Правовая защита раненых больных потерпевших кораблекрушение

§ 5. Защита раненых, больных и военнопленных

Правовая защита раненых больных потерпевших кораблекрушение

Юриспруденция
Раздел: Экономика

Режим раненых и больных определен двумя названными выше Конвенциями 1949 г.

— об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об улучшении участи ране­ных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, причем термин «раненые и боль­ные» включает лиц как из числа комбатантов, так и граждан­ских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или ухо­де.

Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц следующие действия: а) посягательство на жизнь и физиче­скую неприкосновенность; б) взятие заложников; в) посягатель­ство на человеческое достоинство; г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен при­меняться режим военного плена.

Медицинские учреждения и медицинский персонал поль­зуются уважением и защитой и не могут быть объектом напа­дения.

Режим военного плена представляет совокупность право­вых норм, регулирующих положение военнопленных. Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., к ним относятся лица из состава регулярных и нерегу­лярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты.

Военнопленные находятся во вла­сти правительства неприятельского государства, а не отдель­ных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К военно­пленным нельзя применять акты насилия, запугивания и ос­корбления. Военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.

Любые незаконные акты со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие угрозу его здоровью, рассматриваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероисповедания, полити­ческих убеждений.

Эти положения относятся и к участникам вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Военнопленные, согласно ст. 14 соответствующей Конвен­ции 1949 г., полностью сохраняют свою гражданскую правоспо­собность, которой они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену держава может ограничивать осуществле­ние прав лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.

Военнопленные, за исключением офицеров, могут привле­каться к работе, не носящей военного характера. Военноплен­ные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверен­ных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями Державы-По­кровительницы и Красного Креста.

Освобождение военнопленных, согласно Женевской конвен­ции, происходит тотчас по прекращении военных действий (ст. 118), исключая случаи привлечения к уголовной ответст­венности за военные преступления.

Международное право

  Понятие и источники международного права окружающей среды …

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения… bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/179.htm

  Международное право. Основной источник международного права. Нормы …

Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников… www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/53.htm

  ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Международное публичное и …

оказывающих постоянное влияние на формирование и развитие международного менеджмента, является международное право. … www.bibliotekar.ru/biznes-40/16.htm

  Правовые отрасли. Общая характеристика отраслей Российского права.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. … www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/68.htm

Последние добавления:

Земельное право России  Коммерческое право России  

К содержанию книги:  Международное право

Источник: http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-2/144.htm

Médecins Sans Frontières | Практический словарь гуманитарного права

Правовая защита раненых больных потерпевших кораблекрушение

Защита раненых и больных должна обеспечиваться при любых обстоятельствах. Согласно гуманитарному праву раненые и больные составляют особую категорию покровительствуемых лиц, для которой не существует различия между комбатантом и гражданским лицом (ЖI-IV, ст. 3 общ.; ЖПI, ст. 8, 10, 11; ЖПII, ст.7).

Эта защита заявлена в статье 3, общей для четырех Женевских конвенций, которая представляет собой свод минимальных правовых норм, применимых как в период международного вооруженного конфликта, так и в период вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в обстановке внутреннего напряжения в стране. Эта статья содержит минимальные гарантии обычного права, применимые в любое время и к любому лицу независимо от его статуса.

  • Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие вследствие болезни или ранения, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
  • Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь. Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте (ЖI-IV, ст. 3).

Эти минимальные правила дополнены двумя Дополнительными протоколами 1977 года, где уточняется, что «все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.

При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние.

Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских» (ЖПI, ст.10; ЖПII, ст.7).

больные и раненые

Защита раненых и больных осуществляется в рамках правовых гарантий, предусматривающих обеспечение работы санитарных служб в период вооруженного конфликта. Гуманитарное право предоставляет особую защиту медицинским формированиям, медицинскому персоналу и санитарно-транспортным средствам и гарантирует снабжение медикаментами и свободный провоз посылок с медицинской помощью:

— медицинский персонал и медицинские формирования не могут ни при каких обстоятельствах быть объектом нападения;

— медицинские формирования и установки могут обозначаться защитным знаком Красного Креста;

— предусматривается защита медицинского персонала и медицинского оборудования от реквизиций;

— снабжение медикаментами должно обеспечиваться при всех обстоятельствах.

медицинские службы; медицинский персонал; реквизиция; отличительные знаки – защитные знаки

Для того чтобы раненые и больные разыскивались, подбирались и им оказывалась помощь, гуманитарное право предусматривает особый статус защиты медицинского персонала и санитарно-транспортных средств, предусматривая для них отличительную эмблему и гарантируя им свободу перемещения:

— медицинский персонал в любое время пользуется уважением и защитой;

— его реквизиция запрещается;

— он может подбирать раненых и больных, и находящиеся в конфликте стороны должны облегчать его перемещения, которые могут быть ограничены только временно, в связи с настоятельной военной необходимостью;

— медицинский персонал должен иметь доступ в любое место, где его услуги являются необходимыми;

— от него не могут потребовать, чтобы он оказывал медицинскую помощь только определенной категории лиц;

— при выполнении своих функций он не может быть вынужден отдавать предпочтение какому-либо лицу кроме как по соображениям медицинского характера;

— он не может принуждаться к совершению действий или выполнению работ в нарушение норм медицинской этики;

— ни при каких обстоятельствах он не может быть подвергнут наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой.

медицинский персонал; право доступа; медицинские службы; реквизиция; медицинская этика (деонтология)

При некоторых обстоятельствах, например, на оккупированных территориях, в тюрьмах или лагерях интернированных лиц, предоставляемые медицинской миссии гарантии должны быть усилены, чтобы противостоять особым рискам, которым подвергаются как больной, так и лицо, оказывающее ему медицинскую помощь. Для подобных случаев гуманитарное право предусматривает особые правила.

  • Для раненых и больных военнопленных (ЖIII, ст. с 29 по 33): в некоторых случаях предусматривается лечение и госпитализация в нейтральной стране (ЖIV, ст. 132).
  • Для лишенных свободы и интернированных лиц (ЖIV, ст. 91 и 92): в некоторых случаях также предусматривается проведение определенных медицинских процедур в нейтральной стране или вне мест лишения свободы (ЖIV, ст. 132).
  • Для оккупированных территорий: оккупирующая держава обязана обеспечить и поддерживать деятельность санитарных и больничных учреждений и служб. Державы-покровительницы либо беспристрастные гуманитарные организации могут в любое время осуществлять контроль за состоянием снабжения населения продовольствием и санитарными материалами (ЖIV, ст. с 55 по 57; с 59 по 63).
  • Для личного состава и санитарных формирований медицинской службы действующих армий, а также находящихся в них раненых и больных (ЖI, ст. с 12 по 37).
  • Для лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, во время международных и немеждународных вооруженных конфликтов (ЖПII, ст. 5.1.а и 7).

больные и раненые; лишение свободы (заключение, содержание под стражей); интернирование; военнопленные; оккупированная территория

В задачи гуманитарного права входит обеспечение возможности неуклонного соблюдения медицинской этики в ситуациях вооруженного конфликта.

  • Оно возводит медицинскую этику в разряд норм международного права, обязательных для государств. Не пытаясь полностью определить и кодифицировать содержание медицинской этики, Женевские конвенции регулируют медицинскую деятельность, устанавливая для нее постоянные минимальные нормы. Тем самым Конвенции уточняют обязанности и ограничения, налагаемые на работу медицинского персонала международным правом в целях укрепления его возможностей противостоять принуждению, давлению и насилию.
  • Международным правом устанавливаются виды недопустимого поведения медицинского персонала: оно включает медицинские процедуры или упущения, не оправданные состоянием больного и не соответствующие протоколам и этике.
  • Также им устанавливаются медицинские функции, выполнение которых власти не могут запретить медицинскому персоналу.
  • Международным правом предусмотрено, что ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может быть подвергнуто наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой.
  • Оно защищает право на медицинскую тайну в условиях вооруженного конфликта.

медицинская этика (деонтология); жестокое обращение

Гуманитарное право подчеркивает обязательство ухода за ранеными и больными и соблюдения принципов медицинской этики при выполнении этих медицинских функций.

Нанесение ущерба физическому или психическому состоянию здоровья лица, подвергнутого какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не требуется по состоянию здоровья указанного лица и не соответствует общепринятым медицинским нормам, а также в результате упущения, составляет тяжкое нарушение Конвенций и, следовательно, военное преступление (ЖI, ст. 50; ЖПI, ст. 11). Согласно Статуту Международного уголовного суда военным преступлением считается причинение лицам, которые находятся во власти другой стороны в конфликте, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, стоматологического или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые причиняют смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц (ст. 8.2.e.xi). Это положение ставит вопрос об этических рамках оказания медицинской помощи пациентам, содержащимся в местах лишения свободы в ситуации конфликта. Также поднимается вопрос об индивидуальной уголовной ответственности медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь пациентам, лишенным свободы в период конфликта.

медицинская этика (деонтология) ▸ жестокое обращение

В Исследовании о нормах обычного международного гуманитарного права, опубликованном МККК в 2005, повторены гарантии, предоставляемые во время конфликта Женевскими конвенциями гражданским лицам, раненым и больным. Эти нормы применимы в ситуации международного и немеждународного вооруженного конфликта.

Норма 6: Гражданские лица пользуются защитой от нападений, за исключением случаев, когда и пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.

Норма 25: Медицинский персонал, предназначенный исключительно для выполнения медицинских обязанностей, должен пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Принадлежащие к нему лица утрачивают право на защиту, если совершают, помимо своих гуманитарных обязанностей, действия, направленные против неприятеля.

Норма 27: Духовный персонал, предназначенный исключительно для выполнения духовных функций, должен пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Принадлежащие к нему лица утрачивают право на защиту, если совершают, помимо своих гуманитарных обязанностей, действия, направленные против неприятеля.

Норма 28: Медицинские формирования, предназначенные исключительно для медицинских целей, должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Они утрачивают свое право на защиту, если используются помимо их гуманитарных функций для совершения действий, наносящих ущерб неприятелю.

Норма 29: Санитарно-транспортные средства, предназначенные исключительно для санитарных перевозок, должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Они утрачивают свое право на защиту, если используются помимо их гуманитарных функций для совершения действий, наносящих ущерб неприятелю.

Норма 30: Запрещены нападения, направленные против медицинского и духовного персонала и объектов, использующих в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями.

Норма 109: Всегда, когда позволяют обстоятельства, и особенно после каждого боя, каждая сторона, находящаяся в конфликте, немедленно примет все возможные меры к тому, чтобы разыскать, подобрать и эвакуировать раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, без какого-либо различия неблагоприятного характера.

Норма 110: Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, должны получить медицинскую помощь и уход, требуемые их состоянием, в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки. Между ними не должно проводиться никакого различия по каким бы то ни было соображениям, иным, нежели медицинские показания.

Норма 111: Каждая сторона в конфликте должна принять все возможные меры к тому, чтобы оградить раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, от дурного обращения и разграбления их личного имущества.

Источник: https://slovar-gumanitarnogo-prava.org/content/article/4/meditsinskaia-missiia/

Международное гуманитарное право

Правовая защита раненых больных потерпевших кораблекрушение

Защита раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, определяется соответственно Конвенциями I, II о защите жертв войны, а также Дополнительными протоколами I, II 1977 г.

к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года. Конвенции являются результатом пересмотра ранее принятых Женевских конвенций 1906 и 1929 гг., а также Гаагской конвенции от 18 октября 1907 г.

по этим вопросам.

Оказавшись во власти неприятеля, раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, рассматриваются как военнопленные, и к ним применяются нормы международного гуманитарного права, касающиеся военнопленных.

В отношении названных жертв войны, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия, посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложниками, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации. При этом раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, не могут отказываться частично или полностью от прав, которые им определены международными конвенциями.

Воюющее государство, захватившее их в плен, в зависимости от обстоятельств, может оставить их у себя, направить в свой порт, в нейтральный порт или в порт противника. В последнем случае военнопленные, возвращенные своей стране, не должны продолжать военную службу в течение всей войны.

В ходе военных действий воюющие государства делают все возможное для того, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, ограждают их от ограбления и дурного обращения, обеспечивая им необходимый уход. Принимаются также меры по розыску мертвых и предотвращению мародерства.

Военные власти могут обращаться к человеколюбию местных жителей с тем, чтобы те при возможности могли под их контролем добровольно подбирать и ухаживать за ранеными и больными, потерпевшими кораблекрушение, предоставляя лицам, отозвавшимся на этот призыв, необходимое покровительство и льготы. В том случае, если неприятельское государство установит или восстановит свой контроль над данным районом, оно будет предоставлять этим лицам такое же покровительство.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права военные власти разрешают населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или на оккупированных местностях, по собственной инициативе подбирать раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, независимо от их национальности, и обеспечивать уход за ними. При этом гражданское население должно относиться к ним с уважением, не допускать никаких актов насилия. Никто не должен подвергаться преследованию, наказанию каким-либо образом или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение.

При первой возможности воюющие стороны заключают соглашения о перемирии или о прекращении огня с тем, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, и в случае согласия осуществляют обмен ими.

При необходимости воюющие государства заключают соглашения, касающиеся эвакуации раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, вывоза их морским путем из осажденной или окруженной зоны, а также обеспечение пропусками в эту зону медицинского и духовного персонала.

Конфликтующие стороны обязуются зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, и умерших с неприятельской стороны, оказавшихся в зоне их контроля. Эти сведения по возможности должны включать следующие данные:

  • гражданство данного лица;
  • войсковой или личный номер;
  • фамилию, имя;
  • дату рождения;
  • все другие сведения, содержащиеся в его удостоверении личности или опознавательном медальоне;
  • дату и место взятия в плен или смерти;
  • сведения, касающиеся ранений, болезни или причины смерти.

Упомянутые выше данные должны быть как можно скорее доведены до сведения Справочного бюро, наличие которого предусмотрено ст. 122 Конвенции III, а оно передает эти сведения державе, за которой числятся указанные лица, через посредство державы-покровительницы и Центрального справочного агентства по делам военнопленных.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны подготавливать и отправлять друг другу через указанное бюро свидетельства о смерти или надлежащим образом удостоверенные списки погибших (умерших), половину двойного опознавательного медальона, завещание и прочие документы, имеющие значение для семьи погибшего, деньги и вообще все предметы, имеющие объективную или субъективную ценность, принадлежавшие погибшим. Эти вещи, а также неопознанные вещи, пересылаются в запечатанных пакетах, к которым прилагается заявление, содержащее все сведения, необходимые для установления личности погибших владельцев, и полный перечень содержимого пакетов.

Воюющими государствами принимаются необходимые меры для того, чтобы предание земле или сожжение, а также погребение в море производилось, по возможности, индивидуально, и чтобы погребению предшествовал внимательный медицинский осмотр тел с целью констатирования смерти, установления личности и возможного отчета об этом. Половина двойного опознавательного медальона или сам опознавательный медальон, если он одинарный, должен оставаться на теле. Погибшие должны быть погребены с честью и, если возможно, с соблюдением религиозных обрядов, чтобы могилы содержались надлежащим образом и были сосредоточены согласно национальности погребенных и отмечались таким образом, чтобы их всегда можно было разыскать. С этой целью с начала военных действий государства организуют официальную службу могил с тем, чтобы в последующем была возможность сделать эксгумации, обеспечить опознание трупов и их возможную отправку на родину.

В дальнейшем в процессе урегулирования отношений между воюющими государствами, на территории которых находятся могилы, другие места погребения останков лиц, умерших во время оккупации или в заключении, погибших в результате военных действий, заключаются соглашения с целью: содействия доступу родственников погибших (умерших) и представителей официальных служб регистрации могил к местам погребения, а также определения практических мер по обеспечению такого доступа; постоянного сохранения и ухода за такими местами погребения; содействия возвращению останков и личного имущества погибших на родину (ст.ст. 33, 34 Дополнительного протокола I).

Воюющие стороны, международные гуманитарные организации, державы-покровительницы должны руководствоваться в своей деятельности нормами международного гуманитарного права о том, что семьи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение вправе знать о судьбе своих родственников. Как только позволят обстоятельства в ходе военных действий, либо сразу же после их окончания, воюющие стороны разыскивают лиц, пропавших без вести, обмениваются между собою информацией по этому поводу.

Сведения о лицах, пропавших без вести, и запросы о них передаются либо непосредственно, либо через державу-покровительницу, Центральное справочное агентство МККК или национальные общества Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца).

Источник: http://isfic.info/mgp/gumprav13.htm

2.2. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение

Правовая защита раненых больных потерпевших кораблекрушение

Термины «раненые» и «больные»означают лиц (как военнослужащих, таки гражданских), которые нуждаются вмедицинской помощи или уходе ивоздерживаются от любых враждебныхдействий.

В отношении всех раненых и больных,независимо от того, к какой стороне онипринадлежат, запрещаются следующиедействия:

— всякие виды убийств, физическиеувечья, жестокое обращение, пытки иистязания;

— медицинские или научные эксперименты;

— удаление тканей или органов дляпересадки;

— взятие заложников;

— посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительноеили унижающее обращение;

осуждение и применениенаказания без предварительного судебногорешения, вынесенного надлежащимобразом учрежденным судом, при наличиисудебных гарантий1.

Под «лицами, потерпевшими кораблекрушение» понимаютсявоеннослужащие и гражданские лица,которые подвергаются опасности на мореили в других водах (таких, как реки илиозера) в результате несчастья, случившегосяс ними, и которые воздерживаются отлюбых враждебных действий.

Из данного определения явствует,что «потерпевшее кораблекрушение» -это временное состояние лица. Онозавершается, как только данное лицооказывается высаженным на берег и темсамым приобретает иной статус, например,военнопленного, «раненого» илигражданского лица.

Женевские Конвенции устанавливают,что во всякое время, и в особенностипосле боя, стороны, находящиеся вконфликте, должны принять все возможныемеры к тому, чтобы разыскать и подобратьраненых, больных и потерпевшихкораблекрушение, оградить их от ограбленияи дурного обращения и обеспечить имнеобходимый уход, а также к тому, чтобыразыскать мертвых и воспрепятствоватьих ограблению. Более того, военные властимогут обращаться к гражданскому населениюи обществам помощи с просьбой подбиратьраненых, больных и потерпевшихкораблекрушение, разыскивать погибшихи сообщать об их местонахождении. Приведении боевых действий на мер то жесамое относится к нейтральным торговымсудам, яхтам и другим мелким судам, ккапитанам которых стороны, находящиесяв конфликте, могут обратиться с просьбой принять на борт раненых, больных и потерпевших кораблекрушениеи обеспечить им уход, а также подбиратьпогибших (ст. 21 IIКонвенции).

Согласно IIКонвенциистороны, находящиеся в конфликте, должнызарегистрировать все имеющиеся в ихраспоряжении данные, способствующиеустановлению личности раненых, больных,потерпевших кораблекрушение и умершихнеприятельской стороны, попавших в ихруки. Эта информация должна быть доведенадо сведения Справочного бюро для передачистороне противника, в частности, черезпосредничество Центрального Агентствапо розыску Международного КомитетаКрасного Креста.

2.3. Гуманное обращение с военнопленными

Под военным пленомпонимаетсяограничение свободы лиц, принимавшихучастие в военных действиях, в целяхпресечения их дальнейшего участия ввооруженной борьбе. Режим военногоплена призван обеспечить не толькосохранение жизни военнопленного, но изащиту его неотъемлемых человеческихправ.

В этой связи необходимо всегдапомнить о том, что военнопленные находятсяво власти Державы противника, а неотдельных лиц или воинских частей,взявших их в плен (ст. 12IIIКонвенции).

Следовательно, за все, чтопроисходит с военнопленными, несетответственность государство неприятеля,но это не умаляет, однако, индивидуальнойответственности лиц в случае нарушенияими правил обращения с военнопленными.

IIIКонвенция подробнорегламентирует порядок содержаниявоеннопленных:

— их размещение, обеспечение питаниеми одеждой;

— требование гигиены и оказаниемедицинской помощи;

— религиозную, интеллектуальную ифизическую деятельность и т.д.

В соответствии со ст. 122 воюющиестраны обязаны организовать справочныебюро по делам военнопленных, которыедолжны давать ответы на все вопросы,связанные с военнопленными.

IIIКонвенциейустанавливается институт доверенныхлиц. Ст.

79 предусматривает, что во всехместах содержания военнопленных, заисключением тех, где находятся офицеры,военнопленные имеют право свободнопутем тайного ания избиратьдоверенных лиц, которые должны представлятьих перед военными властями,Державами-Покровительницами, МеждународнымКомитетом Красного Креста и перед всякойдругой организацией, оказывающей импомощь.

В лагерях для офицеров и приравненныхк ним лиц и в смешанных лагерях старшийпо званию военнопленный офицер признаетсядоверенным лицом. Пользуясь прерогативамии льготами, перечисленными в ст. 81,доверенные лица военнопленных содействуютих моральному и физическому благополучию.

Эти лица не только осуществляют контрольнад распределением помощи, но и делаютвсе зависящее от них для того, чтобыпомочь военнопленным при возникновениитрудностей в отношениях с властями.

Следует также подчеркнуть, чтовоеннопленные имеют неограниченноеправо обращаться к представителямДержавы-Покровительницы либо черезсвое доверенное лицо, либо непосредственно,если они считают это необходимым длятого, чтобы обратить их внимание к теммоментам режима плена, в отношениикоторых у них имеются жалобы (ст. 78).

Конвенцией предусматривается, чтовоеннопленные должны подчинятьсязаконам, уставам и приказам, действующимв вооруженных силах держащей в пленуДержавы (ст. 82).

Даже во время военных действийКонвенцией предусматриваетсянепосредственная репатриация раненыхи больных, чьи умственные и физическиеспособности, по всей видимости, сильноснизились (неизлечимые, тяжелораненыеи тяжелобольные, излечившиеся), игоспитализация в нейтральных странахопределенных категорий больных и лицс менее тяжелыми ранениями. Ни один изних не может быть репатриирован противсвоего желания во время военных действий.Все остальные военнопленные должныбыть освобождены и репатриированы«тотчас же по прекращении военныхдействий» (ст. 118 IIIКонвенции).

Источник: https://studfiles.net/preview/2915648/page:35/

Режим военного плена; защита раненых и больных

Правовая защита раненых больных потерпевших кораблекрушение

Основным международными правовыми документами, определяющими режим военного плена, являются IV Гаагская конвенция, Женевская конвенция об обращении с военнопленными и Дополнительные протоколы I и II.

Режим военного плена представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение военнопленных. Военнопленный – это обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства, которое несет полную ответственность за его судьбу. Военнопленный не может считаться преступником за факт пленения.

Военнопленными считаются лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т.е. комбатанты. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Государство пленения несет ответственность за обращение с военнопленными.

Статус военнопленных имеют следующие категории лиц:

  • – личный состав вооруженных сил;
  • – партизаны;
  • – личный состав ополчения и добровольческих отрядов;
  • – личный состав организованных движений сопротивления;
  • – стихийно восставшее население, если оно открыто берется за оружие и соблюдает законы и обычаи войны;
  • – лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в боевых операциях (врачи, юристы, корреспонденты, обслуживающий персонал, т.е. некомбатанты);
  • – члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации (некомбатанты).

Военнопленные сохраняют свою правоспособность, которой они пользовались до захвата в плен. Ограничения правоспособности возможны только в той степени, в какой это требуют условия плена.

Абсолютно запрещены убийства, пытки, научные и медицинские опыты, принуждение давать какие-либо сведения (военнопленный обязан назвать свои фамилию и имя, звание, дату рождения, личный номер), коллективные наказания за индивидуальные проступки. Индивидуальные дисциплинарные или уголовные наказания являются правомерными.

Дисциплинарные взыскания не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья. Взыскание за один проступок может быть наложено только один раз. За совершенные проступки военнопленного может судить только военный суд.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах государства пленения. Военнопленные должны размещаться в лагерях в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности.

Интернированным лицам может быть запрещено выходить за пределы лагеря. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Лагеря военнопленных находятся под ответственностью офицера регулярных вооруженных сил государства пленения.

К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Военнопленные имеют право на уважение их личности и чести. К ним запрещено применять репрессалии.

Любые незаконные акты со стороны государства пленения, приводящие к смерти военнопленного или угрожающие его здоровью, считаются серьезным нарушением конвенций.

Запрещена дискриминация по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти положения относятся и к участникам конфликтов немеждународного характера.

Военнопленные, за исключением лиц офицерского звания, могут привлекаться к принудительным работам, не имеющим военного характера (сельское хозяйство, торговая деятельность, домашние работы, стивидорные работы на транспорте). Военнопленные не могут быть лишены права на переписку с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами, одеждой и т.п.

Особой защитой пользуются лица в случае их ранения и болезни.

В Женевских конвенциях и Дополнительном протоколе I предусмотрено, что воюющие стороны обязаны обеспечить оказание медицинской помощи и уход за ранеными и больными, попавшими в плен; их убийство и оставление без помощи запрещены.

Санитарные формирования, медицинские учреждения, медицинский и духовный персонал, состоящие при вооруженных силах, пользуются неприкосновенностью, уважением и покровительством; не могут быть объектом военных действий и считаться военнопленными.

Побег из плена не считается уголовным преступлением и может подлежать только дисциплинарному наказанию (как по отношению к непосредственно попытавшемуся бежать военнопленному, так и по отношению к лицам, которые помогали ему). Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями Державы-покровительницы и Красного Креста.

После окончания войны государство должно освободить и возвратить на родину всех военнопленных в порядке общей репатриации на основе специальных соглашений.

Освобождение военнопленных происходит тотчас после прекращения военных действий, исключая привлеченных к уголовной ответственности за совершение международных преступлений.

Положения о репатриации не распространяются также на тех военнопленных, которые осуждены по законам государства пленения.

В числе главных требований к Ираку после его разгрома в 1991 г. было требование о немедленном освобождении пленных, граждан третьих стран и передаче останков погибших. Обмен военнопленными неоднократно производился в бывшей Югославии, в Чечне, между Арменией и Азербайджаном.

Вплоть до конца 80-х гг. XX в. в СССР господствовал сталинский взгляд на военнопленных как на изменников Родины. Этим объясняется нерешенность вопроса о возвращении советских военнопленных из Афганистана; отказ предоставлять материальную помощь Международному комитету Красного Креста. В Назранских соглашениях по Чечне не было ни слова о возвращении военнопленных в Россию.

До сих пор действуют оговорки времен СССР (1949 г.) к ст. 10 первых трех Женевских конвенций и к ст. 11 IV Конвенции: «СССР не будет признавать законным обращение державы, во власти которой находятся раненые, больные или санитарный персонал (ст.

11 – военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, санитарный персонал, покровительствуемые лица), к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции, выполняемые Державой-покровительницей, если на это нет согласия правительства страны, гражданами которой являются покровительствуемые лица».

Воюющие стороны должны зарегистрировать данные, способствующие установлению личности военнопленных, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.

Эти данные должны быть переданы в национальное справочное бюро по делам военнопленных для сообщения их в Центральное справочное агентство по делам военнопленных (специальная «краснокрестная» МНПО).

Агентство занимается сбором информации о раненых, больных и военнопленных и способствует возвращению их на родину.

Жертвы войны – это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие.

Жертвами войны считаются следующие категории лиц: раненые и больные; военнопленные; лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил па море; гражданское население, в том числе на оккупированной территории.

Их правовой статус определен в I Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующей армии и в III Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Ранеными и больными в целях предоставления международно-правовой защиты считаются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие ранения, травмы, болезни, другого физического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи и воздерживаются от любых враждебных действий. К ним относятся также роженицы, новорожденные, немощные и беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море в результате несчастного случая с судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.

Ранеными и больными могут быть как комбатанты, так и гражданские лица, которые нуждаются в медицинской помощи. Им в максимально возможной степени и кратчайшие сроки должна быть предоставлена медицинская помощь. В отношении раненых и больных запрещено:

  • – посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность;
  • – взятие их в качестве заложников;
  • – посягательство на их человеческое достоинство;
  • – осуждение и наказание без предварительного судебного решения.

Запрещено добивать или истреблять раненых и больных; преднамеренно оставлять их без медицинской помощи; умышленно создавать условия для их заражения; подвергать (даже с согласия этих лиц) физическим увечьям, медицинским, биологическим или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки (кроме случаев, когда это оправдано состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам). Раненые и больные вправе отказаться от любой хирургической операции. Воюющая сторона, вынужденная оставить неприятелю раненых и больных, обязана оставить вместе с ними часть всего санитарного персонала и снаряжения для ухода за ними.

Воюющие стороны обязаны заключать соглашения о перемирии, прекращении огня или специальные соглашения, чтобы подобрать раненых и больных, оставшихся на поле боя; транспортировать их и произвести обмен; эвакуировать раненых и больных; разрешать местному населению (на море – капитанам нейтральных торговых судов и яхт) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними независимо от их национальности.

Воюющие стороны обязаны разрешать военным кораблям и летательным аппаратам нейтральных государств подбирать раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, принимая при этом меры, чтобы такие лица не могли снова принять участие в военных действиях. Стороны обязаны разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты, не нападать на постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться статус военного плена.

Во всякое время (особенно после боя) воюющие стороны должны принять все возможные меры, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных. Не допускается ограбление мертвых (мародерство).

Лица, виновные в умышленном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными преступниками и подлежат уголовному наказанию.

Источник: https://studme.org/90992/pravo/rezhim_voennogo_plena_zaschita_ranenyh_bolnyh

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий