Судебная власть франции

Система судебной власти Франции

Судебная власть франции

Судебная власть представлена судами общей юрисдикции и административными судами. Кроме того, имеются квазисудебные органы — Конституционный совет и Государственный совет. Последний является высшим органом административной юстиции во Франции. Прокуратура, в задачу которой входит поддержание государственного обвинения, действует при судах.

Низшая ступень судов общей юрисдикции — трибуналы малой инстанции. Они рассматривают дела с незначительными по сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела по обвинению в преступлениях небольшой тяжести. Следующий уровень — трибуналы большой инстанции, рассматривающие по первой инстанции большую часть гражданских и уголовных дел.

Уголовные дела, приговор по которым может предусматривать тюремное заключение сроком свыше пяти лет, рассматриваются судами ассизов (в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных). Присяжные составляют с профессиональными судьями одну коллегию и участвуют в определении наказания и решении иных правовых вопросов. Такие суды называются исправительными судами.

Возглавляет суды общей юрисдикции Кассационный суд.

Наряду с судами общей юрисдикции во Франции существуют специализированные суды. Они действуют в сфере как гражданско-цивилистической (по трудовым спорам, морские торговые суды), так и уголовного права (суды по делам несовершеннолетних). В литературе можно встретить их иное название — трибуналы.

В большинстве гражданских судов действуют не судьи-профессионалы, а судьи, избранные или назначенные из отраслей хозяйства и управления, в которых возникают споры, т.е. более глубоко понимающие сущность вопроса.

Апелляционные суды рассматривают дела во второй инстанции как обычных, так и специализированных судов.

Франция — страна с развитой административной юстицией. Административные суды разрешают административные споры и дают заключение относительно юридической стороны конфликтов. Высший орган административной юстиции — Государственный совет.

Особенностью судебной системы Франции является наличие такого органа, как Трибунал по конфликтам, призванного разрешать споры о компетенции между двумя ветвями судебной власти. В его состав входят представители Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Председателем номинально считается министр юстиции.

В судебную систему не входит Конституционный совет, имеющий специальный статус как орган конституционного надзора. Этот орган вправе осуществлять только превентивный конституционный контроль.

Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для проверки его на соответствие Конституции Франции.

Если орган конституционного надзора признает законодательный акт противоречащим Конституции, то он не может быть признан в качестве закона, обнародован и введен в действие.

Конституционный совет наблюдает за ходом проведения президентских и парламентских выборов, общенациональных референдумов. Ему принадлежит важная роль в стабилизации политических и конституционных отношений и установлении законности во Франции.

Франция является децентрализованным унитарным государством. Правом принятия законов обладает только общенациональный парламент, государственную политику Республики проводит только общенациональное правительство.

Территориальными коллективами Французской Республики являются коммуны, департаменты и заморские территории (ст. 72 Конституции Франции).

В состав территории государства входят 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре заморских территории (Новая Каледония, Полинезия, Уоллис и Футуна, Южные и антарктические территории). Законодательный режим и административная организация заморских департаментов могут изменяться с учетом их особого положения. Статуты заморских территорий принимаются в виде органических законов.

Среди территориальных образований следует различать местные территориальные коллективы, управление которыми осуществляется выборными органами, и административные единицы, которые служат структурной опорой для государственных служб. Компетенция выборных органов территориальных коллективов подробно регламентируется законодательством.

Нижним звеном административно-территориального деления во Франции являются коммуны, которых насчитывается около 37 тыс. Жители коммуны избирают сроком на шесть лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством избирает представителя исполнительной власти — мэра.

Объединение нескольких коммун — это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц — судья, нотариус, руководитель жандармерии и т.п.

Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. Главой округа является субпрефект, назначаемый правительством.

Следующим звеном управления выступает департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный совет, куда каждый кантон избирает одного своего представителя — генерального советника. Во главе Генерального совета стоит префект, которого назначает президент. При этом префект не только решает общие вопросы, но и руководит всей полицией департамента.

Крупнейшей административно-территориальной структурой является регион, в его состав в метрополии входит от двух до восьми департаментов. Заморские департаменты также образуют отдельный регион. На региональном уровне планируется и осуществляется деятельность по экономическому развитию и обустройству территории.

Созданные в качестве административных единиц в 1961 г. регионы приобрели позднее статус публично-правовой структуры (1972 г.), а затем с 1982 г. — статус местного коллектива, управляемого выборным органом — региональным советом. Во главе последнего стоит председатель.

Одновременно с этим регион представляет собой административную единицу, возглавляемую префектом региона.

Таким образом, система управления Франции предполагает сочетание местного самоуправления с государственным управлением в различных формах.

Одной из таких форм может быть административная опека, заключающаяся в том, что решения органов местного самоуправления не могут вступить в силу до одобрения назначенного государством местного администратора.

Другой формой является административный надзор за проверкой законности решений органов самоуправления на местах. При этом администрация может оспорить решение только в судебном порядке.

Данная система основана на сочетании выборных местных органов с назначаемыми правительством полномочными представителями, осуществляющими административный надзор за их работой. Во Франции реформой 1982 г.

такой надзор был смягчен, однако суть системы осталась прежней: Комиссар Республики (представитель государства) наблюдает за правильным осуществлением полномочий департаментскими службами.

Через административный суд он может аннулировать акты коммунального, департаментского и регионального уровней.

Таким образом, французская модель местного самоуправления предполагает сильный и достаточно эффективный контроль государства посредством назначаемых президентом Республики префектов, контролирующих избираемые населением коммунальные и региональные советы.

Руководствуясь принципом «разрешено все, что не запрещено законом», органы местного самоуправления во Франции вправе обжаловать действия префекта непосредственно президенту, тогда как их собственные нелегитимные акты могут быть отменены лишь решением административного суда.

В унитарных государствах общий контроль за местными органами осуществляется центральным правительством (в лице одного или нескольких министров). Во Франции этим ведает Министерство внутренних дел.

Административный контроль выражается в праве государственных властей утверждать некоторые акты и санкционировать определенные действия местных органов, а также смещать их должностных лиц.

Есть вопросы (предметы ведения), по которым представительные органы на местах вообще не могут принимать самостоятельные решения.

Обычно это касается некоторых категорий финансов, налогов, вопросов приобретения и продажи земельной собственности, сделок с муниципальным имуществом, застройки населенных пунктов.

В законодательстве предусматриваются определенные санкции к местным органам в случае ненадлежащего выполнения ими своих функций. Это может быть отстранение от должности глав администраций, муниципальных служащих, наложение на них различных взысканий, отмена актов местных органов, передача тех или иных полномочий последних правительственным агентам и т.п.

Префект, например, может отстранить от должности избранных мэров сроком на один месяц. Серьезным рычагом воздействия на местное самоуправление являются финансовые меры: применение более жестких условий бюджетного кредитования, отказ в предоставлении финансовой помощи местному бюджету при несоблюдении определенных условий.

Наиболее радикальной из возможных санкций во Франции является роспуск местных органов.

Источник: https://studme.org/122106054444/pravo/sistema_sudebnoy_vlasti_frantsii

Судебная система Франции

Судебная власть франции

Судебная система Франции включает две ветви – суды общей юрисдикции и административные суды.

Иерархию судов общей юрисдикции составляют:

  • – трибуналы малой инстанции (имеются в департаментах); рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела;
  • – трибуналы большой инстанции, рассматривают гражданские и уголовные дела средней сложности;
  • – апелляционные суды;
  • – суды ассизов – выполняют роль суда присяжных при рассмотрении уголовных дел, где наказание превышает пять лет лишения свободы; состоят из трех профессиональных судей и девяти ассизов – грамотных добропорядочных граждан, профессия которых не связана с властью, юриспруденцией и педагогикой;
  • – специальные суды (коммерческие, трудовые);
  • – кассационный суд – возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Административные суды состоят;

  • – из региональных административных судов (низшее звено);
  • – административных апелляционных судов;
  • – государственного совета (высшее звено).

Помимо судов общей юрисдикции и административных судов, во Франции существуют два специальных органа, не входящих в судебную систему и созданных для суда над высшими чиновниками. Это – Суд правосудия (судит министров) и Высокий суд правосудия – рассматривает обвинения (в совершении государственной измены) против президента.

Особенностью Франции является отсутствие специализированного конституционного суда. Функции конституционного суда (в том числе осуществление предварительного конституционного контроля законопроектов) выполняет квазисудебный орган – Конституционный совет, в который входят:

  • – бывшие президенты республики (являются пожизненными членами по праву);
  • – девять назначаемых членов (троих назначает президент, из их числа обычно утверждается председатель Конституционного совета);
  • – председатель Национального собрания;
  • – председатель Сената.

Срок полномочий членов Конституционного совета (кроме пожизненных) составляет девять лет, без нрава повторного избрания. Каждые три года Конституционный совет обновляется на 1/3.

Помимо Конституционного совета, осуществляющего контроль за актами законодательной власти, контроль за конституционностью актов исполнительной власти осуществляет другой орган – Государственный совет, одновременно возглавляющий систему административной юстиции.

Базовой административно-территориальной единицей является департамент. Территория континентальной Франции (метрополии) делится на 96 департаментов.

В свою очередь департаменты делятся на более мелкие территориальные единицы – коммуны. В целом по стране насчитывается около 37 тыс. коммун, причем численность их населения сильно различается – от 50 человек до нескольких тысяч в отдельной коммуне.

В 1982 г. в целях совершенствования управления был создан еще один – высший административно-территориальный уровень – регионы.

Каждый регион включает в себя четыре-пять департаментов. В настоящее время во Франции насчитывается 22 региона.

Таким образом, в стране существует трехуровневое административно-территориальное деление, каждое из которых имеет свои органы управления.

Так, в коммунах население избирает мэра совета коммуны.

В департаментах и регионах органы управления имеют свои особенности:

  • – департаменты и регионы избирают свои представительные органы: соответственно генеральный совет – в департаменте и региональный совет – в регионе;
  • – генеральные советы департаментов и региональные советы избирают председателей;
  • – председатель совета одновременно является главой представительного органа и главой администрации (нет четкого разделения властей);
  • – помимо совета, его председателя и администрации в каждом департаменте существует должность префекта (или комиссара республики);
  • – префект назначается Советом министров и является представителем центрального правительства в департаменте;
  • – комиссар самого большого департамента в регионе является одновременно комиссаром региона и представляет правительство не только в «своем» департаменте, но и в регионе в целом.

Помимо административно-территориальных единиц метрополии во Франции имеются заморские коллективы (бывшие колонии, которые стали частью Франции): заморские департаменты; заморские территории; территории с особым статусом.

Ими являются принадлежащие Франции острова, разбросанные по всему миру.

Заморские департаменты (их четыре) – территории, имеющие близкую политико-правовую связь с Францией, но со специфическим расовым составом и территориально отдаленные от Франции океаном. Это: Гваделупа, Мартиника (крупные острова в Карибском морс); Гвиана (небольшая территория на Южноамериканском континенте, севернее Бразилии) и Реюньон (остров в южной части Индийского океана).

Заморские территории (их четыре) в отличие от заморских департаментов не являются частью метрополии за океаном.

Это земли, которые имеют гораздо меньшую политико-правовую связь с Францией, значительную автономию и находятся от Франции на большом расстоянии.

Это: Французская Полинезия (большое количество мелких островов в южной части Тихого океана); Новая Каледония (остров в Тихом океане, населенный канаками-индейцами); острова Уоллис и Футуна и Арктические земли.

Территории с особым статусом – это острова, отделенные от метрополии океаном, которые медленно эволюционируют в сторону превращения в будущем в независимые государства. Их две: остров Майотта (в южной части Индийского океана) и острова Сен-Пьер и Микелон (в северной Атлантике, вблизи Канады).

Статус автономии имеет Корсика – единственная автономия в составе континентальной Франции, неотъемлемая часть метрополии, которая нс является заморской территорией или заморским департаментом.

Корсика избирает свой парламент – Собрание. Оно формирует исполнительный комитет, имеет больше прав, чем обычный континентальный департамент, но меньше, чем заморская территория в Тихом океане.

Особым департаментом является столица Франции – Париж.

Государственное право Германии формировалось в течение длительного исторического периода. В стране продолжают действовать имперские законы, ряд норм Веймарской Конституции, а также действующего ныне Основного закона I949 г.

Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство

Исходя из Основного закона ФРГ 1949 г., в его современной редакции можно выделить базовые конституционные принципы, на которых основывается немецкое государство:

  • – ФРГ является федерацией 16 земель;
  • Земля согласно Основному закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто – свой диалект немецкого языка, конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земля не является государством в полном смысле этого слова – она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;
  • Федеративная Республика Германия строится по принципу «сильный центр – сильные земли», на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия «горизонтальных связей» между землями;
  • – федеральное право имеет приоритет над правом земель;
  • – общепризнанные международные договоры и иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;
  • – законодательство связано конституционным строем, а исполнительная впасть и правосудие – правом;
  • – Федеративная Республика Германия признает основополагающие права и свободы человека;
  • – важнейшими закрепленными в Основном законе правами являются право на достоинство и равенство немцев;
  • – в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • – законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент – бундестаг, а также особый орган представительства земель – бундесрат;
  • – исполнительную власть осуществляет формируемое бундестагом правительство во главе с обладающим широкими полномочиями канцлером – главой правительства и фактически первым лицом государства;
  • – в стране действует разветвленная система судов;
  • – значительную роль в судебной системе играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель;
  • – немецкое государство олицетворяет федеральный президент, избираемый особой коллегией, играющий церемониальную роль;
  • – Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным государством.

Особенности регулирования правового статуса личности

Немецкий Основной закон стал одной из первых европейских и мировых конституций, который отвел правам и свободам человека первое место среди вопросов конституционного регулирования. В дальнейшем этому примеру последовал ряд других государств.

Среди прав и свобод, закрепленных Основным законом, главенствующее положение занимают:

  • – право на достоинство;
  • – равенство всех немцев. Оно подразумевает равенство:

ü перед законом;

ü мужчины и женщины;

ü независимо от происхождения, расы, языка, места рождения, родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов;

ü детей, родившихся в браке и вне брака;

ü доступа к любой государственной должности;

ü каждого немца на каждой земле;

  • – право на жизнь и физическую неприкосновенность;
  • – право на свободное развитие личности;
  • – свобода совести;
  • – свобода поиска и доступа к информации;
  • – свобода преподавательской деятельности, занятий наукой и искусством;
  • – право матери на поддержку и защиту со стороны общества;
  • – право на объединения;
  • – свобода шествий и демонстраций;
  • – тайна переписки, почтовой связи, иной коммуникации;
  • – право на свободу передвижения;
  • – запрет на принудительный труд;
  • – право собственности и свобода наследования;
  • – право петиций;
  • – обязанность пройти службу в вооруженных силах или альтернативную гражданскую службу.

Особенностью немецкого конституционного регулирования основных прав человека является возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют:

  • – свободу печати;
  • – свободу преподавания;
  • – свободу собраний;
  • – свободу объединений;
  • – тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;
  • – право собственности;
  • – право убежища для борьбы против демократического строя, могут быть лишены этих прав решением Федерального конституционного суда.

Также ограничиваются права военнослужащих и лиц, проходящих альтернативную службу:

  • – на свободу собраний;
  • – подачу коллективных петиций;
  • – выражение и распространение своего мнения устно, письменно и посредством изображения.

Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими конституциями прав и свобод оказалось за пределами конституционного регулирования.

Источник: https://studme.org/51106/pravo/sudebnaya_sistema_frantsii

Судебная система и право: конституция франции рассматривает судебную власть как стража свободы

Судебная власть франции

Конституция Франции рассматривает судебную власть как стража свободы личности . Гарантом независимости судебных органов считается президент республики .

Президент назначает судей и прокуроров . К ним предъявляются высокие образовательные требования: помимо получения общего юридического образования, они должны закончить Национальную школу магистратуры.

Судьи несменяемы, но могут быть уволены в случае совершения дисциплинарного проступка

Президент республики возглавляет особый двухпалатный орган — Высший совет магистратуры Заместителем президента является министр юстиции

Одна из палат совета имеет юрисдикцию в отношении судей:

♦ она дает рекомендации президенту относительно назначения членов Кассационного суда, первого председателя апелляционного суда и председателей судов высшей инстанции;

♦ дает заключения о назначении других судей;

♦ выносит решения о дисциплинарных наказаниях судей .

Другая палата совета, имеющая юрисдикцию в отношении прокуроров, дает заключения о назначении прокуроров и о дисциплинарных санкциях применительно к ним .

Помимо определенного числа судей и прокуроров, каждая палата Высшего совета магистратуры включает в себя члена Государственного совета и трех независимых лиц, которые назначаются президентом республики, председателем Национального собрания и председателем сената

Французские суды делятся на две группы . Первую образуют суды по гражданским и уголовным делам. Они подразделяются на обычные и специализированные (например, коммерческие, по вопросам социального обеспечения, делам о несовершеннолетних, военные трибуналы и др .) . Существует четыре иерархические ступени:

1) суд низшей инстанции;

2) суд высшей инстанции;

3) апелляционный суд;

4) кассационный суд.

Другую группу составляют административные суды . Они также делятся на обычные и специализированные (например, суды бюджетной и финансовой дисциплины, суд высшей школы и др .) . Имеется три уровня административных судов: первый, второй (апелляционный суд) и третий (государственный совет) . Некоторые суды стоят вне этих двух групп . К ним относятся:

1) конфликтный суд, который рассматривает конфликты по вопросу компетенции между двумя вышеуказанными группами судов;

2) Конституционный совет (в той мере, в которой он выступает в качестве судебного органа);

3) Высокая палата правосудия;

4) Суд Республики.

Одним из старейших высших государственных учреждений Франции является Государственный совет. Он был основан еще в 1800 г. Наполеоном Бонапартом (тогда первым консулом Французской республики), а его предшественником был Королевский совет, существовавший с XIII в .

и возглавлявшийся королем .

В современной Франции считается, что президентом совета является премьер-министр или министр юстиции: они оба имеют право председательствовать на заседаниях генеральной ассамблеи (общего собрания, пленума) Фактически работой Государственного совета руководит его вице-президент

Все действительные (постоянные) члены Государственного совета (201 человек) назначаются президентом республики Государственный совет играет двоякую роль.

Во-первых, он оказывает консультационную помощь правительству, давая заключение по всем законопроектам перед передачей их в парламент Органы государственного управления обязаны запрашивать мнение Государственного совета относительно распоряжений, затрагивающих правовые, экономические, финансовые и административные вопросы . Во-вторых, в качестве судебной инстанции Государственный совет выполняет функции высшего административного (арбитражного) суда

Особое положение в судебной системе занимает Высокая палата правосудия Она состоит из 24 постоянных членов и 12 заместителей. Половину из них избирает из своего состава Национальное собрание, половину — сенат.

Высокая палата правосудия тайным анием выбирает председателя и двух заместителей .

Этот орган имеет полномочия судить президента республики за государственную измену Дела в Высокой палате правосудия возбуждаются по решению обеих палат парламента, принятому абсолютным большинством членов палат Голосование в Высокой палате правосудия тайное, принятое ею решение окончательное и обжалованию не подлежит

Еще один высший орган — Суд Республики — состоит из 12 парламентариев: шесть человек избираются из состава Национального собрания и еще шесть — сенатом . В состав Суда Республики входят также три судьи из состава Кассационного суда (один из них является председателем Суда Республики)

Суд Республики рассматривает дела о преступлениях и правонарушениях, совершенных членами правительства при исполнении ими своих функций

В развитии французской системы права значительную роль играют интеграционные процессы общеевропейского масштаба. В 1992 г. Конституция Франции была дополнена разделом «Европейский союз». С конца ХХ в. все более отчетливо проявляется тенденция к признанию верховенства права Европейского союза (коммунитарного права) над национальным правом .

Гражданско-правовые отношения во Франции регулируются нормами, имеющими в своей основе соответствующим образом измененные и дополненные постановления Кодекса Наполеона.

За 200 лет с момента его принятия произошли значительные изменения в экономической, юридической и социальной сферах Чтобы адаптировать кодекс к этим изменениям, во Франции было принято более 400 законов, но при этом число статей в кодексе увеличилось всего на две (до 2283) .

В уголовном праве Франции проявляются общеевропейские тенденции гуманизации В 1981 г была отменена смертная казнь, а затем и каторжные работы Действующий Уголовный кодекс признает следующие виды наказаний:

♦ пожизненное заточение или пожизненное заключение;

♦ заточение или заключение на срок до 30 лет;

♦ заточение или заключение на срок до 20 лет;

♦ заточение или заключение на срок до 15 лет .

Продолжительность срочного заточения или заключения составляет не менее 10 лет . Предусмотрены также исправительные наказания: тюремное заключение, штраф, штраф в виде штрафо-дней, неоплачиваемые работы в общественных интересах, а также наказания в виде лишения и ограничения прав

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-istoriya-zarubejnyih/sudebnaya-sistema-pravo-54786.html

Особенности судебной власти

Судебная власть франции

Организация судебной власти во Франции характеризуется чётким разграничением полномочий административной юстиции и судов по гражданским и уголовным делам.

Специфика французского суда, в сравнении с британским или американским, объясняется своеобразием политической эволюции данной страны.

Местная судебная система развивалась столь же прерывисто, как и другие институты публичной власти.

Несмотря на многочисленные преобразования, нередко радикальные, местные учреждения юстиции постепенно приобрели ряд черт, часть которых со временем стала иметь статус традиционных.

Первой особенностью судебной системы Франции является разделение судебных органов. Наряду с судами общей (уголовной и гражданской) юрисдикции, здесь давно сложились административные суды. С 1958 года действует Конституционный совет, исполняющий, народу с другими обязанностями, функции Конституционного суда.

Другая особенность заключается в кодифицированности законодательства. В создании системы кодексов выдающуюся роль сыграл Наполеон I. Некоторые из них действуют и сейчас. Наиболее известным из наполеоновских кодексов стал гражданский.

Третья черта французской юстиции — существование системы прокуроров при судебных учреждениях различных инстанций. Так, прокурор республики состоит при суде (трибунале) большой инстанции, генеральные прокуроры — при апелляционных судах и при Кассационном суде.

Прокуроры состоят в иерархической зависимости друг от друга, выступают обвинителями в уголовных процессах, а также надзирают над следствием.

Кроме того, одной из целей Пятой республики стало упрощение и удешевление суда.

«Рационализация» судебной системы, проведённая наряду с «рационализацией» парламентаризма, была связана с постоянно возрастающим количеством рассматриваемых дел и опасной перегрузкой судов всех уровней.

Данную проблему стремились решить, например, за счёт укрупнения учреждений юстиции, ликвидации многочисленных мировых судов. Однако последствия данной реформы были противоречивы.

Судебная система стала более стройной, но одновременно менее доступной для населения, лишившегося близко стоящих к нему мировых судов. Это было сделано для сокращения числа обращений в суд по малоосновательным поводам.

Другой целью было создание необходимого, с точки зрения идеологов нового режима, баланса между независимостью органов юстиции и их способностью действовать солидарно с общим государственно-политическим курсом. Судебная власть во Франции более зависима от правительства и менее авторитетна, чем в англосаксонских странах.

Многие французские специалисты полагают, что суд в системе Пятой республики не может претендовать на положение самостоятельной власти. Однако подобные оценки не означают отрицания успехов и заслуг французского правосудия. Его особенности можно заметить в конституционных формулировках.

Раздел VIII конституции называется «Судебная власть». В нем всего 3 статьи. Ключевая ст. 64, определяющая статус суда, сформулирована очень кратко. Судьи объявляются несменяемыми. Президент признается «гарантом независимости судебной власти». Подобное определение звучит двусмысленно.

Наиболее подробно сформулирована ст. 65, посвящённая Высшему совету магистратуры, который помогает президенту осуществлять его функцию гаранта судебной независимости.

Низшими и наиболее активно работающими учреждениями общей юрисдикции являются трибуналы большой и малой инстанций. Около 500 трибуналов малой инстанции заменили старинный мировой суд. Судьи здесь назначаются на 3 года и, как правило, ведут дела единолично.

В качестве первой и последней инстанции низшие трибуналы рассматривают небольшие иски. Пересмотр подобных решений возможен лишь в порядке кассации. Уголовные подразделения данных судов называются полицейскими трибуналами.

Они вправе налагать штраф (до установленного лимита) или подвергать аресту на срок до 2 месяцев.

Трибуналов большой инстанции — около 190. Каждый департамент имеет не менее одного подобного суда. Они решают более сложные дела, не отнесённые специально к другим судам. Уголовное отделение называется исправительным трибуналом.

Оно имеет право налагать штрафы (до установленного лимита) и заключать в тюрьму на срок до 5 лет. Дела здесь ведутся коллегиально, но число судей должно быть нечётным. С согласия сторон процесс может слушаться судьёй единолично.

Наиболее крупные уголовные дела рассматриваются судами ассизов (присяжных). Формально эти учреждения работают не постоянно, а по мере накопления дел. Во Франции также отказались от широкого использования в судебной практике присяжных.

Суды ассизов — единственное учреждение, где они используются, но в форме, которая отличается от американской. Для привлечения к работе в суде ассизов из списка граждан отбираются 27 основных и 6 дополнительных присяжных.

Для участия в конкретном деле по жребию отбираются 9 присяжных, которые совместно с 3 судьями составляют единую коллегию. Она выступает не только в качестве суда факта, решающего проблему виновности или невиновности подсудимого, но и как суд права, выносящий конкретный приговор.

Это происходит в результате тайного ания судебной коллегии по турам, в ходе которых снимается более строгое наказание. Принимается первое из предложений, собравшее абсолютное большинство .

Приговор суда ассизов окончательный и не подлежит пересмотру в порядке апелляции, что является одной из причин тенденции прибегать к ним только в наиболее важных случаях.

Другая причина — более строгие требования в отношении собранных доказательств и процессуальных норм.

Под предлогом, что суды формально действуют непостоянно, прокуратура стремится рассмотреть дела преимущественно в судах большой инстанции.

В порядке апелляции (по существу) дела пересматриваются апелляционными судами, сфера юрисдикции которых охватывает несколько департаментов.

Высшей судебной инстанцией во Франции традиционно является Кассационный суд, в состав которого входят специализированные палаты по гражданским, уголовным, административно-торговым делам, а также по социальным конфликтам.

Его возглавляет первый председатель, считающийся высшим судьёй страны и играющий важную роль в Высшем совете магистратуры. Решения здесь выносятся коллегиально не менее чем 3 судьями.

Главной функцией суда, как это следует из его названия, является кассация, то есть пересмотр суда в случае неправильного применения закона или нарушения процессуальных норм. Суд играет выдающуюся роль в надзоре за единообразным применением правовых норм.

Долгое время Кассационный суд имел право только направлять дела на повторное рассмотрение, но с 1967 года получил возможность самостоятельно пересматривать дела.

←   Назад  |   Особенности судебной власти   |   Вперёд   →

Название:Леса
Автор:А. Д. Букштынов, Б. И. Грошев, Г. В. Крылов
Издатель:Мысль
Серия:Природа мира
Год:1981
Формат:70×108/16
Количество страниц:316
Цена:720 руб.
Описание:«Леса» — первая книга справочного издания «Природа мира», написанная известными лесоводами нашей страны. Книга содержит обзор и оценку лесных ресурсов мира по континентам и странам, даёт общее представление о разнообразии лесов планеты, об их использовании и воспроизводстве.
Заказать, либо купить книгу

Испания
Предлагаем вашему вниманию книгу «Испания».

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/1738.html

Особенности системы судебной власти Франции

Судебная власть франции

Судебная власть во Франции включает в свой состав суды общей юрисдикции и административные суды.

Помимо этого, существуют и квазисудебные органы в виде Конституционного и Государственного совета Последний может являться во Франции высшим органом административной юстиции.

Прокуратура, как и в РФ, в числе задач имеет поддержку государственного обвинения. Она работает при суде и обладает независимостью.

Низшей ступенью судов общей юрисдикции являются трибуналы малой инстанции, рассматривающие дела с несущественными в сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела в сфере преступлений небольшой тяжести.

Следующим уровнем считается трибунал большой инстанции. С его помощью по первой инстанции рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел.

Те уголовные дела, по которым приговор предусматривает тюремное заключение от 5 лет, рассматривают суды ассизов (в их составе 3 профессиональных судьи и 9 присяжных).

Присяжные и профессиональные судьи представляют одну коллегию, принимая участие в определении наказаний и решении прочих вопросов права. Эти суды названы исправительными судами. Суды общей юрисдикции находятся под управлением кассационного суда.

Судебная власть Франции наряду с судами общей юрисдикции включает специализированные суды (трибуналы), работающие в области как гражданско-цивилистического (трудовые споры, морские торговые суды), так и уголовного права (дела несовершеннолетних граждан).

Замечание 1

В большей части гражданских судов работают не судьи-профессионалы, а судьи, которые избираются или назначаются из отраслей хозяйства и управления, где возникают споры. Таким образом, они более глубоко понимают суть вопроса.

Апелляционными судами рассматриваются дела во второй инстанции в качестве обычных и специализированных судов.

Судебная система Франции

Франция является страной с развитой административной юстицией, здесь административные суды могут разрешать административные споры, определяя заключение в отношении юридического аспекта конфликтов. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенность судебной системы Франции заключаетися в существовании Трибунала по конфликтным ситуациям. Он предназначен для разрешения споров о компетенции двух ветвей судебной власти. Трибунал включает представителей Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Министр юстиции здесь номинально выступает в качестве председателя.

Судебная система не включает Конституционный совет, который обладает специальным статусом в качестве органа конституционного надзора, который имеет право осуществлять лишь превентивный конституционный контроль.

Любые законопроекты могут быть переданы президентом в Конституционный совет с целью проверки, соответствуют ли они Конституции Франции.

В случае, когда орган конституционного надзора может признавать законодательный акт в качестве противоречащего Конституции, его нельзя признать как закон, обнародованный и введенный в действие.

Замечание 2

Конституционный совет призван осуществлять наблюдение за ходом проведения выборов президента и парламента, общенационального референдума. Ему принадлежит важное значение в стабилизации конституционных и политических отношений, включая установку законности во Франции.

Особенности местного и регионального управления

Определение 1

Франция — это децентрализованная унитарная страна, где право принимать законы имеет общенациональный парламент.

Здесь государственная политика Республики проводится только общенациональным правительством. Территориальные коллективы Французской Республики представлены коммунами, департаментами и заморскими территориями (ст. 72 Конституции Франции).

В число государственной территории включено 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента, включая Мартинику, Гваделупу, Гвиану, Реюньон, 2 территории, обладающие особым статусом (Сен-Пьер и Микелон, Майотта) и 4 заморских территории, включая Полинезию, Новую Каледонию, Уоллис и Футуну, Южную и антарктические территории.

Административная организация и законодательный режим заморских департаментов меняются в соответствии с их особым положением. Статуты этих территорий определяются органическими законами.

Территориальные образования включают местные территориальные коллективы. Управление над ними ведется посредством выборных органов, а административные единицы, служащие структурной опорой для служб государства.

Замечание 3

Законодательство подробно регламентирует компетенцию выборных органов территориальных коллективов.

Нижнее звено административного территориального деления страны представлено коммунами (около 37 тыс.), жители которых избирают муниципальный совет на 6 лет. Совет одновременно является низовым органом власти государства и местного самоуправления. Из собственного состава Муниципальный совет избирает большинством мэра в качестве представителя исполнительной власти.

Объединение нескольких коммун представляет собой кантон, вводимый для удобства управления делами государства. В нем работают должностные и ответственные лица, включая судью, нотариуса, руководителя жандармерии и др.

Французский округ включает 100-150 коммун, которых в общей сложности около 300. Главу округа (субпрефекта) назначает правительство.

Следующее звено управления выступает в виде департамента, который включает около 400 коммун (35 кантонов).

Его работой руководит Генеральный совет, в который каждый кантон должен избирать одного своего представителя в виде генерального советника.

Главой Генерального совета является префект, назначаемый президентом. Он решает не только общие вопросы, но и осуществляет руководство всей полицией департамента.

Крупнейшая административно-территориальная структура представлена регионом, в состав которого в метрополии включено 2-8 департаментов. Заморские департаменты формируют также отдельный регион. Органы регионального уровня планируют и осуществляют деятельность по экономическому развитию и обустройству территорий.

Сформированные как административные единицы в 1961 г. регионы приобретают позже статус публичных правовых структур, в в дальнейшем статус местных коллективов, которые находятся под управлением выборного органа (регионального совета). Во главе выборных органов стоит председатель.

Наряду с этим регион является административной единицей, которая возглавляется префектом региона.

Замечание 4

Управленческая система во Франции характеризуется сочетанием местного самоуправления и государственного управления различных форм.

Одна из подобных форм представлена административной опекой, которая состоит в том, что решения органов местного самоуправления не вступают в силу до момента их одобрения со стороны назначенного государством местного администратора.

Другая форма представлена административным надзором проверки законности решений органов самоуправления на местах. В этом случае администрацией могут оспариваться решения только в судебном порядке.

Подобная система имеет в основе сочетание выборных местных органов и назначаемых правительством полномочных представителей, которые ведут административный надзор их работы. В стране была проведена реформа в 1982 году, чем был смягчен надзор.

Тем не менее, суть системы осталась такой же. Представитель республики в лице Комиссара ведет наблюдение за правильным осуществлением полномочий департаментами.

С помощью административного суда он способен аннулировать акты коммунального, департаментного и регионального уровня.

Модель местного самоуправления во Франции характеризуется сильным и достаточно эффективным контролем государства через назначаемых президентом Республики префектов. Именно они осуществляют контроль избираемых населением коммунальных и региональных советов.

Они в своей работе руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», поэтому имеют право обжаловать напрямую президенту действия префекта. При этом их собственные нелегитимные акты отменяются только через решение административного суда.

Замечание 5

Унитарные государства осуществляют общий контроль местных органов через центральное правительство, работающее в лице одного или нескольких министров. Во Франции за это отвечает Министерство внутренних дел.

Административный контроль отражает права власти в государстве утверждать определенные акты и вводить санкции на определенные действия местных органов, смещая должностных лиц.

Также существуют вопросы (предметы ведения), по которым на местах представительные органы не вправе самостоятельно принимать решения.

Часто это относится к некоторым категориям финансов, налогов, проблем реализации и приобретения земельной собственности, сделок по муниципальному имуществу, застройке населенных пунктов.

Закон рассматривает к местным органам определенные санкции в ситуации ненадлежащего исполнения ими функций, что включает отстранение от должности главы администрации, муниципального служащего, наложение взыскания, отмену актов местных органов, передачу определенных полномочий агентам правительства и др.

Например, префект вправе отстранять от должности избранных мэров сроком на 1 месяц. Серьезный рычаг воздействия на местное самоуправление представлен финансовыми мерами: использование более жестких условий бюджетного кредитования, отказ от финансовой помощи местным бюджетам в случае несоблюдения соответствующих условий.

Во Франции максимально радикальной из существующих санкций является роспуск местных органов.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/osobennosti-sistemy-sudebnoj-vlasti-frantsii/

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий