Уголовный кодекс рб взятка

Адвокат по делам о взятках

Уголовный кодекс рб взятка

В последнее время количество уголовных дел по  взяткам постоянно и неуклонно увеличивается. Уголовной ответственности подлежат следующие действия — получение взятки (ст. 430 УК)), дача взятки (ст.

431 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).

Ответственность за указанные преступления достаточно суровая – например, получение взятки в размере свыше 1000 базовых величин наказывается лишением свободы сроком от 5 до 15 лет с конфискацией имущества.

Получение взятки

Взяткополучателями могут быть только должностные лица. « термина «должностное лицо» конкретизировано в частях 4 и 5 статьи 4 УК. Безусловно, что руководитель предприятия относится к этой категории, поскольку обладает организационно-распорядительными функциями.

К категории «должностное лицо» относятся лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий в связи с занимаемой должностью, а также лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, то есть по сути должности руководящего характера.

Многие склонны думать, что должностные лица – это только работники государственных органов и предприятий. Но это не так. Должностными лицами могут быть сотрудники организаций независимо от того, является она частной либо государственной.

Какого-то конкретного закрепленного перечня таких должностей не существует, каждый случай является уникальным, и вопрос отнесения лица к категории должностным решается судом исходя из должностных обязанностей лица.

Предметом взятки, как ошибочно часто считают, могут являться не только деньги – это может быть и услуга, какие-либо выгоды, подарки, то есть фактически предметом взятки могут выступать любые материальные ценности или выгоды имущественного характера. При этом минимальный размер взятки уголовным кодексом не установлен. Она может составлять и один рубль, и уже ее передача и получение будут являться уголовно-наказуемыми. Размер взятки может лишь влиять на часть статьи уголовного кодекса.

Кроме стоимости передаваемых должностному лицу предметов нужно учитывать их назначение. Так, грань между подарком и взяткой очень тонкая. Подарок может вручаться должностному лицу например, при проведении каких-либо официальных мероприятий, в связи с праздничными датами, присвоением званий и др. Взятка же передается за какие-либо действия.

Взятка передается за действия, которые лицо уполномочено совершать. Такие действия должны быть предусмотрены, например, должностной инструкцией либо трудовым договором. Если лицо получает вознаграждение за какие-либо действия, которые в круг его должностных обязанностей не входят, это не может считаться взяткой.

На практике часто случается, когда лицо получает денежные средства якобы за совершение каких-либо действий по службе (благоприятное решение какого-либо вопроса и т.д.), которое оно в принципе выполнить не может из-за отсутствия полномочий. Такие действия должны квалифицироваться как мошенничество – статья 209 УК.

Также следует учитывать, что должностные лица, как правило, кроме своих должностных функций выполняют и профессиональные. Например, врач, когда лечит людей, выполняет профессиональные функции, и в связи с этим не является должностным лицом и субъектом получения взятки – например, получая подарок от больного в качестве благодарности.

Но когда врач выписывает больничный лист, либо как член МРЭК устанавливает наличие инвалидности – он является должностным лицом и следовательно субъектом получения взятки.

Действия, совершаемые за вознаграждение – взятку – могут быть как законными, так и противоправными. Во втором случае  лицо несет ответственность за получение взятки, а также за противоправное деяние, совершаемое им в интересах взяткодателя.

Дела, связанные с получение и дачей взяток, достаточно сложные.

Поводами для возбуждения уголовного дела обычно являются сообщения граждан о преступлении либо явки с повинной, а также данные, обнаруженные в ходе оперативно-розыскной деятельности.

В процессе расследования нужно установить и доказать факт передачи вознаграждения, время, место, размер, способ передачи взятки и другие обстоятельства, содержание самого служебного действия, которое должностное лицо должно было совершить за вознаграждение, полномочия лица на совершения таких действий.

Кроме этого, как и по любому другому уголовному делу, необходимо установить все смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Для этого необходимо установить в том числе и ответить на вопросы, не занимает ли должностное лицо ответственное положение, не имело ли оно судимости за взяточничество, имело ли место вымогательство взятки со стороны должностного лица.

Также необходимо проработать и иные версии случившегося – возможно, взятка не давалась, а заявитель оговорил лицо либо добросовестно заблуждается.

Либо, например, денежные средства действительно передавались, но не как взятка, а как возвращение долга.

Бывают и такие ситуации, когда взяткодатель ошибочно принимает должностное лицо за другое, либо служебные действия совершаются не за взятку. Все эти версии должны быть проработаны.

Обычно при расследовании дел о взятках проводятся следующие следственные действия: проведение обыска в жилом помещении у взяткополучателя и по месту работы, наложение ареста на имущество (в целях обеспечения возможной конфискации), осмотр и выемка документов, допросы подозреваемых, свидетелей и иные.

Особое внимание следует уделить допросу подозреваемого. Уже до самого первого допроса очень важно побеседовать с адвокатом.

Внезапный допрос лишает подозреваемого возможности продумать свой ответ, и в таком случае не лишним будет и вовсе отказаться от дачи показаний, воспользовавшись своим законным правом, предусмотренным статьей 27 Конституции Республики Беларусь.

При допросе подозреваемого, который не признает свою вину, следователи используют различные тактические приемы. Например, предъявляют собранные по делу доказательства.

Важное значение имеет допрос на очных ставках, которые проводятся для устранения противоречий в показаниях подозреваемых и свидетелей.

Желательно сотрудничать с адвокатом с самого начала предварительного расследования, так как доказательства, собранные на первоначальном этапе, будут иметь решающее значение.

В практике адвокатов Адвокатского бюро «Маслов, Гашинский и партнеры» имеется положительная практика по делам о взятках.

В практике адвоката Гашинского А.В. было следующее дело:

Приговором районного суда, оставленным апелляционной инстанцией без изменения, К. и С. осуждены по ч.3 ст.430 УК, наказание назначено в виде лишения свободы сроком на 10 лет с конфискацией имущества.

К. и С. признаны виновными в получении взятки в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору за проведение оценки и занижение стоимости базы отдыха с целью последующей реализации.

Адвокатом Гашинским А.В. была подготовлена надзорная жалоба, в которой он указал на следующие обстоятельства:

Согласно статье 430 УК, к ответственности за получение взятки лицо можно привлечь только за такие действия, которые оно должно было или могло выполнить с использованием своих служебных полномочий.

Данное преступление будет считаться совершенным группой лиц по предварительному сговору тогда, когда в нем участвовало два или более должностных лица, которые ЗАРАНЕЕ договорились о совершении какого-либо действия в интересах взяткодателя.

Из должностной инструкции К. видно, что в круг ее полномочий не входят вопросы оценки и реализации имущество.

На вопрос свидетеля И. «возможно ли снизить цену базы отдыха» К. пояснила, что решение таких вопросов входит в компетенцию директора завода С.

В соответствии с контрактом директор завода С. среди своих трудовых обязанностей имел в том числе и произведение реализации имущества, обеспечение эффективного использования государственного имущества и устойчивое финансовое положение предприятия.

Из показаний свидетелей видно, что К. занималась организацией встреч с покупателями, в ее присутствии обсуждались вопросы приобретения базы отдыха по заниженной стоимости и получения за это материального вознаграждения, а затем она приехала к С., и по его указания положила к себе в сумку переданные В. в качестве взятки денежные средства.

Таким образом, вывод суда о получении взятки К. и С. группой лиц по предварительному сговору и об участии К. в совершении данного преступления в качестве исполнителя не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Исследованные обстоятельства свидетельствуют о том, что К. являлась не соисполнителем, а пособником получения С. взятки в особо крупном размере.

В результате президиумом областного суда из приговора было исключено указание о получении К. и С. взятки группой лиц по предварительному сговору, а действия К. переквалифицированы с ч.3 ст430 УК на ч.6 ст.16 ст.430 УК. Срок лишения свободы уменьшен до 6,5 лет лишения свободы.

Источник: http://advokatpro.by/advokat-po-delam-o-vzyatkax

«ПОДАРОК» И «ВЗЯТКА»: как не переступить черту

Уголовный кодекс рб взятка

Актуальные правовые вопросы разбираем в беседе с заместителем прокурора Бобруйска Геннадием Сергеевичем ЯРМАКОМ.

Что же такое взятка?

— Сегодня хотелось бы поговорить прежде всего не о «чистых», обдуманных и осознанных фактах получения и дачи взяток, а о «пограничных» тонкостях и нюансах. Для успешного старта — такой вопрос: существует ли юридически точное определение понятию «взятка»? И далее — где с точки зрения закона пролегает граница между понятиями «взятка» и «подарок»?

— Однозначного определения отдельно взятого понятия «взятка» нет. Зато есть вполне четкое определение действия «Получение взятки» — оно закреплено в статье 430 Уголовного кодекса.

(Из статьи 430 УК РБ)

Получение взятки — принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий

Если говорить проще, то в данном случае мы имеем ряд квалифицирующих признаков. Во-первых, получатель взятки — должностное лицо. Во-вторых, он принимает презент в обмен на действия, напрямую связанные с его служебными обязанностями.

Подарок — совсем другое дело: здесь никак не участвует статус или должность его получателя, и факт дарения не предусматривает каких-либо ответных действий.

Понятие «дача взятки» предусматривает те же признаки, что и получение, только, скажем так, в зеркальном отражении, с другой стороны.

Лимит на презент

— В некоторых странах существуют закрепленные законодательно лимиты на стоимость подарков должностному лицу. Например, во Франции предельная стоимость подарка, который не считается взяткой, составляет 35 евро, в США — 50 долларов. Есть ли такой лимит в Беларуси? И — можно ли считать презентом денежную сумму, пусть она и укладывается в этот «норматив»?

— У нас все однозначно: руководящим работникам, тем более находящимся на госслужбе, никаких подарков принимать нельзя. Это закреплено в статье 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Она в частности сообщает, что «государственное должностное лицо не вправе принимать подарки, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных или иных официальных мероприятий».

Это же касается и супругов государственных должностных лиц, его близких родственников и свойственников, совместно проживающих с ним.

— «Протокольный» сувенир может быть разным: например, можно преподнести чиновнику, скажем, дорогие часы, снабдив их соответствующей случаю дарственной надписью…

— Эти нюансы позволяет регулировать 22-я статья Закона «О государственной службе».

Она отчасти дублирует статью 17 Закона о борьбе с коррупцией, но уточняет: «Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает должность».

— Говоря о возможных нюансах, приведу конкретный пример. Допустим, в ходе деловых переговоров с должностным лицом его собеседник предлагает ему продолжить общение в ближайшем ресторане — тем более что как раз время обеда подошло. После сытного обеда, когда приходит время расчета, собеседник говорит: «Не беспокойтесь, я все оплачу сам». Как трактовать такой поступок?

— Как попытку дачи взятки. Здесь ведь есть все характеризующие признаки: лицо при должности и деловой интерес.

«ДОРОГОЙ НАШ… ВЗЯТОЧНИК»

— В приведенных фрагментах статей законов рефреном звучит определение «государственный служащий». А что же насчет представителей частных предприятий?

— В соответствующих статьях Уголовного кодекса говорится о должностных лицах без указания формы собственности предприятий или организаций.

Следовательно, соответствующие действия руководящих работников частного сектора будут трактоваться аналогично поступкам их коллег из госструктур.

Другое дело, что частник едва ли будет брать взятку в обмен на действия, которые могут нанести вред его же предприятию.

— Естественно. Но вот одна из возможных ситуаций: к руководителю фирмы по производству, допустим, окон ПВХ, по очереди приходят два представителя фирм, которые производят стекла к этим окнам, и по очереди пытаются склонить «оконщика» к заключению контракта на поставку стекол, обещая ему подношение…

— Однозначно — это взятка.

— Меняется ли трактовка поступка в зависимости от времени: например, дорогой подарок педагогу после окончания учебы — это подарок, а во время учебы — уже взятка?

— Понятие срока в данном случае не привязано в теории уголовного права, и на квалификацию действий никак не повлияет. Основным квалифицирующим признаком является мотив.

Если студент придет с подношением к педагогу, который, нарушив свои должностные обязанности, завысил ему оценку, то абсолютно не важно, сделает он это до или после экзамена.

А вот если он, вручая подарок педагогу, который адекватно оценил его знания, скажет: «Вы замечательно отчитали курс лекций, я проникся вашим предметом и собираюсь посвятить этой науке всю свою жизнь», то это будет просто жест благодарности.

(Из статьи 433 УК)

Принятие незаконного вознаграждения — принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда».

— Еще одна достаточно частая ситуация: может ли считаться взяткой дорогой подарок начальнику от коллектива на день рождения или профессиональный праздник?

— Не откроем тайну, если скажем, что такие вот подарки часто — или скорее «как правило» — предусматривают желание дарящих увидеть ответную реакцию. В виде получения премии, или отпуска в июле, а не в феврале, или чего-то подобного.

То есть как раз то самое «покровительство по службе», о котором говорится в статье 430 УК. Так что не следует этого делать. Я знаю многих руководителей, которые в день рождения берут отгул и отключают телефон, чтобы не принимать таких вот подарков.

А членам коллектива в вашем примере в свою очередь следует помнить о статье 431 — «Дача взятки».

Горечь дареной шоколадки

— Чаевые официанту, таксисту, горничной в отеле могут считаться взяткой?

— Вот здесь нам стоит обратиться к тексту статьи 433 УК «Принятие незаконного вознаграждения». Появление этой статьи в Уголовном кодексе обусловлено необходимостью противодействия всем этим «шоколадкам секретарше», «пакетам врачу» и так далее.

Здесь все просто: госслужащие получают за свою работу зарплату, и какие-то бонусы за выполнение непосредственных служебных обязанностей априори не предусмотрены. Да, эта статья применяется у нас нечасто. Но бывает и такое. Например, недавно по ней был осужден врач-нарколог, принимавший презенты за оказание услуг по кодированию граждан, страдающих алкогольной зависимостью.

А санкции этой статьи весьма серьезные: часть 3 предусматривает наказание до восьми лет лишения свободы. Но — в данном случае это касается исключительно госслужащих. Следовательно, чаевые таксисту или официанту в частном ресторане могут быть уместны: что не запрещено, то разрешено.

А вот подарки врачам, учителям… Если вы хотите помочь школе — перечислите деньги на счет попечительского совета. А все эти часы и вазы — это то, что называется «бытовой коррупцией».

Да, сейчас правоохранительные органы прежде всего работают над выявлением коррупционных преступлений в других сферах — там, где проходят крупные финансовые потоки, где может быть нанесен существенный ущерб государству. Но если вектор работы будет перенаправлен на выявление бытовой коррупции, то это будет чревато неприятностями для многих. То же касается и взаимоотношений нанимателя и работника: они регламентированы контрактом и Трудовым кодексом, и усложнять их «подарками» не следует.

Беседовал Андрей ЧИЖИК

Фото Виктора ШЕЙКИНА

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Источник: https://komkur.info/proisshestvija/podarok-i-vzyatka-kak-ne-perestupit-chertu

Памятка

Уголовный кодекс рб взятка

ПАМЯТКА

«Что делать, если у Вас вымогают взятку»

Успешная реализация государственной политики по противодействию коррупции возможна лишь при активном участии граждан, субъектов предпринимательской деятельности в борьбе с ней.

В этих целях прокуратурой республики совместно с правоохранительными органами республики, региональным отделением Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по Республике Башкортостан разработана настоящая памятка, в которой разъясняется, что делать, если у Вас вымогают взятку.

Что такое взятка

Взяточничество является самой опасной формой коррупции, поскольку связано с использованием чиновниками, действующими от имени государства, предоставленных им властных полномочий в корыстных целях.

Как известно, получение взятки не существует без ее дачи, а дача – без получения.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре вида преступлений, связанных с взяточничеством: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве    (ст. 291.1 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).

Получение взятки – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Получение взятки в зависимости от обстоятельств его совершения наказывается штрафом в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Дача взятки – дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу).

Дача взятки наказывается штрафом до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Посредничество во взяточничестве – непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (более 25 тыс. рублей).

Посредничество во взяточничестве наказывается штрафом в размере до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Мелкое взяточничество – получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

Мелкое взяточничество наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Освобождение от уголовной ответственности

Согласно уголовному закону лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности в случаях если:

— оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;

— имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

— оно после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 306 УК РФ.

Под вымогательством взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ) понимается требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить вред законным интересам лица, а также заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Требование должностным лицом взятки при отсутствии с его стороны угрозы соверше­ния действий, которые могли причинить ущерб закон­ным интересам взяткодателя, не признаются вымо­гательством.

Не может рассматривать­ся как вымогательство угроза со стороны взяткополуча­теля совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя это может и затрагивать его интересы, так как в этом случае угрозы и требования должностного лица не причиняют ущерб законным интересам.

Что может быть предметом взятки!

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности – деньги, иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно (хотя они подлежат оплате) или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т.п. В качестве предмета взятки возможны и иные выгоды имущественного характера: прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по явно заниженной стоимости) пользование какого-либо имущества, получение кредита на льготных условиях и т.п.

Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены) как самому должностному лицу – получателю взятки, так и с его ведома членам его семьи, другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя.

Как требуют (вымогают) взятку?

открыто не говорят, а как бы невзначай намекают на то, что вопрос может быть решен только этим чиновником и никем иным;

— сразу начинают с отказа: «я не могу», «это же нарушение закона», «я не уполномочен» и так далее. Однако все в этом человеке: жесты, мимика, говорят о том, что все вопросы решаемы, дело только в цене;

— якобы случайно Вам демонстрируются цифры на компьютере, калькуляторе и даже на снегу;

— Вам предлагают заключить договор с компанией, подконтрольной чиновнику, но не имеющей никакого отношения к решению Вашего вопроса. Предметом сделок может быть что угодно: поставка любого товара по завышенной цене, мифические «информационные услуги» и так далее;

— предлагают передать долю в уставном капитале успешного юридического лица, обратившегося за «помощью», в качестве платы за свои услуги. Доля передается, как правило, родственникам, либо друзьям.

Как вести себя, если у Вас вымогают взятку

Если Вы предполагаете, что должностное лицо, к которому Вы обратились, может вымогать незаконное вознаграждение за совершение каких-либо действий в его интересах, то при первой встрече с данным чиновником желательно осуществлять аудиозапись разговора.

В случае получения незаконных требований от должностного лица о передаче взятки в виде денег, ценностей, иных материальных благ, не давайте конкретного ответа о Вашем решении, сославшись на то, что Вам необходимо подумать.

Ведите себя крайне осторожно и вежливо, не допускайте опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться вымогателем взятки, как готовность либо отказ дать взятку. Не берите в разговоре инициативу на себя, позвольте взяткополучателю выговориться, высказать как можно больше информации.

Поинтересуйтесь гарантиями решения Вашего вопроса в случае дачи взятки. После чего постарайтесь назначить чиновнику еще одну встречу через некоторое время.

Не стоит забывать, что взятки кто-то берет и просит только потому, что их кто-то дает. И если вы хотите, чтобы ситуация изменилась, то начните, в первую очередь, с себя.

Приняв решение о привлечении коррумпированного чиновника к уголовной ответственности, осознав, что Вы готовы сотрудничать с правоохранительными органами, Вам необходимо, не предпринимая самостоятельно каких-либо действий, незамедлительно обратиться в правоохранительные органы по месту вымогательства, в том числе:

— в отдел по борьбе с преступлениями коррупционной направленности, защиты бюджетных средств, выявлению и раскрытию значимых и резонансных преступлений Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК) МВД по РБ, который находится по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 7, телефоны: 279-36-55, 279-36-56, 279-36-57.

В случае представления информации о факте вымогательства взятки будет проведен необходимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий и при этом обеспечена конфиденциальность, защита и восстановление Ваших нарушенных прав и законных интересов.

Если по объективным обстоятельствам Вы не можете обратиться по факту вымогательства взятки в указанный отдел, следует обратиться в межрайонные отделы по экономической безопасности и противодействию коррупции УЭБ и ПК МВД по РБ с дислокацией в городах:

Источник: https://bashprok.ru/counteraction-to-corruption/pamyatka/

Взятки не гладки…

Уголовный кодекс рб взятка

Почему взяточничество считается одним из наиболее опасных и распространенных коррупционных преступлений в Беларуси.

Деньгами и «борзыми щенками»

Ответственность за получение взятки предусмотрена ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь, за дачу взятки — ст. 431, за посредничество во взяточничестве — ст. 432 УК. Как правило, эта категория преступлений тесно связана с экономической ситуацией в государстве.

По форме в качестве взятки может выступать не только обычный подкуп чиновников в виде передачи им денежных средств и дорогих подарков, но и оказание разного рода услуг имущественного характера.

Как получение взятки трактуются принятие должностным лицом материальных ценностей, приобретение выгод от подчиненных или подконтрольных ему лиц за покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий. Зачастую действия по передаче взятки завуалированы и внешне выглядят законопослушными. Например, взятка может передаваться под видом подарка ко дню рождения, в том числе членам семьи должностного лица.

В последнее время в процессе осуществления экономической деятельности получила распространение и такая разновидность взятки как «откат». Когда должностное лицо, имеющее полномочия по выбору определенного поставщика товаров или услуг, получает от него вознаграждение в виде фиксированной суммы или определенный процент от суммы сделки.

Вот реальный пример из судебной практики: заместитель директора предприятия по снабжению договорился с представителем поставщика о том, что именно эта организация будет поставлять предприятию запчасти. В качестве благодарности поставщик передал ему «благодарность» в размере 10% от суммы поставки.

Правоохранительными органами это квалифицируется как взятка, и ответственность наступает в зависимости от размера полученного вознаграждения.

Так, если будет установлено, что заместитель директора поделился полученными деньгами с директором предприятия, то преступные действия будут квалифицированы как совершенные «группой лиц», и ответственность для обоих наступит по второй части ст. 430 УК.

Приведу другой пример. Предприятие «N» имеет ряд кредиторов, и право выбора — с кем из контрагентов по сделке рассчитаться в первую очередь, принадлежит директору.

При отсутствии на счетах денежных средств для полного расчета со всеми кредиторами вопрос такого выбора стоит очень остро.

Для «стимулирования» принятия решения в свою пользу представитель подрядчика передал директору предприятия «N» денежную сумму, за что последний распорядился в первоочередном порядке оплатить оказанные услуги.

В описанной ситуации причиной коррупции в большой степени является отсутствие быстродействующего и незатратного механизма понуждения предприятия к исполнению обязательства по расчету с кредиторами. Обращаться в суд за взысканием задолженности, как правило, кредиторы не желают по причине отсутствия элементарных юридических знаний и вследствие нежелания портить партнерские отношения.

Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и др.

) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением.

В том числе различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.

Преступление и наказание

Как это ни парадоксально, но одно и то же должностное лицо за одни и те же действия может привлекаться к уголовной ответственности одновременно и за дачу и за получение взятки.

Например, действия должностного лица, получившего взятку, а затем передавшего часть полученного в качестве вознаграждения соответствующему должностному лицу (без предварительной договоренности с ним о получении взятки) в целях принятия решения в интересах дающего взятку квалифицируются по совокупности преступлений как получение и дача взятки.

Руководители несут ответственность как взяткодатели также в случае, если они предложили своим подчиненным добиваться путем дачи взятки другому должностному лицу желаемого действия или бездействия.

Необходимо отметить несколько основных особенностей привлечения к уголовной ответственности за взяточничество. В частности, за получение взятки может быть привлечено только должностное лицо, наделенное специальными полномочиями в установленном порядке.

А вот за дачу взятки и посредничество во взяточничестве несет ответственность любое лицо, передавшее взятку должностному лицу в собственных интересах или интересах иных лиц.

Обязательным условием привлечения к ответственности является выполнение лицом, получившим взятку, действий в интересах давшего взятку. Кроме того, выполненные должностным лицом действия должны находиться в пределах его профессиональных полномочий.

В случае, если должностное лицо, принимая вознаграждение, не имело намерений выполнять обещанное, такие действия квалифицируются как мошенничество.

https://www.youtube.com/watch?v=xQTiJq2MTTE

Согласно Уголовному кодексу получение взятки (ч.1 ст.430 УК) наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Или — лишением свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере (ч.2 ст.

430 УК) наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наконец, взятка, совершенная лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст.

430, 431 и 432 УК, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение (ч.3 ст.430 УК) наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества. А также — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Памятка руководителю

В связи с тем что взяточничество считается наиболее опасным проявлением коррупции, законодатель проработал механизмы предотвращения и раскрытия этих преступлений.

Так, в Республике Беларусь действуют Закон «О борьбе с коррупцией», принятый 15 июля 2015 г., а также Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г.

Причем последний, в том числе, лишает государственных служащих, совершивших преступление против интересов службы, пенсионного обеспечения.

В ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией» прямо указывается, что государственные должностные лица, а также лица, приравненные к ним, не вправе принимать какое-либо имущество (т.е. подарки).

При этом не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров и подарков при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе.

Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то это квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.

Важную роль в раскрытии получения взятки играют примечания к ст. 431 и 432 УК, где указано, что лицо, давшее взятку, посредник либо соучастник освобождаются от уголовной ответственности, если после совершения преступных действий они добровольно заявили о содеянном.

То есть при условии добровольного сообщения о содеянном правоохранительным органам для него не наступает никаких негативных последствий.

В результате основными источниками информации для правоохранительных органов о совершении подобных преступлений являются лица, давшие взятку или причастные к передаче взятки.

Следует отметить, что не только государственные служащие являются должностными лицами, которые при совершении действий по получению взятки несут уголовную ответственность. Любой руководитель, даже в сфере частного бизнеса, и иные работники, наделенные специальными полномочиями, могут попасть под действие ст. 430 УК в случае получения ими незаконного вознаграждения!

Правда, при квалификации преступлений в сфере коррупции порой возникает ряд сложностей. Причиной является многогранность противозаконной деятельности и изобретательность лиц, участвующих в принятии решений. Нередко действия, которые на первый взгляд кажутся взяткой, впоследствии квалифицируются судом как хищение или злоупотребление служебными полномочиями.

При неправильной оценке следственными органами действий должностных лиц суд своим приговором может исправить допущенные неточности и в случае отсутствия состава преступления, вынести оправдательный приговор.

Работа адвоката по таким делам в том и заключается, чтобы акцентировать внимание суда на допущенных ошибках и предпринять все предусмотренные Законом меры для защиты интересов клиента.

Марина ОРСИК, адвокат

Источник: https://director.by/zhurnal/arkhiv-zhurnala/arkhiv-nomerov-2018/388-5-227-maj-2018/5989-vzyatki-ne-gladki

Получение взятки (ст.430 УК РБ)

Уголовный кодекс рб взятка

Важно!
Субъектом получения взятки являются должностные лица организаций независимо от форм собственности, то есть как государственных, так и негосударственных юридических лиц.

Должностными являются лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в   должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Причем перечень должностей, осуществляющих такие функции, законодательно не закреплен, и в каждом конкретном случае отнесение лица к должностному осуществляется судом на основе его внутреннего убеждения, исходя из перечня трудовых обязанностей данного лица.

Выполнение организационно-распорядительных обязанностей свойственно должностям руководителей предприятий, учреждений, организаций, их замов, руководителей структурных подразделений и т.п. Административно-хозяйственные обязанности – это, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, учет и контроль за отпуском и реализацией материальных ценностей.

К лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, могут быть отнесены лица, действующие по доверенности от имени юридических лиц. Поэтому вышеперечисленные лица признаются судом должностными.

 Предмет взятки

Взяткой является незаконная оплата деятельности должностного лица, причем предметом ее могут быть не только деньги, но и любые другие имущественные ценности,  а также имущественные выгоды. Предмет взятки необязательно должен быть передан должностному лицу. Взятка может передаваться и его близким, при условии, что об этом было известно должностному лицу, и оно против этого не возражало.

Законодательством не установлен минимальный размер взятки, при получении которого уголовная ответственность не наступает. Т.е. за получение взятки в размере 1 доллар США ответственность должна наступать в пределах санкции соответствующей статьи.

 Квалификация действий должностного лица

Согласно диспозиции ст.430 УК, взяткой является получение незаконного вознаграждения за действия, которое должностное лицо вправе совершить в силу своих полномочий. Соответственно, не является взяткой получение незаконного вознаграждения за выполнение должностным лицом поручения, которое не входит в круг его служебных обязанностей, не относится к его служебной деятельности.

Приговором суда руководитель филиала Ш. осужден по части второй ст.430 УК за получение взятки за сдачу в аренду помещений. Судом кассационной инстанции приговор изменен, действия Ш. переквалифицированы на злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 УК), т.к.

руководитель филиала, согласно приказа генерального директора юридического лица, имел право заключать договор аренды помещений только при наличии специальной доверенности. При таких обстоятельствах заключение договоров аренды помещений не относилось к исключительной компетенции руководителя филиала, следовательно, Ш.

не являлся субъектом получения взятки в правоотношениях по аренде помещений.

Также, если должностное лицо, получив вознаграждение, просит других лиц, не состоящих с ним в служебных отношениях, оказать содействие взяткодателю, состав получения взятки отсутствует, т.к. это лицо не использует свои служебные полномочия.

На практике встречаются случаи, когда должностное лицо получает вознаграждение якобы за совершение действий по службе, которое оно заведомо не в состоянии осуществить из-за отсутствия надлежащих полномочий.

При наличии умысла на завладение указанным вознаграждением его действия следует квалифицировать как мошенничество (ст.209 УК).

Так же квалифицируются действия лица, которое получает от взяткодателя вознаграждение якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки, и, не намереваясь это сделать, присваивает их.

Так, обвиняемые С., В. и Ш., являясь преподавателями высшего учебного заведения, предлагали родителям абитуриентов посреднические услуги в передаче взятки руководству ВУЗа за благоприятное решение вопроса по поступлению абитуриентов.

При этом, как установлено материалами уголовного дела, вопрос поступления абитуриентов в ВУЗ обвиняемые с руководством ВУЗа вообще не обсуждали. В случае, если абитуриент поступал в ВУЗ самостоятельно, обвиняемые присваивали незаконное вознаграждение.

Если же нет – вознаграждение возвращали родителям. В данном случае состав мошенничества налицо.

 Доказывание совершения преступления

Очевидно, что каждый из признаков преступления, указанный в диспозициях статей, должен быть доказан материалами уголовного дела. 

Прежде всего необходимо доказать, что обвиняемый является должностным лицом с точки зрения уголовного закона. Для этого необходимо определить круг его прав и обязанностей.

Поэтому орган предварительного расследования в обязательном порядке должен истребовать с места работы обвиняемого должностные положения, инструкции и другие нормативные акты и документы, устанавливающие перечень полномочий должностного лица.

Очевидно, что полномочия должны действовать на момент принятия незаконного вознаграждения, т.е.

вступление в должность оформлено в установленном законом порядке, полномочия данного лица не истекли вследствие истечения срока контракта, не прекращены в силу принятия решения о ликвидации организации, в трудовых отношениях с которой оно состоит, и т.п. В противном случае нельзя говорить и о совершении лицом должностного преступления.

Прокуратурой Советского района г.Минска действия Л. на стадии предварительного следствия переквалифицированы с ч.1 ст.14 ч.3 ст.430 УК на ч.1 ст.14 ч.4 ст.209 УК после того, как органу предварительного расследования стало известно, что общество, председателем которого он являлся, находится в стадии ликвидации, и его полномочия председателя общества прекращены в установленном порядке.

 Факт получения должностным лицом вознаграждения также должен быть неопровержимо доказан материалами уголовного дела. Доказательствами данного факта могут быть материалы оперативно-розыскных мероприятий: оперативный эксперимент, слуховой контроль, видеонаблюдение. Такие материалы, в силу ст.

101 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК), являются допустимыми доказательствами вины должностного лица, если они получены в соответствии с законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» и другим законодательством Республики Беларусь.

Например, ОРД, ограничивающие конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля допускаются только с санкции прокурора.

При несоблюдении указанных требований материалы оперативно-розыскных действий в силу ст.ст.101 и ч.5 ст.105 УПК, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинительного приговора.

Однако, самих по себе таких материалов недостаточно, и органы предварительного расследования «закрепляют» полученные оперативные сведения путем проведения процессуальных действий: задержания и личного обыска задержанного лица, осмотра места происшествия. В протоколах о проведении указанных процессуальных действий отражается факт наличия у лица при задержании либо на месте происшествия материальных ценностей, составляющих предмет взятки.

 Также органом предварительного расследования обязательно должен быть доказан умысел должностного лица на получение взятки. Т.е. лицо должно сознавать, что оно получает именно взятку, а не, например, возврат суммы долга, оплату товаров и услуг в установленном порядке и т.п.

На практике доказывание данного факта вызывает определенные трудности, т.к. обвиняемый не обязан давать правдивые показания в отношении совершенного им преступления.

Доказательствами в данном случае являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке: материалы оперативно-розыскных мероприятий, показания свидетелей, потерпевших, протоколы прослушивания и записи переговоров и др.

Затем суд сопоставляет полученные данные с показаниями обвиняемого и определяет, на основе своего внутреннего убеждения, действительно ли он имел умысел на получение взятки, либо заблуждался о назначении полученных денег.

 Адвокат Шестовская Татьяна

Анализ законодательства на 22.07.2019 года

Источник: https://www.advocatebel.by/poluchenie-vzyatki/

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий