении.

Поэтому не могут служить основанием к пересмотру постановления по вновь открывшимся обстоятельствам установленный приговором суда факт недоброкачественности того или иного доказательственного материала, если юридические факты, положенные в основу постановления, подтверждаются другими доброкачественными материалами.

Следующее основание — установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия участников производства по делам об административных правонарушениях, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, уполномоченных органов (должностных лиц), совершенные при рассмотрении данного дела.

Факт преступной деятельности указанных лиц независимо от последствий, которые они повлекли для вынесенного постановления, всегда служит основанием к его пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.

Отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица), послужившего основанием к вынесению данного постановления, является основанием для пересмотра.

Суд должен располагать соответствующим актом суда или иного органа, подтверждающего факт отмены решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица).

Если суду представлена копия соответствующего акта, то ее необходимо должным образом удостоверить.

Пересматриваемое постановление может быть отменено толь- ко в том случае, если суд придет к выводу, что отмененный акт суда или иного органа действительно было положено в основу постановления по делу об административном правонарушении.

Признание Конституционным Советом РК неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении, также служит основанием для его пересмотра.

Обстоятельства, послужившие основанием к пересмотру постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, должны быть доказаны, поскольку суд, разрешающий ходатайство о пересмотре постановления, должен быть убежден в наличии оснований для пересмотра.

Заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам подается лицом, привлеченным к административной ответственности, потерпевшим или их законными представителями, или прокурором в суд, орган (должностному лицу), вынесшим постановление, в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его уполномоченным представителем. Удовлетворение заявлений о пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них по вновь открывшимся обстоятельствам является основанием для повторного рассмотрения дела по правилам, установленным КоАП РК.

Источник: https://www.zakon.kz/4860068-po-vnov-otkryvshimsja-obstojatelstvam.html

Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам в новом КоАП РК

Пересмотр административного дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Одной из важных новелл административного производства является введение новым Кодексом об административных правонарушениях института пересмотра вступивших в законную силу постановлений по административным правонарушениям в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Пересмотр возможен как по непосредственной жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, так и потерпевшего или их законных представителей.

Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них по вновь открывшимся обстоятельствам предусмотрен главой 47 КоАП РК.

Основаниями для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, согласно статье 852 КоАП, являются:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность протокола об административном правонарушении, документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия участников производства по делам об административных правонарушениях, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, уполномоченных органов (должностных лиц), совершенные при рассмотрении данного дела;

4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица), послужившего основанием к вынесению данного постановления;

5) признание Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении.

Вступившее в законную силу постановление по вновь открывшимся обстоятельствам пересматривается судом, уполномоченным органом или должностным лицом, вынесшим это решение. А в случае пересмотра судом постановления органа (должностного лица) и оставления его без изменения, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, вынесшим данное решение.

Заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в течение трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра.

Требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления, указаны в статье 855 КоАП. Так, заявление должно быть подано в письменной форме и в нем необходимо указать:

— наименование суда, органа (должностного лица), в которые подается заявление;

— сведения о лице, подающем заявление;

— наименование суда, органа (должностного лица), принявших акт, о пересмотре которого по вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует заявитель, дата принятия данного акта;

— требование лица, подающего заявление, вновь открывшееся обстоятельство, являющееся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства.

К заявлению необходимо приложить: копии документов, подтверждающих вновь открывшиеся обстоятельства; копию постановления, о пересмотре которого ходатайствует заявитель; документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют; доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления.

Поданное с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и содержанию заявление принимается к производству соответствующего суда, органа (должностного лица). Вопрос о принятии заявления должен быть решен в течение трех суток со дня его поступления, о чем выносится определение с указанием даты и места проведения заседания по рассмотрению заявления.

В случае несоответствия заявления требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию, либо если заявление подано после истечения установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении, либо если в восстановлении пропущенного срока подачи заявления было отказано, судья соответствующего суда, должностное лицо уполномоченного органа возвращает такое заявление, о чем выносит определение. Копия определения направляется заявителю вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами не позднее следующего дня после дня его вынесения. Определение о возвращении заявления может быть обжаловано, опротестовано.

Срок для подачи заявления исчисляется со дня открытия обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, а в случае установления судебными актами обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, со дня вступления судебного акта в законную силу. В случае признания Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении, срок для подачи заявления исчисляется со дня принятия постановления Конституционного Совета.

Заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам суд, орган либо должностное лицо рассматривают в заседании. Заявитель и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

Рассмотрев заявление, суд, орган или должностное лицо удовлетворяет заявление и отменяет постановление, либо отказывает в пересмотре.

Решения судов, органов (должностных лиц) об отмене постановления по вновь открывшимся обстоятельствам и об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы и опротестованы в установленном порядке.

Председатель САС г.Кокшетау  Альжанов Б.С.

Самые интересные новости в нашем Telegram-канале

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://kokshetau.asia/pravo/25155-peresmotr-vstupivshikh-v-zakonnuyu-silu-postanovlenij-po-delam-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh-po-vnov-otkryvshimsya-obstoyatelstvam-v-novom-koap-rk

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий