Религия статья конституции

Статья 14 Конституции РФ

Религия статья конституции

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к Статье 14 Конституции РФ

1. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной.

Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства — протестантизм (англиканская церковь), в Израиле — иудаизм. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.).

Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня — Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

2. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.

В Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменить политическую партию, оно надпартийно и неполитично. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Принцип светского государства в понимании, сложившемся в странах с моноконфессиональным и мононациональным устройством общества и с развитыми традициями религиозной терпимости и плюрализма, позволяет допустить в некоторых странах политические партии, основанные на идеологии христианской демократии, поскольку понятие «христианский» в данном случае выходит за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.

В многонациональной и многоконфессиональной России такие понятия, как «православный», «мусульманин», «русский», «башкирский» и т.д., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с системой ценностей российского народа в целом.

Поэтому конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конституционно-историческим реалиям, сложившимся в России, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Такой запрет соответствует аутентичному смыслу ст. 13 и 14 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 28 и 29 (см. комментарии к ст.

13, 14, 19, 28 и 29) и является конкретизацией содержащихся в них положений (см. Постановление КС РФ от 15.12.2004 N 18-П).

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является упомянутый Закон о свободе совести и о религиозных объединениях.

Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции или его территориальным органом в порядке, установленном действующим законодательством. Перерегистрация религиозных организаций не может проводиться вопреки условиям, которые в силу п. 1 ст. 9 и п. 5 ст.

11 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях необходимы и достаточны для учреждения и регистрации религиозных организаций.

Из этих норм следует, что для перерегистрации религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу данного Закона, а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, не требуется документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет; на такие религиозные организации не распространяется требование о ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока; они не могут быть ограничены в правоспособности на основании абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 (см. Постановление КС РФ от 23.11.1999 N 16-П).

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в России вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе: производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством РФ; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Надо сказать, что отдельные положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях неоднократно служили предметом рассмотрения Конституционного Суда. Однако каждый раз Суд признавал их не противоречащими Конституции.

Так, Конституционный Суд РФ принял Определение от 13.04.2000 N 46-О по жалобе регионального объединения «Независимый российский регион Общества Иисуса» на нарушения конституционных прав и свобод п. 3-5 ст. 8, ст. 9 и 13, п. 3 и 4 ст. 27 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях*(77).

Суд пришел к выводу, что оспариваемыми положениями Закона о свободе совести и о религиозных объединениях применительно к их действию в отношении религиозных организаций, учрежденных до вступления данного Закона в силу, конституционные права и свободы заявителя не нарушены.

Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-1/st-14-krf

Раздел первый. Основные положения

Религия статья конституции

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

Как менялась статья 282 Уголовного кодекса РФ

Религия статья конституции

ТАСС-ДОСЬЕ.

19 декабря Государственная дума РФ приняла в третьем, окончательном чтении пакет законопроектов о частичной декриминализации статьи 282 Уголовного кодекса РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), устанавливающей ответственность за экстремизм. Эту инициативу внес на рассмотрение нижней палаты президент РФ Владимир Путин в начале октября 2018 года.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этой статье и планах по ее частичной декриминализации.

История, первоначальный вариант статьи

Статья 282 существовала в Уголовном кодексе РФ с момента его принятия (кодекс был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 13 июня 1996 года). В исходной редакции она носила название «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» и вводила две степени ответственности за эти действия.

Если их совершали публично или через средства массовой информации (первая часть статьи), такие деяния наказывались штрафом, ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

Возбуждение розни, совершенное с применением насилия или угрозой его применения, организованной группой или с использованием служебного положения (вторая часть), наказывалось лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

В целом содержание 282-й статьи в первоначальной редакции соответствовало статье 74 ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР 1960 года. «Нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии».

Статья 282 была призвана реализовать пункт 2 статьи 29 Конституции РФ, согласно которому «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Поправки 2002-2003 годов

29 апреля 2002 года президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект «О противодействии экстремистской деятельности», в котором было дано определение понятию «экстремизм», предусматривался запрет на нацистскую символику и так далее.

Вместе с проектом закона рассматривались соответствующие поправки в Уголовный кодекс. 27 июня того же года документы были приняты Госдумой, 25 июля — подписаны президентом РФ.

В рамках поправок появились две новые статьи УК: 282-1 «Организация экстремистского общества» и 282-2 «Организация деятельности экстремистской организации». Также сменилось название статьи 280.

Если ранее она именовалась «Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации», то с 2002 года носит название «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».

8 декабря 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал крупный блок поправок в УК РФ, которыми, в частности, полностью изменялось название и содержимое 282-й статьи. Она была переименована в «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Было введено наказание за возбуждение ненависти либо вражды или унижение достоинства человека не только по признаку национальной, расовой или религиозной принадлежности, но и пола, языка, происхождения, принадлежности к социальной группе.

Наказание при этом в целом было смягчено: за действия, совершенные публично или через СМИ, максимальное наказание составило не четыре, а два года лишения свободы. Убран минимальный порог лишения свободы за действия, совершенные с применением насилия, организованной группой и так далее.

В качестве возможной меры наказания также были введены исправительные работы.

С тех пор текст основной статьи 282 не менялся. Законом от 28 июня 2014 года была добавлена статья 282-3 «Финансирование экстремистской деятельности».

Статьи с 275-й по 282-ю УК РФ относятся к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства.

Правоприменение, критика

Официальных сведений о количестве осужденных по статье 282 за все годы нет.

По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, всего в 2003-2007 годах за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и по экстремистским статьям (275-282) были осуждены 276 человек. В 2008-2010 годах их число достигло 925 человек, с 2011 года — 1 647, в том числе в 2017 году — 646.

В 2017 году по статье 282 был осужден 571 человек. Из них у 461 статья 282 была главным составом преступления, у 110 — дополнительным. Оправданы трое, в 99 случаях уголовные дела прекращены, 46 человек, обвинявшихся по этой статье УК, признаны невменяемыми.

В декабре 2018 года в Генпрокуратуре РФ сообщили, что за истекший период было возбуждено 762 дела по 282-й статье, в первом полугодии по ней был осужден 381 человек, в том числе 29 несовершеннолетних.

Среди лиц, в разные годы преследовавшихся или осужденных по статье 282, — журналисты, политики Антон Носик, Константин Крылов, Игорь Артемов и другие.

В разные годы статья 282 УК РФ неоднократно подвергалась критике. По мнению ряда правозащитников, ее положения можно трактовать слишком широко.

В частности, в 2018 году вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев (ЛДПР), вносивший законопроект об амнистии всех осужденных по части деяний этой статьи и ее декриминализации, заявлял, что с помощью 282-й статьи наказывают за «мыслепреступления». По словам лидера ЛДПР Владимира Жириновского, статья является «лишней» и ее необходимо убрать из УК РФ.

Широкий резонанс в СМИ получили сообщения об уголовных делах по статье 282 в отношении интернет-пользователей, которые делали репосты или ставили «лайки» материалам, имеющим экстремистский характер.

К дискуссии о смягчении и частичной декриминализации закона в 2018 году присоединился президент РФ Владимир Путин. В ходе прямой линии 7 июня глава государства согласился, что ситуацию с применением статьи 282 Уголовного кодекса нельзя доводить «до маразма и абсурда».

Частичная декриминализация

3 октября 2018 года президент РФ Владимир Путин внес в Государственную думу РФ законопроект «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» и связанный с ним проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что изменения нужны «в целях исключения привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершенные однократно и не представляющие серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства».

В первом чтении законопроект был принят Госдумой 15 ноября, во втором — 18 декабря (оба раза — единогласно).

В соответствии с законопроектом, первая часть статьи переводится в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административная ответственность предусматривается в этих случаях в виде штрафа для граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс.

рублей, или обязательных работ на срок до 100 часов, или административного ареста на срок до 15 суток, а для юридических лиц предусматриваются штрафные санкции в размере от 250 тыс. до 500 тыс. рублей.

Если такое правонарушение в течение года совершается повторно, будет сохранена уголовная ответственность по статье 282 УК РФ, предполагающей наказание вплоть до лишения свободы на срок от 2 до 5 лет. 

Источник: https://tass.ru/info/5930296

Конституционный суд над светским государством

Религия статья конституции

02.08.2017 00:01:00

Эксперты проливают свет на 14-ю статью Конституции

Без четких юридических норм трудно предотвратить слияние Церкви и государства. Фото Reuters

Поиск образа будущего страны, о котором все чаще говорят в последнее время в связи с приближающимися президентскими выборами, похоже, требует прояснения фундаментальных терминов, лежащих в основе государственности современной России. «Российская Федерация – светское государство.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», – гласит 14-я статья Конституции. Отвечая 15 июня с.г.

на вопросы в ходе ежегодной «Прямой линии», президент России Владимир Путин подчеркнул: Россия – это светское государство и останется таковым.

Однако консенсус по поводу того, что должно представлять собой светское государство, по-видимому, все еще не достигнут – во всяком случае, парламентарии считают этот вопрос не просто дискуссионным, а угрожающим национальной безопасности. 18 июля с.г.

глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, депутат от фракции КПРФ Сергей Гаврилов заявил, что понятие светского государства требует ни много ни мало толкования Конституционного суда.

«Отсутствие такового часто дает повод для антицерковных, антипатриотичных выступлений, на наш взгляд, серьезным образом дискриминирующих систему духовно-нравственных, традиционных ценностей», – сказал он, добавив, что потворствовать «проведению разрушительной политики для нравственного фундамента России» недопустимо. О том, что представляет собой светское государство и в рамках какой модели светскости развиваться России, «НГР» рассказали эксперты – общественные, религиозные и научные деятели.

Профессор Российского экономического университета имени Плеханова Руслан Хасбулатов, председатель последнего созыва Верховного Совета РФ

Не думаю, что нужно что-то добавлять к конституционному определению светского государства. Со времен Великой французской революции всем ясно, что значит отделение религии от государства, никаких иных толкований не было.

Повсюду отделение религии от государства существует, за исключением экзотических стран вроде Саудовской Аравии, частично Израиля и Греции.

В Греции, где православие государственная религия, все больше церквей передаются из церковной юрисдикции в государственное ведение, а государство делает в храмах музеи и выставочные залы. Такие тенденции во многих странах.

Единственная страна, где в современную эпоху идет демонстративное наступление церковников на светскость, – это Российская Федерация. У нас хотят превратить любимые народом музеи в храмы и строить храмы там, где куда нужнее школы и больницы.

У нас, как я вижу, правящие круги приблизили церковников настолько близко, что церковники начинают нахально диктовать свое видение государственной политики, вторгаться в сферу образования и науки.

Идет сползание к православию, а с другой стороны, мы видим наступление на светскость даже не религий, а носителей этих религий. Можно было бы понять, если б религиозное мировоззрение овладевало массами. А в реальности сколько реальных атеистов было в Советском Союзе, столько же осталось.

То есть абсолютное большинство. Включая, как я думаю, многих попов и имамов, чья риторика и манеры далеки от реальной религиозности.

И тут еще депутат – коммунист Гаврилов предлагает менять конституционное положение о России как светском государстве… Никаких позитивных начал в этом я не вижу.

Нетрезвые государственные умы в ансамбле с такими же религиозниками забывают о том, что религия – это сугубо личное дело.

Когда религиозники в компании с политиками начинают козырять религиозностью, поучать кого-то, это вызывает оправданное отторжение у народа.

Почву для размывания граней между сугубо светским и религиозным в российском государстве создала, в частности, действующая Конституция. Были бы в России нормальные политические деятели, им было бы стыдно руководствоваться этой Конституцией.

Она стоит не просто на лжи и обмане, а на расстреле конституционного строя, насильственном разгоне законных представительных органов власти. Она подстроена под конкретное диктаторское лицо и нагромождена неизмеримыми противоречиями.

Сам Ельцин признавал, что Конституция 1993 года сырая и несовершенная.

Глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев

Для защиты духовной безопасности России менять конституционные формулировки совсем необязательно. Турция по своей Конституции тоже светское государство, и это не мешает Анкаре выстраивать свои отношения с религиозными институтами так, как это делает Реджеп Эрдоган. Для защиты духовно-нравственных ценностей нужны только желание, воля и понимание.

Если человек понимает, что от религии исходит добро, тогда все будет нормально. В Конституции с 1993 года сохранена статья о светском государстве, о том, что ни одна религия не может быть государственной или обязательной. Но при этом в России понимают роль религии в обществе. Религии дают то место, которого она заслуживает.

В этом надо отдать должное президенту России Владимиру Путину.

Акцент надо смещать не в сторону законодательно установленных предписаний о том, что каждый россиянин должен быть духовно здоров, а на адресную работу с каждым отдельно взятым гражданином России. Представители каждой традиционной религии России вступают в диалог не только со своими верующими, но и с людьми, которые находятся в духовном поиске, поиске себя.

Надо отметить, что религия религии рознь. Традиционные религии, которые ниспосланы Всевышним, несут человеку добро. А секты несут зло и отдельному человеку, и обществу. Надо исходить из этого, и надо делать так, чтобы никаких сектантов не было и чтобы люди обращались к традиционным религиям.

Борьба с сектами и способствование активности традиционных религий успешно ведутся и при действующей Конституции.

Протодиакон Андрей Кураев, православный миссионер и публицист

Поскольку Сергей Гаврилов предлагает решать вопрос с новой конституционной формулировкой через Конституционный суд, значит это будет проходить неспешно. Идея Гаврилова не то, что нужно Конституционному суду сейчас. К тому же ничего революционного Гаврилов не предложил.

На всякий случай напомню, что антонимом слова «светский» является слово «клерикальный», а светское, в свою очередь, не тождественно атеистическому. Светское государство в данном случае – не управляемое религиозными иерархами.

В цивилизованном светском государстве, в свою очередь, никто не может ограничивать общественную и политическую активность религиозных организаций. Возможно только некоторое ограничение электоральной деятельности: к примеру, сведение участия духовенства в политике только пассивным избирательным правом.

Создавать свои партии религиозным деятелям в некоторых светских государствах можно, в других это ограничено. В России православный священник не может быть депутатом Госдумы. Но он имеет право активно выражать свою политическую позицию.

Владимир Миронов, декан философского факультета МГУ

Отделение Церкви от государства – это основной принцип светского государства, и никакая Дума, никакие люди не могут определить ту систему ценностей, которая должна принадлежать этому государству.

Это похоже на наши любимые поиски национальной идеи, идущие в определенном кругу: вообще говоря, национальную идею придумать трудно. Либо люди понимают, что они принадлежат этому государству, либо не понимают.

Каким образом это можно зафиксировать?

С моей точки зрения, понятие «светское государство» определяется очень просто: в нем Церковь и ее институты отделены от государства. То есть Церковь и государство имеют разные сферы, и Церковь не вмешивается в дела государства, государственных органов, системы управления и прочего.

Соответственно церковные институты являются частью гражданского общества, а не государственными институтами, и по отношению к ним применимы те же принципы, как к любым образованиям такого гражданского общества, без каких-либо привилегий.

Именно в светском государстве, как правило, утверждается принцип равноправности разных конфессий.

Данное понятие возникло как противоположное понятию религиозного государства, которое заведомо базируется на принципах той или иной конфессии (религиозных догмах). Религиозные принципы могут в данном случае совпадать со сферой государства и государственного управления.

Ценности светского государства строятся на системе общечеловеческих ценностей, часть из которых вполне может присутствовать и в религиозных концепциях. Такая система ценностей вряд ли может быть неким целенаправленным творчеством, а вызревает внутри культуры, что и отличает одну культуру от другой или, напротив, их объединяет.

В идеале светское общество не должно допускать крайностей в своем отношении к религии, в том числе и крайности антиклерикализма, уважительно относясь к форме религиозного проявления и к верующим как равноправным гражданам страны.

Не знаю, насколько этот вопрос может обсуждать Государственная Дума по своему регламенту. А вот если есть запрос в Конституционный суд, то он вправе разъяснить юридические аспекты понятия светского государства и особенности его функционирования.

Член президиума Всемирного русского народного собора Александр Рудаков

Источник: http://www.ng.ru/ng_religii/2017-08-02/14_425_sud.html

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий