Система государственной власти кнр

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Система государственной власти кнр

Социалистическая модель КНР отрицает принцип разделения властей и основана на марксистской концепции полновластия представительных органов (советов).

Роль собраний народных представителей в механизме государственной власти определяющая: «все государственные административные, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны».

Согласно конституции КНР, вся власть в стране принадлежит народу, который осуществляет её через ВСНП и через местные Собрания народных представителей (СНП).

Будучи высшим органом государственной власти, ВСНП формирует важнейшие органы государственной власти:

— избирает Председателя КНР и его заместителя, а также отрешает их от должности;

— утверждает Премьера Госсовета по представлению Председателя КНР; вице-премьеров, членов Госсовета, ведомственных министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета по представлению Премьера; а также отрешает их от должности;

— избирает Председателя Центрального военного совета КНР и утверждает его членов по его представлению, а также отрешает их от должности;

— избирает Председателя Верховного Народного Суда, а также отрешает его от должности;

— избирает Генерального Прокурора Верховной народной Прокуратуры, а также отрешает его от должности.

Законотворчество является важнейшей, но далеко не единственной функцией ВСНП. Согласно п. 15 ст. 62 конституции КНР, перечень полномочий ВСНП открытый, то есть оно может решать и другие вопросы. Большая часть законов принимается Постоянным Комитетом (ПК) ВСНП.

Правом законодательной инициативы помимо ВСНП обладают президиум ВСНП (избираемый накануне сессий, состоящий из 160 человек и формирующий постоянное бюро президиума, состоящее из 20 человек), ПК ВСНП, комиссии ВСНП, Госсовет, Центральный военный совет КНР, Верховный Народный Суд, Верховная народная прокуратура, а также группа не менее 30 депутатов.

ВСНП формирует ПК, то есть избирает и имеет право отозвать членов ПК. ПК ВСНП несёт ответственность перед ВСНП и отчитывается перед ним о своей деятельности.

Ни один из членов ПК не может занимать какой-либо пост в государственных административных, судебных либо прокурорских органах. ПК избирается на тот же срок, что и ВСНП.

Председатель ПК и его заместители могут занимать свои должности не более 2 сроков подряд.

ПК ВСНП контролирует деятельность Госсовета, Центрального военного совета, Верховного Народного Суда и Верховной Народной Прокуратуры. Он имеет полномочия отменять административные решения и предписания Госсовета, противоречащие конституции или другим законам.

Кроме того, ПК ВСНП:

— в отсутствие проведения сессии ВСНП, утверждает Министров, Генерального Ревизора и Генерального Секретаря Госсовета по представлению Премьера Госсовета;

— в отсутствие проведения сессии ВСНП, по представлению Председателя Центральной военного совета утверждает других членов Совета;

— по предложению Председателя Верховного Народного Суда назначает либо отстраняет от должности Заместителей председателя и судей ВНС, членов Судебной Комиссии и Председателя Военного Суда;

— по рекомендации Генерального Прокурора Верховной Народной Прокуратуры назначает или отстраняет от должности Заместителей генерального прокурора и прокуроров Верховной Народной Прокуратуры, членов Прокурорской Комиссии и Главного прокурора Военной прокуратуры; утверждает назначение или отстранение от должности главных прокуроров Народных прокуратур провинций, автономных районов или муниципальных образований центрального подчинения.

ПК осуществляет законодательную власть наряду с ВСНП. Кроме того, ПК ВСНП вместе с Председателем КНР осуществляет функции коллегиального главы государства.

Срок полномочий Председателя и Заместителя председателя КНР равен сроку полномочий ВСНП, при этом они не могут занимать свои посты более двух сроков подряд.

Выполняя решения ВСНП и ПК ВСНП КНР, Председатель КНР обнародует законодательные акты, назначает или снимает Премьера, вице-премьеров, членов Госсовета, министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета.

Председатель и Заместитель председателя КНР выполняют свои функции до принятия должности новыми Председателем и Вице-председателем, избранными ВСНП следующего созыва.

В случае если должность Председателя КНР становится вакантной, она переходит к Заместителю председателя КНР.

В случае если должность Вице-председателя КНР становится вакантной, ВСНП избирает нового Вице-председателя, В случае если должности Председателя и Вице-председателя КНР становятся вакантными одновременно, ВСНП избирает нового Председателя и нового Вице-председателя КНР. До проведения выборов функции Председателя КНР временно выполняет Председатель ПК ВСНП.

Срок полномочий Госсовета также соответствует сроку полномочий ВСНП. Премьер, вице-премьер и члены Госсовета могут занимать должность не более двух сроков подряд.

Госсовет несёт ответственность и подотчётен ВСНП, а в период, когда сессии ВСНП не проводятся — перед ПК ВСНП. Госсовет в некоторой степени обладает законодательной инициативой.

Так, Госсовет имеет право представлять предложения в ВСНП или ПК ВСНП КНР.

Центральный военный совет КНР (ЦВС) является уникальной структурой, осуществляющей руководство всеми вооружёнными силами страны, а также народным ополчением и вооружённой народной милицией.

ЦВС состоит из председателя, его заместителей и остальных членов. Председатель избирается ВСНП, кандидатуры других членов утверждаются ВСНП по представлению председателя ЦВС. ЦВС подотчётен и ответственен перед ВСНП и ПК ВСНП.

На практике персональный состав ЦВС КНР идентичен Военному совету ЦК КПК, назначаемому ЦК КПК. Возглавляется генсеком ЦК КПК.

В последние годы в Китае наблюдался процесс некоторой либерализации и децентрализации. Например, с 1993 года ание в ВСНП стало тайным, не все решения принимаются единогласно.

Кроме того, были предприняты необходимые меры для разграничения политической и государственной сфер ответственности с ограничением возможности постоянного вмешательства местных партийных комитетов в процесс принятия государственных решений.

Однако несмотря на проводимые в Китае реформы, политическая система осталась и в обозримом будущем будет оставаться неизменной. Руководство страны ориентируется на сохранение основных институтов политической системы, включая ведущую роль КПК; можно ожидать лишь некоторые элементы демократизации.

←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →

Название:Фауна Мордовского Государственного Заповедника им. П. Г. Смидовича
Автор:С.С. Туров
Издатель:Книга по Требованию
Год:2012
ISBN:978-5-458-47781-9
Количество страниц:78
Цена:490 руб.
Описание:Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Москва»).
Заказать, либо купить книгу

Почвы Туркестана
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1926 года …

Источник: http://www.hyno.ru/tom2/732.html

Высшие (центральные) органы государственной власти КНР

Система государственной власти кнр

К высшим органам государственной власти КНР относятся Всекитайское собрание народных представителей, его Постоянный комитет, председатель КНР, Государственный совет, Верховный народный суд.

Согласно Конституции КНР вся полнота власти принадлежит собраниям народных представителей — некоторому аналогу Советов народных депутатов, известных нам по недавнему прошлому. Поэтому говорить о традиционном для стран Запада принципе разделения властей применительно к Китаю весьма сомнительно.

Всекитайское собрание народных представителей (BCHП):

  • — принимает и изменяет Конституцию;
  • — осуществляет контроль за проведением в жизнь Конституции КНР;
  • — принимает и изменяет так называемые «основные законы» — уголовные, гражданские, избирательные, о статусе государственных органов и др.;
  • — избирает председателя и заместителя председателя КНР;
  • — по представлению председателя КНР утверждает кандидатуру премьера Государственного совета Китая, по представлению последнего утверждает кандидатуры заместителей премьера Государственного совета, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата;
  • — избирает председателя Центрального военного совета;
  • — избирает председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры;
  • — рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, отчеты об их выполнении;
  • — рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его выполнении;
  • — изменяет или отменяет ненадлежащие постановления Постоянного комитета ВСНП;
  • — утверждает образование провинций, автономных областей и городов центрального подчинения;
  • — утверждает создание особых административных районов и их режим;
  • — решает вопросы войны и мира.

ВСНП — самый большой по численности общенациональный представительный орган в мире, включающий около 3000 человек. Он избирается с помощью непрямых выборов, его члены (депутаты) работают на непрофессиональной основе и обладают не свободным, а императивным мандатом.

В состав ВСНП входят Постоянный комитет, президиум сессии, специальные комиссии, а также делегации по избирательным единицам.

ВСНП собирается на сессии один раз в год, как правило, в феврале-марте, сроком на две-три недели. Внеочередные сессии этого органа могут быть созваны по усмотрению его Постоянного комитета или но требованию не менее 1/5 всех народных представителей (депутатов).

Важной особенностью системы представительных органов Китая является существование параллельно с ВСНП рабочего «мини-парламента» — Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, состоящего из 350-400 человек. Его руководители — председатель, заместители председателя, а также начальник секретариата.

Основные полномочия данного органа:

  • — толкование Конституции КНР, осуществление контроля за проведением ее положений в жизнь;
  • — принятие и изменение большинства законов (кроме тех, которые принимает ВСНП);
  • — толкование законов;

внесение поправок в планы экономического и социального развития и в государственный бюджет в период между сессиями ВСНП;

  • — осуществление контроля за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры;
  • — отмена административно-правовых актов, противоречащих Конституции и законам;
  • — ратификация и денонсация международных договоров КНР.

Следует обратить внимание на то, что в стране существует не один, как в абсолютном большинстве государств мира, а два законодательных органа власти — ВСНП и его Постоянный комитет.

Полномочия между ними в правотворческой сфере точно не разграничены, что негативно сказывается на эффективности государственной деятельности и качестве законодательства.

Постоянный комитет формируется Всекитайским собранием народных представителей и несет перед ним ответственность.

Единоличным главой государства является председатель КНР. Существует институт заместителя главы государства — заместитель председателя КНР. Они избираются на сессии ВСНП.

Можно утверждать, что в Китае в скрытом виде утвердилась должность президента, хотя официально она не существует.

На должность председателя КНР может быть избран китайский гражданин, достигший возраста 45 лет и обладающий активным и пассивным избирательным правом.

Председатель КНР выполняет традиционные функции главы государства: представляет Китай на международной арене, опубликовывает законы, указы о помиловании, о мобилизации, о введении военного положения, награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания.

Он действует на основании решений ВСНП и его Постоянного комитета. По сравнению с теми странами, где утвердилась модель президентской или полупрезидентской республики, полномочия этого должностного лица невелики.

Однако фактический статус председателя КНР более весом, поскольку данную должность по традиции занимает Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии КНР — правящей партии Китая.

Важное место в системе властных институтов принадлежит Государственному совету КНР — центральному правительству, являющемуся исполнительным органом верховного органа государственной власти.

Он обладает большими полномочиями в социально-экономической и военно-политической сферах. Государственный совет на основе Конституции и законов определяет административные мероприятия, принимает административно-правовые акты.

Его возглавляет должностное лицо — премьер Государственного совета.

Государственный совет состоит из премьера, заместителя премьера, членов Госсовета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Правительство ответственно перед ВСНП, а в период между сессиями — перед Постоянным комитетом этого органа. Срок полномочий ВСНП, его Постоянного комитета, других органов, избираемых ВСНП, — пять лет.

Высшим судебным органом является Верховный народный суд, осуществляющий надзорные полномочия за судебной деятельностью местных и специальных судов. Роль судебных органов в КНР менее значима, чем в развитых странах.

Суды включены в систему правоохранительных органов, они обладают ограниченной самостоятельностью. Верховный народный суд ответственен перед ВСНП и его Постоянным комитетом.

В стране отсутствует институт специализированного судебного конституционного контроля.

В КНР действует конституционная норма об ограниченности времени пребывания высших должностных лиц на своих постах (включая председателя КНР и премьера Государственного совета) двумя пятилетними сроками, что весьма разумно и полностью соответствует общепринятым международным стандартам в этой области.

Современный Китай — унитарное государство, построенное на централизованных началах. Он характеризуется многонациональным (полиэтническим) составом населения, хотя примерно 93% — этнические китайцы (ханьци).

По Конституции КНР все национальности равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы малочисленных национальностей, некоторые из которых насчитывают миллионы человек.

Существует три уровня системы административно-территориального устройства.

  • 1. Провинции, автономные национальные районы (автономные области), три города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзин). Особый статус и максимальную самостоятельность имеют специальные административные районы — Сянган (бывший Гонконг) и Макао, находившиеся до 90-х гг. прошлого века под колониальным управлением соответственно Великобритании и Португалии.
  • 2. Уезды, автономные округа, автономные уезды, города.
  • 3. Волости, национальные волости, городские районы, поселки. Провинции делятся на уезды, последние — на волости и поселки.

Местными органами государственной власти являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и их комитеты. Срок их полномочий — три года или пять лет. Их нельзя рассматривать как органы местного самоуправления в том смысле, который им придается согласно европейской традиции. Эти органы являются составной частью единой организации государственной власти.

Административная форма национальной территориальной автономии преследует цель социалистического решения национального вопроса.

Помимо этнических китайцев, в стране компактно или рассредоточено проживают такие крупные нации и народы, как чжуаны, уйгуры, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэй и др.

Все автономные регионы достигли за годы социалистического развития существенных социально-экономических результатов, во многом благодаря огромным дотациям и субсидиям, выделяемым центральными властями в Пекине.

Самая крупная форма национальной автономии — это автономный район (автономная область). В Китае пять автономных районов: Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский. Все они, обладая высоким административным статусом и значительными полномочиями, являются неотъемлемыми частями китайского государства.

Другие формы (уровни) национальной автономии — автономные округа (их 30) и автономные уезды — их более 120.

Некитайские (неханьские) народы проживают большей частью совместно с другими национальностями. Многие города и уезды являются ныне смешанными по национальному составу.

Законодательная основа статуса национально-территориальной автономии — Конституция КНР, Закон о национальной автономии, положения об автономии, утверждаемые вышестоящими государственными органами.

В многонациональных районах проводится политика коренизации кадров, т.е. лица местных («коренных») национальностей имеют определенные преимущества на государственной службе. Поэтому руководители автономных областей, округов и уездов должны быть гражданами, принадлежащими к тем национальностям, которые осуществляют национальную автономию.

В КНР наряду с вышеназванными формами автономных образований существуют также и автономные волости, которые не являются разновидностью национальной автономии и обладают ограниченными правомочиями.

Источник: https://studme.org/143501204468/pravo/vysshie_tsentralnye_organy_gosudarstvennoy_vlasti_knr

Структура органов власти: Высшим законодательным органом КНР является Всекитайское собрание

Система государственной власти кнр

  Высшим законодательным органом КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), а исполнительным — Государственный Совет. В его подчинении находятся правительственные ведомства (министерства и государственные комитеты), число которых с 1949 г. увеличилось с 32 до 100. Таков политический центр власти, находящийся в Пекине.

Далее по пятиступенчатой иерархии располагаются административно-территориальные единицы — 31 провинция, 332 префектуры в крупных городах, 2 862 округа, 44 891 район и около 906 000 деревень [9]. Региональные и местные органы власти имеются в провинциях, округах, районах, а также в крупных городах.

Статусом провинций обладают четыре самых крупных города (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин), находящиеся в непосредственной юрисдикции центрального правительства. Префектуры координируют деятельность правительств провинций и округов.

Деревни — это «автономные массовые организации, функционирующие на началах самоуправления», и, таким образом, они не являются частью официальной государственной иерархии. В соответствии с конституцией высший орган государственной власти — это ВСНП и его Постоянный комитет, которые выполняют законодательные функции.

Его члены избираются на пятилетний срок на съездах и конференциях, проходящих в провинциях и Вооруженных силах. Обычно ч 1ены ВСНП собираются один раз в год на свою сессию, продолжающуюся около двух недель (впрочем, с 1965 по 1975 г. пленарные заседания не проводились вообще ни разу).

Численность и представительская норма членов ВСНП определены законом, но этот орган всегда был очень громоздким. В 1986 г. был установлен верхний предел — 3000 человек, и это количество примерно соответствует числу депутатов, избираемых на каждый съезд с 1983 г. По закону представительство депутатов от городов было непропорционально высоким; принятые в 1995 г.

изменения установили соотношение между депутатами «сельскими» и «городскими» как 4:1, и диспропорция, таким образом, стала менее вопиющей, чем в предшествующие годы. Это происходит прежде всего благодаря изменению законодательства и урбанизации.

ВСНП формально обладает весьма обширными полномочиями — это и право вносить изменения и поправки в конституцию, внесение и утверждение законопроектов, одобрение экономических планов и отчетов о работе правительства, назначение высших государственных и правительственных чиновников.

Большую часть года между сессиями непосредственную работу ВСНП осуществляет его Постоянный комитет, состоящий из 150 человек. Он находится в Пекине и регулярно собирается в течение года на заседания, действуя в качестве рабочего органа законодательного собрания. Конституция 1982 г.

значительно повысила его роль: ныне он исполняет все функции ВСНП, за исключением лишь представительных, и готовит повестку для его ежегодных пленарных сессий, в течение которых ВСНП обычно ратифицирует законы, принятые Постоянным комитетом.

Можно ли счесть ВСНП и его Постоянный комитет декоративными органами, механически «принимающими» решения партии? Если говорить о временах Мао Цзэдуна, то ответ, несомненно, должен быть утвердительным. Однако за последние десятилетия ВСНП приобрело значительно большую независимость, а Постоянный комитет стал играть в законотворческом процессе важную роль.

То и другое было элементами политической реформы, предпринятой в ответ на крайний институциональный нигилизм «культурной революции». Самостоятельность ВСНП со всей очевидностью проявляется прежде всего в возросшем количестве депутатских запросов и предложений, а также и в том, что депутаты перестали ать единогласно. С практикой «единодушного одобрения», которым некогда автоматически встречалась любая политическая инициатива, ныне покончено. Результаты поражают: в 1998 г. 45% депутатов ВСНП в знак протеста против неспособности властей обуздать коррупцию проали против того, чтобы признать работу Генеральной прокуратуры удовлетворительной, или воздержались. Если столь высокий процент несогласных при обсуждении работы высших правительственных чиновников, утверждении экономических планов и официальных назначений все еще остается непривычным, то 20—30% «против» при создании проектов законов воспринимаются почти как норма. Власти, пытаясь провести через ВСНП законы, дважды терпели настоящее поражение: в 1986 г. был отклонен противоречивый проект Закона о банкротстве, а в 1989 г., вскоре после событий на площади Тяньаньмынь, — Закона о демонстрациях, по которому предполагалось сильно ограничить свободу собраний. Оба законопроекта были возвращены на значительную доработку и лишь затем получили необходимое большинство в ВСНП. Новый подход к возможностям и властным полномочиям китайскою парламента наглядно демонстрирует и эпизод, относящийся к 1989 г., когда член Постоянного комитета ВСНП Ху Цзивэй распространил среди своих коллег обращение с призывом к внеочередному созыву ВСНП, которое должно было использоватьсвою конституционную власть для отмены военного положения, объявленного в стране в 1989 г. Впрочем, от ВСНП и нельзя ожидать, что оно будет действовать как полноценный орган законодательной власти, — для этого оно слишком громоздко и собирается нерегулярно и на краткий срок. Более значительную законотворческую роль призван играть более компактный и работоспособный Постоянный комитет, в состав которого в начале 80-х годов вошли многие старейшие государственные деятели, прежде занимавшие высокие посты в центральной и провинциальных администрациях. После отставки они не сошли с политической сцены, а стали использовать Постоянный комитет как канал политического влияния. Усилению их роли способствовало и создание особых структур — Комитета по законодательству (с многочисленным аппаратом) и действующих на постоянной основе специализированных комиссий, предназначенных для разработки и подготовки законопроектов. В свете этих перемен деятельность ВСНП и Постоянного комитета уже никак не сводится к механическому одобрению партийных решений. Тем не менее законодательная власть Китая все еще слаба, и на это есть две основные причины: во-первых, велика роль исполнительных структур (это характерно не только для Китая, но и для парламентской структуры других стран) и, во-вторых, коммунистическая партия (это основное отличие) занимает доминирующую позицию. Государственный Совет является основным органом законотворчества, хотя за последние годы претерпели изменения и эти его функции, поскольку роль его повысилась. Государственный Совет состоит из премьер-министра (главы правительства) и Кабинета, куда входят вице-премьеры, государственные советники, министры, генеральный аудитор и генеральный секретарь — всего 38 человек, назначаемых премьером и подлежащих утверждению ВСНП. В 1998 г. Чжу Жунцзи сменил на посту премьера Ли Пена, который возглавлял правительство с 1987 г. и в сс зтветствии с Конституцией 1982 г. по истечении двух сроков пребывания в этой должности должен был уйти в отставку. Государственный Совет имеет свой собственный Постоянный комитет, проводящий дважды в неделю заседания, на которых руководители правительственных ведомств отчитываются о проделанной работе. Как и в парламентской структуре, законопроекты разрабатываются заинтересованными министерствами и комитетами под руководством Кабинета. Кроме того, поскольку большинство законов в Китае звучат расплывчато и неконкретно, эти ведомства требуют детализированных «подзаконных актов», благодаря которым можно добиться какого-то эффекта. Обычно их составляют в министерствах, входящих в Государственный Совет (под контролем новообразованного Бюро Госсовета по законодательству), и вводят в действие без согласования с ВСНП или его Постоянным комитетом. Непосредственное руководство Коммунистической партии Китая законодательной и исполнительной ветвями власти осуществляется несколькими путями. Перед началом сессии ВСНП партийные лидеры проводят так называемые «совещания партгрупп», на которых встречаются со всеми депутатами, являющимися членами КПК (среди депутатов, избранных в ВСНП девятого созыва в 1998 г., таких было свыше 80%), обсуждают повестку дня и высказывают свои «пожелания», касающиеся предстоящей сессии (включая даже такие тонкости, как, например, насколько свободно должны проходить парламентские дебаты). Право ВСНП утверждать или не утверждать кандидатов на высокие правительственные посты практически сводится на нет контролем партийных структур за самим процессом выдвижения претендентов и отсутствием альтернативы (количество кандидатов соответствует количеству должностей). Например, несмотря на то, что формально председателя КНР, его заместителя, премьера Госсовета и членов Кабинета утверждает ВСНП, до сих пор еще не бывало больше одного претендента на каждый пост, и вопрос о том, кто будет выдвинут и утвержден, решается заранее, на совещании партгруппы до начала сессии. Возможность выбора была предоставлена ВСНП лишь дважды — в 1988 и 1998 гг., когда формировались Постоянные комитеты, но и в этих случаях кандидаты на руководящие должности были безальтернативными, да и сам выбор был ограничен (количество кандидатов превышало число позиций лишь на 6%). Лидеры коммунистической партии обладают правом вето на принятие всех мало-мальски значительных законов. Появившаяся в начале 90-х годов система партийного контроля над законотворческой деятельностью отрешилась от прежних методов, которые можно было назвать партийным «микроменеджментом» Госсовета или Постоянного комитета ВСНП. Тем не менее все политически важные законы и все поправки к конституции должны быть предварительно одобрены партийным центром. Иными словами, характерная особенность китайской политической системы заключается именно во всеобъемлющей роли КПК. Главой государства является Председатель Китайской Народной Республики. Эту чисто декоративную должность занимает с 1993 г. Цзян Цзэминь, который одновременно возглавляет и компартию Китая, а также и Центральный военный совет (ЦВС), осуществляющий формальное руководство Вооруженными силами страны. Как административная структура ЦВС возник лишь в 1982 г., хотя его партийный аналог был создан задолго до этого и продолжает действовать ныне (причем должности в обеих структурах в 1998 году занимали одни и те же люди). Эти военные советы существуют только на высшем уровне партийного и государственного руководства. Судебную власть осуществляет Верховный Народный Суд (в центре) и народные суды низших инстанций («на местах»). Формально Верховный Народный Суд ответствен перед ВСНП, а народные суды —

перед законодательными собраниями своего уровня, но они также подчинены вышестоящим судебным органам. Верховная народная прокуратура, десятилетиями пребывавшая в забвении, была в 1978 г.

восстановлена в качестве центрального ведомства и ныне венчает иерархию прокуратур, идущую до окружного уровня. Каждая из прокуратур формально подотчетна законодательному собранию своего уровня и подчинена вышестоящей.

Верховная Народная Прокуратура отчитывается перед ВСНП. Прокуратуры действуют наподобие моста между правоохранительными ведомствами и судами. Они ведут следствие и осуществляют надзор за расследованием уголовных дел, дают санкцию на арест и поддерживают обвинение в суде.

Начиная с середины 80-х годов, важнейшей функцией органов прокуратуры стало расследование случаев коррупции во властных структурах. 

  1. 6.3. Структура федеральных органов исполнительной власти
  2. 1. Структура представительных органов власти субъектов Российской Федерации
  3. ГЛАВА 36 Законодательные функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
  4. Глава 3. Разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации
  5. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов
  6. § 1. Общие начала статуса, виды, структура законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  7. 5. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях информатизации общества
  8. § 7. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  9. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  10. §5. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  11. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
  12. РАЗВИТИЕ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  13. 5.3.4. Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  14. § 3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  15. § 4. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
  16. 3. ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Источник: https://lib.sale/sravnitelnaya-politologiya_1314/struktura-organov-vlasti-72248.html

Законодательная система Китая

Система государственной власти кнр

Действующая законодательная система Китая

(1) Законодательная система

Законодательная система – это общее название законодательной деятельности и существенных норм, которых необходимо придерживаться в ходе законотворческого процесса, а также важная составная часть государственной законности.

Действующая законодательная система состоит из следующих систем. Первая, система законодательного института. Вторая, система законодательных субъектов. Третья, система законодательной власти. Четвертая, система законодательного механизма. Пятая, система законодательного надзора. Шестая, система взаимоотношений законодательства с соответствующими сторонами.

(2) Законодательный институт

Выбор типа законодательного института зависит главным образом не от личных пристрастий, а от многих объективных факторов. Институт законодательства, также как и все законодательство в целом, относится к исторической категории, является понятием национального обстоятельства.

Сегодня в мире уже не существует монархического строя, давно миновали те времена, когда слово монарха было законом. На смену пришли демократические институты, основанные на принципах демократии и законности.

Однако принятые в разных странах институты законодательства серьезно разнятся друг от друга, а в некоторых странах приняты прямо противоположные системы.

Действующий в Китае институт законодательства имеет свои отличительные черты. Во-первых, китайское законодательное право принадлежит не какой-либо одной властной структуре или тем паче отдельной личности, и поэтому не относится к простейшей форме законодательства.

Во-вторых, законодательное право в Китае осуществляют две и более властных структур, т.е. существуют разные типы законодательного права, как-то государственное законодательное право, административно-нормативное законодательное право, право издания законов местного характера, которые осуществляются разными властными структурами.

Поскольку одно законодательное право не просто осуществляется разными властными структурами, законодательный институт Китая не является также комплексным институтом.

В-третьих, институт законодательства в Китае не строится на принципах разделения и сдерживания трех ветвей власти: законодательной, административной и судебной; Председатель КНР и Премьер правительства избираются на сессии Всекитайского собрания народных представителей, Председатель КНР обнародует законы согласно решениям ВСНП, у Премьера нет права утверждать или отклонять принятые ВСНП законодательные акты, административно-правовые акты не должны противоречить законам, принятым ВСНП, законоположения местного значения не могут противоречить законам и административно-правовым актам. Всекитайское собрание народных представителей имеет право аннулировать административно-правовые акты и законоположения местного характера в случае, если они противоречат принятым ВСНП законам. Все вышесказанное указывает на отношения внутри института китайского законодательства, отношения подчинения, отношения единого руководства и надзора, но не отношения сдерживания и равновесия.

Действующий законодательный институт в Китае имеет довольно своеобразный характер.

С точки зрения разделения законодательных функций, это институт, действующий под единым руководством Центра и одновременно допускающий определенное разделение полномочий, имеющий многоступенчатую и многоплановую систему.

Единое руководство со стороны высшего органа государственной власти страны (ВСНП) и его Постоянного комитета, довольно широкие полномочия Госсовета и дозированные полномочия местных властей – таковы особенности разделения полномочий в действующем законодательстве Китая.

Единое руководство со стороны Центра и определенное разделение полномочий означает, с одной стороны, важнейшее законодательное право, т.е. законодательное право государства, в частности конституционное и другое законотворческое право принадлежит Центру, оно занимает во всей законодательной структуре руководящее место.

Государственное законодательное право может осуществляться только через высший государственный орган власти и его Постоянный комитет, этого права не имеют ни местные власти, ни любые другие ведомства. Административно-правовые акты, законоположения местного характера не должны вступать в противоречие с Конституцией и основными законами.

При разработке законоположений в национальных автономиях возможно принятие в виде исключения некоторых постановлений, не полностью адекватных Конституции и законам, однако автономные законоположения должны действовать в рамках полномочий, определенных Конституцией, Законом о национальной территориальной автономии и Законом о законодательстве.

Принятые автономные законы должны быть переданы в ВСНП для утверждения или уведомления. Подобная система в сущности гарантирует руководящее положение законодательной власти государства над законотворческим правом автономий.

С другой стороны, законодательное право государства осуществляется посредством Центральных и местных субъектов власти, что является самым глубоким прогрессом и переменой в действующем институте законодательства Китая. Такое довольно широкое разделение власти еще более проявляется в ее многоступенчатости и многоплановости.

Многоступенчатость (многослойность) выражается в следующем: Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет издает государственные законы, Государственный совет и подведомственные ему органы соответственно вырабатывают административно-правовые акты и отраслевые правила, органы государственной власти и правительства на местах разрабатывают законоположения местного значения и постановления местного правительства. Законоположения и нормативные акты, издаваемые Всекитайским собранием народных представителей и его Постоянным комитетом, Государственным советом и подведомственными ему органами, местными органами государственной власти и местными правительствами, по своей юридической силе находятся на разных уровнях, однако сосуществуют в действующем институте китайского законодательства.

Многоплановость: Вышеуказанные законодательство и нормативные акты по своему типу отличаются от законодательства национальных автономий и издаваемых ими законоположений, а также от законодательства особых экономических зон и Особых административных районов Сянгана и Аомэня.

Наряду с формулировками «единое руководство Центра», «разделение власти», «многоступенчатость (многослойность)» принят термин «многоплановость» потому, что без него обобщение основных особенностей действующего института китайского законодательства будет неполным.

Во-первых, автономные законоположения (автономные положения, отдельно действующие положения) также, как и законоположения Особых административных районов Сянгана и Аомэня, относятся к разряду нормативных актов местного значения, однако все-таки отличаются от обычных законоположений местного значения и постановлений местных правительств, поэтому вряд ли целесообразно приравнять их к одному уровню. Во-вторых, административно-правовые акты обычно имеют силу во всей стране, а нормативные акты, принятые автономным законодательством или законодательством Особых административных районов, не имеют силы в других районах страны, следовательно административно-правовые акты выше последних на одну ступень. Однако нормативные документы автономий и особых административных районов в отличие от законоположений местного значения могут не основываться на административно-правовых актах. С этой точки зрения считать их ниже административно-правовых актов неправильно, однако ставить их на один уровень с административно-правовыми актами или ставить их выше законоположений местного значения также очевидно нецелесообразно. В силу вышеперечисленных причин мы ввели термин «многоплановость».

Действующий институт законодательства в Китае разработан на основании тех реалий, которые составляют общее положение в стране. Во-первых, Китай есть государство народной власти, закон представляет собой волеизъявление народа.

Таким образом сущность китайского законодательства может отвечать реалии страны только при том условии, что осуществление законодательной власти государства, единое руководство законодательством страны, разработка и изменение законов в соответствии с основополагающим режимом и отношениями находятся в руках высшего органа государственной власти, представляющего высшую волю всего народа, т.е. Всекитайского собрания народных представителей и его Постоянного комитета.

Во-вторых, Китай – огромная страна с многочисленным населением, поскольку экономика и культура в разных регионах и национальных автономиях развиваются очень неравномерно, одним государственным законодательством невозможно разрешить сложные проблемы на местах.

Во множестве случаев государству трудно вырабатывать законы для регионов, общие положения не решают дела, а слишком детальные рекомендации вряд ли возможны.

Поэтому наряду с государственным законодательством в качестве единого стандарта для решения основных государственных проблем необходимо также определенное разделение законодательной власти, передать соответствующим сторонам полномочия по разработке административно-правовых актов, законоположений местного значения, законоположений национальных автономий и нормативных документов особых административных районов.

В-третьих, на нынешнем этапе в Китае действует структура социалистической рыночной экономики, при которой параллельно развиваются разнообразные формы экономики, однако главенствующая роль принадлежит государственной форме собственности. В политическом отношении Китай придерживается системы демократического централизма.

Политико-экономические особенности плюс географические, демографические, национальные отличия и неравномерное развитие регионов предопределили характер законодательного института Китая: с одной стороны, необходимость придерживаться единого руководства со стороны Центра, с другой, демократично привлекать к законодательной работе различные стороны, особенно нужно обратить внимание на правильное урегулирование отношений между Центром и регионами.

В-четвертых, рассмотрим вопрос с точки зрения исторического и недавнего опыта.

Конституция 1954 года изменила принятую в первые годы создания Республики систему законодательного права, когда крупные административные районы, провинции и даже города и уезды имели право издавать соответствующие декреты и правила, заменив ее принципом централизации.

В то время такая мера была необходима для осуществления и укрепления единства страны, против раздробленности. Однако чрезмерная централизация законодательной власти мешала развитию регионов, распыляла силы Центра и в то же время служила почвой для бюрократизации вышестоящих органов.

Исторический опыт показывает, что необходимо ввести в законодательство систему определенного разделения власти.

С другой стороны, развитие государственной, общественно-народной жизни, в частности, стремительное развитие рыночной экономики предъявило законодательству множество новых задач, с такой срочной и сложной законодательной работой невозможно было бы справиться одним государственным органам законодательной власти. Именно потому, что в последние годы мы предприняли реформы и ввели ныне действующий институт законодательства, мы смогли разрешить множество насущных проблем и тем самым стимулировали экономическое строительство, а также строительство демократии и законности.

Наконец, что особенно важно, относительно широкого разделения законодательной власти требует историческое наследие страны.

Источник: http://russian.cctv.com/20090819/104127.shtml

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий