Учебник гражданский процесс треушников 2007

Гражданский процесс

Учебник гражданский процесс треушников 2007

Учебник

Второе издание, переработанное и дополненное

Под редакцией М.К. Треушникова,

доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ

Рекомендован Учебно-методическим Советом по юридическому образованию УМО

по классическому университетскому образованию

Москва• 2007

Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ОАО «Издательский Дом “Городец”», 2007. — 784 с.

ISBN 5–9584–0111–4

В учебнике освещается порядок судопроизводства по гражданским делам в судах общей юрисдикции, включая мировых судей. Излагаются также основы знаний об арбитражном процессе и несудебных формах защиты права (нотариальной и третейской).

В начале учебника представлены программа учебной дисциплины «Гражданский процесс», перечень рекомендуемой учебной литературы, методические рекомендации по изучению курса.

Нормативные акты, регулирующие отправление правосудия по гражданским делам, приводятся по состоянию на 1 июня 2005 г.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, судей, прокуроров, адвокатов, иных практических работников правовых ведомств и служб.

Учебник подготовлен коллективом кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Коллектив авторов:

Борисова Е.А., канд. юрид. наук, доц. — гл. 27, 28, 34, 36; Иванова С.А., канд. юрид. наук, проф. — гл. 7, 8, 10, 15, 18; Кудрявцева Е.В., канд. юрид. наук, доц. — гл. 23, 24, 33, 37; Молчанов В.В., канд. юрид. наук, доц. — гл. 2, 12, 13, 14, 17;

Пискарев И.К., заслуженный юрист РФ, канд. юрид. наук, доц. — гл. 9, 22, 25, 35; Салогубова Е.В., канд. юрид. наук., доц. — гл. 11, 20; Треушников М.К., заслуженный деятель науки РФ, докт. юрид. наук, проф.

— методические рекомендации по изучению курса «Гражданский процесс», программа учебной дисциплины «Гражданский процесс», гл. 1, 3, 5, 6, 19, 26; Шерстюк В.М., докт. юрид. наук, проф. — гл.

4, 16, 21, 29, 30, 31, 32.

©Коллектив авторов, 2006

©ОАО «Издательский Дом “Городец”», 2006

Изучение гражданского процессуального права (гражданского процесса) как совокупности знаний об общественных отношениях в сфере гражданского судопроизводства, их правовом регулировании следует начинать с анализа и восприятия программы учебной дисциплины «Гражданский процесс».

Программа курса в качестве документа помещена непосредственно за предлагаемыми методическими рекомендациями.

Она рассчитана на получение знаний с учетом объема учебного времени, предусмотренного на изучение гражданского процесса в высших юридических учебных заведениях России.

Программирование в области обучения является необходимым компонентом, определяющим лекционную, практическую (семинарскую) и самостоятельную формы работы преподавателей и студентов.

Наука гражданского процессуального права, или сокращенно — гражданского процесса, относится к числу фундаментальных областей правовых знаний. Ее значение определяется объективной ролью гражданского процессуального права в регулировании общественных отношений при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Прежде чем изучать курс гражданского процессуального права детально, необходимо иметь верное представление об исходных понятиях, таких как «гражданское процессуальное право», «гражданский процесс», «наука гражданского процессуального права», «объект гражданского процессуального права», учебная дисциплина «гражданский процесс», система гражданского процессуального права, система науки гражданского процесса.

Внастоящее время в Российской Федерации существуют три ветви судебной власти.

Впределах закрепленных в Конституции РФ полномочий судебную власть осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ), суды общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) и арбитражные суды (ст. 127 Конституции РФ).

Судебная система Российской Федерации в целом устанавливается Конституцией РФ (п. 3 ст. 118). При этом суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют собственное устройство, т.е. их можно

рассматривать как подсистемы единой судебной системы России.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»1 правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом о судебной системе, не допускается.

ВРоссии действуют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации (мировые суды и конституционные (уставные) суды), составляющие судебную систему Российской Федерации.

Кфедеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, апелляционные окружные суды, федеральные арбитражные суды округов (суды кассационной инстанции), арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Ксудам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Суды каждой из трех ветвей судебной власти организационно независимы друг от друга и руководствуются при осуществлении правосудия самостоятельными источниками процессуального права.

Порядок деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»2. Функционирование Конституционного Суда Российской Федерации изучается в науке конституционного права России.

Арбитражные суды России рассматривают и разрешают экономические споры между организациями или с

участием граждан-предпринимателей, а также граждан, и руководствуются Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации3.

Судебная власть в судах общей юрисдикции в настоящее время осуществляется посредством двух форм

судопроизводства — гражданского и уголовного. Серьезно обсуждается тема формирования административного судопроизводства4.

1 Принят Государственной Думой РФ 23 октября 1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г., изменения внесены 15 декабря 2001 г.

2Принят Государственной Думой РФ 24 июня 1994 г., изменения внесены 15 декабря 2001 г.

3Принят Государственной Думой РФ 21 июня 2002 г.

4Постановление VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2005. № 2.

Впорядке гражданского судопроизводства в России ежегодно рассматривается и разрешается свыше 5 млн гражданских дел. Это дела о защите и охране закрепленных в Конституции РФ и других законах основных прав

исвобод граждан и организаций — политических, трудовых, гражданских, семейных, жилищных, земельных и иных прав. Они называются гражданскими традиционно и независимо от того, что имеют в основании разнообразные правоотношения.

Гражданское процессуальное право — отрасль права, включающая совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между участниками процесса и судом общей юрисдикции всех инстанций (в дальнейшем — судом) при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) — урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения отнесенных к ведению судов гражданских дел.

Гражданский процесс универсален как принудительная форма защиты субъективных прав, возникающих не только и не столько из гражданских правоотношений, сколько из семейных, трудовых, социальных, жилищных, земельных, экологических и даже публичных правоотношений.

«…Гражданский процесс, — писал известный российский ученый XIX в. Ю.С. Гамбаров, — есть порядок принудительного осуществления гражданского права и сводится к совокупности норм, определяющих образ

действия как существующих органов защиты права, так и лиц, пользующихся этой защитой, или так или иначе привлекаемых к ней»5.

Наука гражданского процессуального права (гражданского процесса) изучает общественные отношения, складывающиеся в деятельности судов по рассмотрению гражданских дел и выполнению задач, возложенных на суд как орган правосудия. Она исследует процессуальные нормы в неразрывной связи с их применением на практике и анализирует причины возникновения гражданско-правовых споров и дел в судах, обобщает судебную практику.

Объектом науки гражданского процессуального права являются гражданское процессуальное право как отрасль права и общественные отношения, складывающиеся в процессе отправления правосудия в судах общей юрисдикции, взятые в их развитии. Наука гражданского процессуального права имеет своим предметом вопросы теории и истории гражданского процессуального права.

Впроцессе изучения теории и судебной практики обнаруживаются недостатки или пробелы в действующем законодательстве. В связи с этим наука гражданского процессуального права имеет цель разработать обоснованные прогнозы по совершенствованию законодательства, предупреждению правовых споров, формированию правосознания граждан, включая юристов.

Гражданское процессуальное право не регулирует деятельность арбитражных судов, нотариата, третейских судов, органов, исполняющих судебные акты и акты иных органов, но наука гражданского процесса исследует эти институты.

Всодержание и систему учебной дисциплины гражданского процесса входят темы, связанные с деятельностью арбитражных судов, нотариата, третейских судов, органов исполнения судебных актов.

Изучение процессуальных аспектов деятельности органов государства, осуществляющих защиту права, является объектом науки и учебной дисциплины гражданского процесса, поскольку их функция, как и суда, связана с защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Вучебных планах государственных юридических вузов России по дневной форме обучения дисциплине «Гражданский процесс» отводится, как правило, 136 учебных часов. Этот фундаментальный предмет изучается

втечение двух семестров, т.е. учебного года.

Врасписании на изучение гражданского процесса практически отводится 4 часа в неделю, и они распределяются равномерно на две формы занятий: два часа в неделю — лекция и два часа — практическое занятие (семинар). Семинарские занятия по тематике следуют за соответствующими по теме лекциями и имеют целью закрепление полученных на лекции знаний.

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) подлежит изучению только на основе ранее полученных правовых знаний в области теории, истории права, конституционного, административного, гражданского права.

Процесс есть форма жизни закона, и нормы регулятивного (материального) права имеют непосредственное значение для познания многих институтов гражданского процессуального права, особенно таких, как подведомственность, подсудность, стороны, иск, доказательства.

Учебник содержит 37 глав, соответствующих темам программы.

Они неравнозначны по теоретической насыщенности и объему нормативного материала.

По таким темам, как принципы, подведомственность, лица, участвующие в деле, доказательства, иск, должны читаться две—три лекции на каждую из обозначенных тем.

Некоторые же темы, например судебные расходы, процессуальные сроки и другие, могут изучаться студентами на семинарских (практических) занятиях или самостоятельно.

5 Гражданский процесс. Курс лекций, читанных проф. Ю.С. Гамбаровым в 1894–95 акад. г. // Гражданский процесс: Хрестоматия / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2005. С. 93. Подробно о сущности гражданского процесса см.: Гражданский процесс: Хрестоматия / Под ред. М.К. Треушникова. С. 91–146.

Эффективным методом познания правовых явлений выступает сравнение6.

Преподавателю и студенту следует творчески с учетом метода сравнения подходить к использованию учебной литературы по гражданскому процессу различных творческих коллективов. Учебники нельзя оценивать с точки зрения конкуренции, противопоставления одного другому. Наоборот, к учебникам, написанным различными научными коллективами, нужно обращаться как к дополняющим друг друга книгам.

Учебники и пособия выпускаются в определенной последовательности, поэтому в каждом из них, естественно, содержатся новеллы, относящиеся к фактической основе учебного материала, т.е.

постоянно обновляющемуся законодательству, регулирующему деятельность судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата.

В различных изданиях находят отражение исторически сложившиеся научные концепции, взгляды.

Источник: https://studfiles.net/preview/430540/

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий