Все о семье эхнатона

Проклятый из Ахетатона [1966 Бродский Б.И. — Романтические ведуты]

Все о семье эхнатона

Фараон Аменхотеп IV отрекся от множества древних богов, которым поклонялись его предки. Он запретил богослужение, изгнал жрецов, закрыл храмы и велел стесать со стен храмов имена прежних богов.

Свое имя Аменхотеп, что значит «Амоя доволен», он заменил на Эхнатон, что значит «угодный Атону». Атон — солнечный диск — был объявлен единственным богом Египта, а сам фараон стал его главным жрецом.

Фараоны XVIII династии, царствовавшей в Египте с 1580 по 1350 год до нашей эры, были великими завоевателями.

Они предпринимали многочисленные походы, подчинили себе Северную Палестину и покорили Сирию до самого Евфрата, всюду захватывая бесчисленную добычу: скот, рабов, серебро.

Они завоевали Нубию и завладели нубийскими золотыми рудниками. Вавилоняне и ассирийцы вынуждены были платить Египту дань.

Во дворцах и храмах воцарилась невиданная пышность. Но постепенно рядом с фараоном выросла новая сила — разбогатевшая аристократия, а верховный жрец Фив сосредоточил в своих руках такую власть, что стал соперником фараона.

Аменхотеп IV вступил на трон в 1375 году до н. э., когда ему исполнилось четырнадцать лет. Начало его правления проходило под опекой аристократов и жрецов. Когда фараон достиг совершеннолетия, он объявил войну жрецам, упразднил старых богов, чтобы их место занял Атон — единственное, могучее, всеозаряющее солнце.

Ученые давно и безуспешно ищут объяснение этой странной религиозной реформы. Неясно, как, откуда почерпнул Эхнатон свои необычные взгляды. И менее всего вероятно, что их породила борьба между царем и его соперниками из фиванского храма Амона.

То, что известно об Эхнатоне, говорит, что этот потомок фараонов-завоевателей, в отличие от вереницы своих предков, не был властолюбив.

Он не стремился ни увеличить территорию своего царства, ни умножить его богатства, не заботился о престиже в глазах союзников или покоренных народов.

И все же именно он, Эхнатон, начал и провел титаническую борьбу, на которую не решались его могучие предшественники.

Эхнатон в кругу семьи. Рельеф

Египетских фараонов при жизни величали Благой Бог, а после смерти — Великий Бог. Жизнь страны зависела от системы каналов и дамб, а фараон был полновластным ее повелителем. Это значит, что сила фараона была под стать силам природы, и он не только считался богом, но и был им фактически.

А Эхнатон хотел быть человеком, а не богом. У него была красавица жена, которую он любил, у него были дети, дочери, к которым он относился с глубокой нежностью.

Он хотел счастья в кругу семьи, счастья, которое доступно, как ему, может быть, казалось, простому крестьянину.

Это счастье неведомо человеку-богу, ибо его жизнь принадлежит не ему, а той власти, которой он наделен и которая сильнее его самого.

Борьба Эхнатона была борьбой за его личные человеческие права, но он был царем, и его стремление к радости и счастью должно было потрясти целую страну.

Прежних богов египтяне представляли себе в виде существ, одаренных бессмертием, но и не лишенных человеческих слабостей. Это были силы, возбуждавшие страх, мстительные и капризные, и фараон был одной из них. Новый бог Атон выступал без всяких земных качеств. Его присутствия следовало искать не в шуме битв, а в красоте природы, среди цветов, деревьев, птиц.

Атон должен был стать единственным богом, а Эхнатон — пусть первым среди людей, но все же человеком.

Атон — «господин любви», он дарит жизнь ребенку и утешает его, чтобы тот не плакал.

«Я наполняю обе земли Египта своей любовью» — гласит один из хвалебных гимнов Атону. Новая религия была насыщена радостью, ее сторонники пели: «Вся земля радуется и ликует перед тобой». Она была не религией тирана и завоевателя, а верой человека, который ищет добра и счастья, человека, который ставит перед собой высокие нравственные задачи.

Обряды в храмах Атона отличались от таинственных церемоний в фиванских святилищах своей простотой. Они сводились к пению гимнов и приношению в жертву цветов и плодов.

Храм Атона должен был быть столь не похож на старые храмы Египта, как солнце не похоже на прежних богов с птичьими или коровьими головами. В прежних храмах были обширные залы — солнцу же подобало молиться под открытым небом. В старых храмах было множество статуй богов, в новом — их не было совсем.

Зачем изображение божества, которое в египетском небе не прикрывается даже случайным облачком? В главном храме Атона, построенном по приказу царя, только одна каменная фигура Эхнатона в глубине вытянувшегося с запада на восток храма как бы охраняла жилище бога и подчеркивала связь фараона и солнца.

В жертву Атону цветы и плоды приносили за оградой храма. Во время жертвоприношений все смешивались в одной толпе.

Здесь раскопаны тысяча восемьсот жертвенников, по девятьсот с южной и северной стороны здания. Это значит, что Атону мог приносить жертвы каждый, не прибегая, как прежде, к посредничеству жрецов.

Чтобы строить новую жизнь, Эхнатон должен был окружить себя новыми людьми. Фараон изгнал прежних вельмож и, как сообщает в надписи в гробнице один из придворных, подбирал себе единомышленников среди простых земледельцев.

Другой приближенный царя говорит о себе:

«Я был человеком низкого происхождения по отцу и по матери, но царь поставил меня на ноги. Он позволил мне вознестись. Я был неимущим человеком, а он в своей милости дал мне пищу на каждый день, мне, который когда-то должен был вымаливать кусок хлеба».

Вельможи и жрецы организовали покушение на жизнь фараона. Об этом нам известно из фрески в гробница начальника царской стражи. Художник нарисовал трех пойманных заговорщиком, представших перед лицом великого визиря. Надпись гласит, что великий визирь благодарит Атона за помощь в поимке преступников и благословляет своего господина царя Эхнатона.

Эхнатон, по-видимому, только после раскрытия заговора закрыл старые храмы, разогнал жрецов и приказал разрушить статуи местных божеств. Затем он приказал построить новую столицу на месте, где никогда не возносились молитвы ни одному из прежних богов и где он сам чувствовал бы себя в безопасности.

Египет уже тогда был заселен очень плотно. Всюду, где имелась свободная земля, давно стояли города или села. Но все же нужное место было найдено.

В четырехстах километрах севернее Фив высокие отвесные скалы подходят почти вплотную к восточному берегу Нила. В одном месте скалистая цепь прерывается, образуя продолговатую пустынную котловину.

Здесь никто никогда не жил, не обрабатывал землю, а значит и не молился. Здесь-то и решено было построить новый город Ахетатон, что значит «Небосклон Атона».

Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000140/st005.shtml

Эхнатон

Все о семье эхнатона

Фараон Эхнатон считается знаковой фигурой в истории Древнего Египта. Он не только муж самой Нефертити, называемой воплощением красоты на Земле, но и революционер своего времени, вознамерившийся заменить пантеон одним-единственным Атоном. За время правления Эхнатона Древний Египет не развязал ни одной войны, а в искусстве наступил расцвет натурализма.

Детство и юность

В жилах фараона, названного при рождении Аменхотеп IV, течет поистине голубая кровь. Отец Аменхотеп III происходил из великой династии Тутмосидов, из которой вышли все правители по имени Тутмос и третья женщина-фараон Хатшепсут. Мать Тия, хотя и была дочерью жреца, но считалась потомком царицы Яхмос-Нефертари, жены Яхмоса I, который и основал род Тутмосидов.

Эхнатон (Аменхотеп IV)

У Эхнатона был старший брат Тутмос, умерший маленьким, и сестры Небеттах, Сатамон, Хенуттанеб и Исиду. О наличии прочих близких родственников говорят многочисленные веpсии.

Сведений о первых годах биографии фараона сохранилось немного, да и те слишком обобщенные. Известно, что царский сын жил во дворце, небольшом по размеру, но богато украшенном мозаикой и росписью.

Однако находился дворец не в Фивах, а возможно, и вовсе за пределами Египта.

Упоминается, что жизнь юного Эхнатона подвергалась опасности, и некую неоценимую помощь в этой ситуации оказал слуга Пареннефер, которого фараон впоследствии возвысил.

Правление

Когда точно десятый фараон 18 династии взошел на престол Египта, неизвестно. Предполагается, что пару лет Аменхотеп IV правил вместе с отцом, который к тому времени уже тяжело болел. В наследство Эхнатон получил богатое и могущественное государство. В первые годы развернул обширное строительство, одними из объектов стали храмовые комплексы в Гемпаатоне и Хутбенбене.

https://www.youtube.com/watch?v=HT4llPeec9Y

Фараон Эхнатон

Эхнатон, помимо верховенства культа Солнечного бога, ввел новую должность, верховного жреца бога Атона, и без ложной скромности первым занял её. Ритуалы велено справлять не в потаенном святилище, а на открытом воздухе. Причем поклоняться Атону имели право только Эхнатон и его жена Нефертити, а, следовательно, остальные должны были поклоняться им.

Культ Ра, на протяжении веков сопровождавший египтян, был запрещен, тем самым оказались лишены власти жрецы. Особенно невзлюбил фараон богов Амона, Мут и Хонсу, трех самых почитаемых в Фивах небожителей. В пылу сражений за монотеизм Эхнатон не побоялся стереть имя отца, которое переводилось как «Амон доволен».

Эхнатон поклоняется богу Атону

В знак начала новой жизни Эхнатон велел построить новую столицу между Фивами и Мемфисом, назвал ее Ахет-Атон – «Горизонт Атона». Королевский дворец из белого камня занимал площадь в 20 гектаров. Единоличная царская власть укрепилась еще сильнее, влияние прежнего государственного аппарата не сказывалось, во всяком случае, внешне на решении вопросов.

Обижал Аменхотеп IV и соседей, перестал посылать подарки, заключал политические союзы с одними государствами, забывая о прежних отношениях с другими. Но по большей части египетский фараон сохранил дипломатические связи с Ассирией, Вавилоном, Миттанией.

Личная жизнь

Родственные связи в Древнем Египте представляют клубок загадок даже для ученых умов, не то что для простых обывателей.

Результатом одних таких исследований стал вывод о том, что от связи Эхнатона с собственной сестрой родился будущий фараон Тутанхамон.

Имя девушки в научных кругах зашифровано и звучит как KV35YL (по месту обнаружения мумии), в некоторых источниках — Бакетатон или Небеттах.

Тутанхамон

Самой известной женой фараона считается красавица Нефертити. По неподтвержденным данным, и у нее с Эхнатоном был один отец. Супруга родила Эхнатону 6 дочерей. После смерти одной из них, Макетатон, царица сошла с политической арены, а место матери, как ни странно, заняла дочь Меритатон. Правда, до нее царь Египта, опять же предположительно, обзавелся дочерью от второй жены Кийи.

Нефертити обладала невероятным влиянием, сопровождала мужа в поездках и практически была его главным советником. На широко тиражируемых фото скульптура жены фараона запечатлена в синем парике (или царском головном уборе), украшенном изображением богини-кобры.

Сменхкар, рано скончавшийся муж Меритатон, также приписывается в близкие родственники Эхнатону – то ли брат, то ли сын.

Еще четыре сестры, как полагает часть историков, умерли в юности. Третья по счету Анхесенамон стала женой Тутанхамона. После смерти Эхнатона, взойдя на престол, дети отказались от религиозных реформ отца.

История сохранила древние источники, в которых упоминается имя Тадухепы, несостоявшейся невесты отца Эхнатона и доставшейся ему «по наследству».

Смерть

Упоминаний о том, как завершилась эра Эхнатона, не сохранилось. Предположительно, фараона отравили. Преемники сделали все, чтобы имя «Угодного Атону» исчезло из памяти народа и материальных носителей.

Вход в гробницу Эхнатона

Гробницу в Амарне Эхнатон повелел соорудить, как это было принято, еще при жизни. После того как столицу Египта вновь перенесли в Фивы, мумию фараона перезахоронили в Долине Царей. Египтологи считают, что это могила под кодом KV55.

В 1907 году американский исследователь Теодор Дэвис вскрыл захоронение и решил, что там погребен Тутанхамон. По другой версии, мумия — это Сменхкар.

Восстановленный саркофаг Эхнатона

Жизнь и смерть фараона-реформатора, причины, побудившие Эхнатона на одно из самых заметных преобразований древности, становятся предметом литературных изысканий. Особенный интерес вызывают легенды о проклятиях, которые настигают беспринципных искателей сокровищ в древних могилах.

Среди научных и художественных книг читателям известны романы Тома Холланда «Спящий в песках» и Паулины Гейдж «Проклятие любви», монография Юрия Перепелкина «Кэйе и Семнех-ке-рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте».

Память

  • Рельеф Эхнатона и Нефертити. Бруклинский музей
  • Рельеф «Эхнатон, Нефертити и их дети». Египетский музей в Берлине
  • Скульптура, изображающая Эхнатона и Нефертити на девятом году их царствования. Лувр, Париж
  • Рельеф «Эхнатон в образе сфинкса перед солнечным диском Атоном». Музей Кестнера в Ганновере, Германия
  • Городище Тель эль-Амарна (бывшая столица Ахет-Атон). Каир, Египет
  • 2008 – приключенческий боевик «Джек Хантер. Проклятие гробницы Эхнатона». Режиссер Терри Каннингем.
  • Головоломка «Сокровище Эхнатона». Часть мультиплатформенной компьютерной игры Assassin’s Creed Origins

Роуэн Бланчард

Актриса, фотомодель, писательница

Источник: https://24smi.org/celebrity/52920-ekhnaton.html

Эхнатон — деспотичный фараон-еретик

Все о семье эхнатона

Египтолог Николас Ривс утверждает, что Нефертити сменила на троне своего мужа-реформатора

В Истории есть мало эпох столь же наполненных страстью, как амарнийский период Древнего Египта (около 1300 г. до Рождества Христова). Этот период может похвастаться такими историческими персонажами, как фараон-еретик Эхнатон, его прекрасная жена — Нефертити и несчастный и блистательный Тутанхамон.

В те беспокойные времена произошло много разных событий: революция политическая, религиозная и художественная, похищения мумий, заговоры, инцест, травестизм. Есть даже указания на убийство. Логично, что эта эпоха дала нам много тем для разговоров.

Сегодня новые открытия ставят Эхнатона, считавшегося прежде неким мистическим пацифистом, на одну ступень с такими преступниками как Гитлер и Сталин.

Несмотря на то, что Амарнийский период (названный так по современному имени местности среднего Египта Тель-эль-Амарна, в которой Эхнатон построил город Хуатен — свою новую столицу) продолжался всего лишь около тридцати лет, проблемы и загадки, поставленные им, дадут пищу для размышлений еще не одному египтологу.

Библиография, посвященная периоду правления Аменхотепа III, положившему начало отходу от культа бога Амона — замене культа традиционных египетских богов поклонением одному, единому богу солнечного диска Атону; его сыну — Аменхотепу IV, сменившему свое имя на Эхнатон; мистическому наследнику Эхнатона — Сменхкаре, которого иногда считают гомосексуалистом; и пришедшему ему на смену старому Эйе, при котором Египет более или менее вернулся к ортодоксальным верованиям — очень обильна. А представленные в этой библиографии интерпретации происходивших в то время событий радикально различаются между собой. Кроме того, все эти теории могут пойти прахом при появлении новых археологических открытий.

При таком положении вещей надо отдать должное решимости известного британского египтолога, как Николас Ривс (Nicholas Reeves), автора, среди прочих великолепных книг, монографии «Весь Тутанхамон», опубликовавшего не так давно свое другое исследование «Эхнатон. Ложный пророк Египта» («Akhenaton, Egypt's false prophet», изд-во Thames & Hudson, 2001).

Похоже, что книга, в которой автором было высказано его личное, основанное на многолетних изысканиях, мнение по этому вопросу, становится таким же классическим трудом как «Эхнатон» Сирила Алдреда (Cyril Aldred).

Ривс в последнее время даже проводил раскопки в Долине Царей, пытаясь найти там неизвестное захоронение амарнийского периода, но на настоящий момент его попытки успехом не увенчались.

«Ложный пророк»

Утверждения, высказываемые Ривсом, совсем новыми назвать нельзя — об Эхнатоне и эпохе его правления уже было сказано многое — действительно новыми являются безапелляционность, с которой они излагаются черным по белому, и большая часть представленных доказательств.

Самое большое удивление вызывает однозначность приговора, выносимого ученым фараону-еретику.

Для Ривса Эхнатон был «ложным пророком», манипулятором, действовавшим во благо себе, чтобы поддерживать и усиливать свое деспотическое правление, и применявшим для осуществления своих целей совершенно тиранические меры, например, неприкрытый террор.

Ничего не осталось от того Эхнатона идеалиста, метафизика и мечтателя, прочно обосновавшегося в традиционной египтологии.

Даже изумительные изображения нового амарнианского искусства, которые, нарушая строгие египетские каноны, показывают фараона в кругу семьи, раскрепощенного и неофициального, целующего свою жену или ласкающего дочерей, являются не больше, чем политической пропагандой, направленной на то, чтобы сделать более человечным новое правление и диктатора Эхнатона. Ривс сравнивает эти изображения с фотографиями Гитлера, ласкающего свою собаку, или Сталина, набивающего трубку, или просветленного Мао на почтовых открытках.

Ривс полагает, что странная внешность фараона на его изображениях — скульптурных, рельефных или живописных — является в основе своей художественным методом, позволяющим дать представление о его непохожести на людей и божественной сути.

Тем не менее, он признает возможность того, что Эхнатон страдал от заболевания, обусловленного генетическими изменениями, — от синдрома Марфана.

Эта болезнь не подразумевает умственные отклонения или импотенцию (в отличие от синдрома Фрелиха, от которого, как прежде считали историки, например Алдред, возможно, страдал фараон), но имеет симптомы, которые можно увидеть на многочисленных изображениях фараона: вытянутое лицо, пальцы в форме паучьих лап, анормальное искривление шеи и позвоночника, удлиненная форма черепа, гипогенитализм и неравномерные жировые подкожные отложения. Кроме того, данное заболевание приводит к ухудшению зрения, почти к полной слепоте, что объясняет крайнюю физическую близость, демонстрируемую царской семьей, его музыкальные способности, то, что он постоянно пользовался тростью и, last but not least (последнее по списку, но не по важности), его поклонение Атону — солнечному диску, «возможно, единственному божеству, символ которого он мог видеть».

Инцест

Ривс подчеркивает, что вне зависимости от того, страдал ли фараон от какого-либо заболевания или нет, монахом Эхнатон не был.

У него не только было шесть дочерей от Нефертити и, возможно, Тутанхамон от второй жены — таинственной Хиа (Kiya), но и, кроме того, огромный гарем, состоявший из женщин «искусниц в различных любовных утехах».

Египтологам хорошо известно, что царские наложницы многое умели в этой области: например, они не чуждались и садомазохизма. Эхнатон вступил в кровосмесительные отношения, как минимум, с одной из своих дочерей (и, возможно, еще с двумя другими), возведенной в ранг царственной супруги.

И что, после всего этого, можно сказать о Нефертити? В тщательно проведенном исследовании Ривс указывает, что ее исчезновение в конце правления Эхнатона можно, почти однозначно, считать не его немилостью, как о том принято говорить, а скорее наоборот — ее продвижением в качестве соправительницы и наследницы фараона под другим именем. В таком случае она и есть тот таинственный фараон Сменхкара, пришедший на смену Эхнатону и бывший предшественником Тутанхамона, чьи ласки и пылкое проявление чувств к фараону-еретику, запечатленные на парных изображениях эпохи их совместного правления, вызвали крайнее изумление у египтологов, вплоть до того, что возникло предположение о гомосексуализме обоих. Странные бесполые колоссы Эхнатона являются таким образом скульптурными изображениями Нефертити, восседающей на троне как фараон.

Написанный Ривсом в неярких красках портрет Эхнатона открывается описанием сложных отношений между египетским клиром и монархией, с того самого момента, когда королева Хатшепсут для того, чтобы взойти на трон, была вынуждена подчиниться влиятельным жрецам бога Амона. Переход Тутмоса IV и его наследника Аменхотепа III (отца Эхнатона) к культу бога Солнца, центр которого находился в Гелиополисе позволил получить независимость от жрецов Амона, правивших в Фивах. Эхнатон лишь поддержал эту тенденцию и усилил ее.

Фараон-еретик оказывается царственным наследником после неожиданной смерти первенца Аменхотепа III. После не слишком ясной эпохи совместного правления со своим отцом Эхнатон становится фараоном и начинает продвигать свои идеи трансформации религиозного культа, основанные на его собственном видении, экстремистском и «предназначенном для избранных», культа солнечного диска.

Таинственный саркофаг

Новые исследования, касающиеся истории Эхнатона и его времени, совпадают с проходящей в эти дни выставкой, на которой представлен удивительный, окруженный тайной экспонат — саркофаг, который, как считается, принадлежал фараону (изначально он был сделан для царицы, возможно — Хии, но затем переделан для царя, чье имя и выгравировано на нем).

Саркофаг был найден в 1907 году в таинственном склепе номер 55 в Долине Царей. Этот антропоморфный саркофаг сделан из дерева и покрыт золотом; его задняя часть пропала где-то между 1915 и 1930 годами и затем вновь появилась в коллекции одного швейцарского любителя искусства, передавшего ее в дар Мюнхенскому музею.

После продолжительных переговоров между музеем и египетскими властями заднюю часть саркофага удалось вернуть на свое место. И теперь впервые почти за сто лет саркофаг экспонируется в целом виде. Когда он был найден в захоронении номер 55, внутри него находилась плохо сохранившаяся мумия, от которой остались одни лишь кости.

О мумии шли долгие споры и делались всевозможные предположения, но с каждым разом ученые все больше убеждаются в том, что она принадлежит самому Эхнатону.

Царство террора

По утверждению Ривса, «молодой и высокомерный» Эхнатон начал настоящую революцию.

Он сконцентрировал всю власть, политическую и религиозную, в своих руках и стал строить новые храмы под открытым небом, чтобы принимать священные лучи солнца (от палящего светила получит солнечный удар не один приверженец новой веры), и новую столицу — Хуатен, спроектированную, по-видимому, по образу излучения, исходящего от склепа, который по приказу Эхнатона был построен за ее пределами. После этого он покинул Фивы — традиционную столицу правящей династии, чтобы окончательно поселиться в Хуатене вместе с новым классом правителей. Основываясь на текстах, Ривс полагает, что кроме ритуальных мотивов и политической стратегии, могла быть и другая причина таких перемен: попытка убийства фараона теми кругами, которые видели, что происходит и что их ожидает. Эхнатон устанавливает больше чем монотеизм, он создает божественную триаду — Атон, он сам и его супруга, царица Нефертити. Лишь фараон и его супруга владели ключами от нового культа. Народ должен был поклоняться им и только через них можно было достичь бога Атона. Ривс подчеркивает, что какими бы ни были настоящие убеждения Эхнатона, «на практике атонизм был не более, чем прагматичным инструментом политического влияния». В действительности же, отмечает историк, настоящим богом в религии Эхнатона был он сам.

Яростное иконоборчество

Царская чета изображалась в обрамлении блистательных шествий, пришедших на смену великим богам традиционного египетского пантеона. Богам, которые становятся запрещенными и изображения которых, вплоть до незначительных, преследуются с негодованием иконоборцев.

Есть археологические находки, показывающие, что народ, который, похоже, никогда полностью не перешел к поклонению новым богам, прятал даже самые маленькие статуэтки, связанные с прежним культом; в свидетельствах, подобных этим, страх становится осязаемым, точно также как и та ярость, с которой, по прошествии времени, уничтожалось все, связанное с Эхнатоном и его культом. Ривс даже указывает, что смерть Тутанхамона могла быть убийством из опасения, что сын Эхнатона вернется на путь своего отца. Для того, чтобы понять, что означал для египтян запрет поклоняться их божествам, необходимо вспомнить, что боги были существами, являвшимися частью повседневной жизни страны Нила: они не только лежали в основе духовной жизни, но и наполняли смыслом любой элемент практического существования, в том числе науку и медицину. О последних годах жизни Эхнатона не известно практически ничего. Стал ли он немощен физически? Сошел ли с ума? Удалила ли его в ссылку Нефертити, о конце жизненного пути которой нам также ничего неизвестно? Тело, найденное в захоронении номер 55 в Долине Царей, куда оно, судя по всему, было перевезено из захоронения в новой, впоследствии заброшенной столице, и, предположительно, считающееся принадлежащим Эхнатону, находится в слишком плохом состоянии, чтобы поведать о многом. Ривс не отрицает, что фараон мог быть убит.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/untitled/20020411/140517.html

История Древнего Востока (Авдиев В.И. )

Все о семье эхнатона

Таким образом, египетские фараоны были вынуждены отказаться от прежней военно-захватнической политики своих предшественников. Этот отказ нашёл своё яркое выражение в деятельности фараона Аменхотепа IV, опиравшегося в своей политике на довольно широкие слои населения Египта.

Крупным фактом египетской истории этого времени является проведение Аменхотепом IV большой религиозной реформы, имевшей своей целью заменить древнюю традиционную форму многобожия новым культом единого солнечного бога. В основе этой реформы лежали определённые социально-экономические причины.

Голова статуи Эхнатона. Новое Царство. XVIII династия. Каирский музей

Завоевательные войны фараонов XVIII династии привели к обогащению лишь небольшой группы придворной знати и тяжело отразились на положении трудового населения страны, Наиболее крупные богатства скопились в храмах и главным образом в руках фиванских жрецов Амона. Религиозная реформа, направленная своим остриём против господства непомерно разбогатевшего высшего фиванского жречества, проводилась последовательно и систематически.

Вступив на престол, Аменхотеп IV начал борьбу против высших слоев фиванского жречества, благодаря своему богатству оказывавших в течение предшествующих царствований сильное влияние на всю политику египетского правительства.

Аменхотеп IV, выступив против фиванского жречества, принуждён был сперва опереться на провинциальное жречество, в частности на жречество Гелиополя и Мемфиса, где со времён глубокой древности процветал культ единого и верховного солнечного божества. Аменхотеп IV стал выдвигать в противовес культу бога Амона культ гелиопольского бога Ра-Горахте.

Объявив себя первосвященником этого бога, фараон начал строить в Фивах храм древнему солнечному божеству Египта, провозгласив его богом, «который ликует на горизонте в имени своём — блеск света, находящийся в диске солнца». В этих эпитетах древнего солнечного божества Египта уже ясно видны основные контуры новой религии солнечного единобожия.

Однако Аменхотеп IV ещё не находил возможным сразу нанести решительный удар фиванским жрецам и древнему традиционному многобожию. Именно к этому времени относятся изображения солнечного божества в виде бога Горахте с головой сокола, украшенной диском солнца.

Таким образом, восстановление древнего солнечного культа и постройка храма солнечному богу в Фивах были первым этапом крупной религиозной реформы. Чтобы подчеркнуть значение своей религиозной реформы, Аменхотеп IV все эти строительные работы проводил с большой пышностью.

В одной надписи говорится о том, что царь призвал для работ по изготовлению одного большого обелиска всех каменщиков от Элефантины до дельты. Но на этом борьба фараона с фиванским жречеством не прекратилась.

Деятельность Аменхотепа IV вызвала оппозицию со стороны высшего фиванского жречества, а это в свою очередь заставило царя окончательно порвать с жрецами Амона. Культ прежнего государственного бога Амона и вся система древнего традиционного многобожия подверглись гонению.

Имя бога Амона, имена других богов Египта и даже слово «боги» усердно уничтожались на всех памятниках, причём царь не пощадил даже имени своего отца, в состав которого входило имя бога Амона.

Бросив вызов могущественному фиванскому жречеству, Аменхотеп IV выдвинул новый культ, культ единого и верховного солнечного бога Атона, что нашло своё внешнее выражение в изменении самого имени царя. Фараон принял новое имя «Эхнатон», что означает «блеск Атона». Одновременно с этим Эхнатон окончательно порвал с фиванским жречеством и покинул Фивы. Он построил себе новую и роскошную столицу около современной местности Эль-Амарна в просторной котловине, защищённой скалистыми горами. В эту новую столицу, богато украшенную дворцами и храмами, Эхнатон переселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Новой столице он дал название «Ахетатон», что значит «горизонт Атона». В торжественных гимнах описываются красота и богатство новой роскошной столицы Египта.

Производившиеся в течение последних лет раскопки резиденции Эхнатона дали богатейший материал для изучения жизни египетского города этой эпохи.

Наряду с большим царским дворцом здесь были обнаружены здания государственных учреждений, в частности государственного архива и «школы писцов» («дом жизни»), богатые усадьбы, принадлежавшие крупнейшим аристократам и чиновникам, затем дома, в которых жили представители средних слоев населения, мелкие торговцы и ремесленники, и, наконец, целый квартал, населённый бедняками, очевидно, людьми, работавшими в некрополе.

Эхнатон в кругу семьи. Над ним изображение солнечного бога Атона. Рельеф Нового Царства. XVIII дипастия

Неподалёку от города, в скалах, были обнаружены гробницы вельмож этого времени. Стены погребальных комнат в этих гробницах сохранили тончайшие изображения и интереснейшие надписи, в частности текст высокохудожественного гимна в честь бога Атона, которые дают возможность довольно подробно изучить всю эту эпоху и религиозную реформу, проведённую Эхнатоном.

Так как в древнем Египте религия являлась главной формой идеологии, а храмы были крупнейшими центрами культурного влияния, религиозная проповедь могла быть использована египетским правительством для укрепления политического и культурного влияния Египта в соседних странах.

С этой целью, очевидно, и были созданы новые формы культа единого бога солнца, по своей простоте и ясности понятного и доступного разноязычным и разноплеменным массам, населявшим соседние с Египтом страны. На это значение религиозной реформы Эхнатона указывают некоторые фразы из большого гимна богу солнца Атону.

В этом гимне говорится о том, что бог солнца Атон восходит над каждой страной, что он как единый творец мира создал все страны — Египет, Сирию и Нубию, посылая жизнь каждой стране.

Если прежние египетские боги изображались в качестве покровителей одного лишь Египта и египетского царя, обеспечивавших ему победу над его врагами, то теперь новый бог Атон, культ которого был провозглашён с высоты престола, объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран.

Скульптурный портрет царицы Нофертити из Эль-Амарна. Раскрашенный известняк. Новое Царство. XVIII династия

Проводя свою религиозную реформу, Эхнатон опирался на средние свободные слои населения, представители которых образовали вокруг фараона новую группу придворного чиновничества.

Эти новые вельможи в своих надписях гордятся не своей родовитостью и знатностью, а милостями фараона, которому они обязаны своим возвышением.

В своих надписях они подчёркивают свою верность фараону и преданность новому религиозному учению, фанатическим проповедником которого был сам фараон. Так, начальник воинов Май пишет в своей надписи:

«Он (т. е. фараон. — В. А.) умножил свои ко мне милости, как песок. Я — глава чиновников над всем народом; мой владыка возвысил меня, ибо я следовал его поучениями я внимаю постоянно его словам. Мои глаза созерцают твою красоту каждый день, о мой владыка, мудрый, как Атон, удовлетворённый истиной. Как благоденствует тот, кто внимает твоему поучению жизни».

Эти новые вельможи находились в полной экономической зависимости от фараона. На стенах своих гробниц они часто изображали, как царь щедро награждал их золотом за их верную службу и за то, что они следовали новому религиозному учению, всячески поддерживая религиозную реформу.

Так, вельможа Мерира изобразил на стенах своей гробницы, как царь награждает его золотом, и тут же поместил надпись, содержащую слова царя, обращённые к нему:

«Повесьте золото ему на шею, спереди, сзади и золото ему на ноги за то, что он внимал поучениям фараона относительно каждого речения в этих великолепных чертогах, произносимого фараоном в святилище, в храме Атона, в Ахетатоне».

Эхнатон, опираясь на это новое, созданное им и всецело ему преданное чиновничество, в течение всего своего царствования упорно и последовательно проводил в жизнь широко задуманную им религиозную реформу.

В крупнейших городах Египта, где были особенно сильны культы древних богов, в Фивах, Мемфисе, Гелиополе и Гермонтисе, Эхнатон построил храмы новому богу солнца Атону, который отныне был провозглашён единым государственным богом.

Больше того, культ Атона был насаждён даже в Нубии, где ещё при Аменхотепе III был основан новый город ниже третьего порога, получивший название Гем-Атон. Эхнатон разрушил храм, построенный здесь его отцом в честь фиванского бога Амона, и воздвиг новый храм в честь нового солнечного бога Атона.

Борьба Эхнатона против высшего фиванского жречества вызывала глухое, а иногда и активное сопротивление со стороны той части населения страны, которая поддерживала высшее фиванское жречество и правителей номов.

Рабовладельческая знать номов, недовольная новым курсом правительственной политики, составляла заговоры и даже замышляла покушение на смелого реформатора-фараона. На это указывает одно изображение, сохранившееся на стенах гробницы начальника столичной полиции Маху.

Мы видим здесь, как Маху привозит к везиру и другим высшим чиновникам важных государственных преступников: одного египтянина и двух иноземцев. Обрадованный раскрытием заговора и арестом главных зачинщиков, везир благословляет бога Атона и царя.

Гордясь раскрытием этого заговора, Маху изобразил эту сцену на стенах своей гробницы.

https://www.level99.ru- батончики оптом в Москве.

Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st090.shtml

Эхнатон и Нефертити – земные боги Египта | Blog Meline

Все о семье эхнатона

Это история о смерти двух людей, которым поклонялись как богам. Они мечтали быть божествами на земле, что привело к величайшему перевороту в истории Египта.

В XIVст. до н.е. Египет был сильнейшим государством на Востоке. За два столетия династия фараонов значительно расширила границы Империи.

Эхнатон создал совершенно новую регилию – его культ был посвящен поклонению солнечному диску и самому главному богу. Желание быть богом на земле внушил ему отец – правитель Аменхотеп III. Контроль над жрецами это то, чего добивался Аменхотеп. Как и остальные фараоны он был посредником между богами и людьми, но этого было мало амбициозному Аменхотепу.

Доказательсвом служит храм Луксор, который был им построен рядом с Карнаком. Стены храма были покрыты изображениями правления фараона Аменхотепа и на одной из фресок,  рядом с богом Анумом, изображен Аменхотеп с рогом, который является символом божества. Это и было началом обожествления фараона. Примерно в 1350г до н.э.

Аменхотеп умирает и его оплакивал весь Древний свет.

Эхнатон (Аменхотеп IV)

Власть перешла к Эхнатону, которого изначально звали Аменхотеп IV. Так как конфликт с культом Амона усиливался, он скоро вызвал бы разногласие со жрецами. Вначале Эхнатон продолжил дело своих предков – строительство храма в честь Амона, но позже, не закончив предыдущий, Эхнатон начал строить новый храм недалеко от Карнака, но уже в честь бога солнца Атона.

Ранее была целая иерархия богов, где во главе стоял Атон, после первая божественная пара – Шу и Тефнут, а далее остальные боги. Но Эхнатону не нравилось, что он находится в самом конце иерархии и он решил поместить себя сразу после Атона, вместо бога Шу, но так же ему вместо богини Тефнут нужна была пара и туда отлично подошла Нефертити.

Нефертити

Эхнатон и Нефертити считали себя богами на земле. Имя Нивертити означает “пришла прекрасная женщина”.

Она олицетворяет женский элемент творения, а Эхнатон олицетворяет мужской элемент бытия, вместе они очень важны для продолжения их культа Атона. Эхнатон гласил, что он является сыном Атона.

Стоит отметить уникальную корону Нефертити, которая крайне схожа с символическим изображением богини Тефнут.

Согласно раскопкам в Карнаке, Нефертити, в отличии от других жен фараонов, не находилась в тени короля, а была, если можно так сказать – женщиной-фараоном, она была ровней и имела такую же власть как и фараон.

Служители культа Амона не одобряли культ Атона и было очевидно, что конфликт возрастал и Эхнатон решил стереть все следы Амона из истории Египта, что слишком потрясло его современников. По всему Египту стиралось имя и изображения бога Амона и именно в то время он меняет свое имя с Аменхотеп (“довольный Амон”) на Эхнатон (“полезный Атону”).

Эхнатон и Нефертити

Была и еще одна важная женщина в жизни Эхнатона – Кийа. Она всегда изображалась очень красивой и часто сопровождалась подписью “горячо любимая жена”. Между Нефертити и Кийа определенно было соперничество, даже на настенных рисунках они никогда не изображались вместе.

Были или изображения Эхнатона с Нефертити и детьми или Эхнатона и Кийи, но уже без детей. Но, очевидно, что именно Нефертити была главной женой и “богиней на земле”, а так же все ее 6-ро дочерей считались божественными под предвадительством старшей – принцессы Меритатон.

Кийа

Спустя 12 лет правления Эхнатон имел огромную власть. Империя была могущественна, а иностранные богатства продолжали пополнять казну. Но 12-ый год был последним счастливым годом в царствовании Эхнатона и Нефертити. Власть пыталось перехватить Хеттское государство, что располагалось на территории центральной Турции.

Неприятности поджидали Эхнатона и в семье. В то время умирает его мать и 3-е дочерей. Весь Египет оплакивал такую великую утрату. Так же приблизительно в тоже время и пропадают упоминания о Кийе. Как выяснилось позже, тогда на Востоке была эпидемия чумы, обычно подобное убивает около 30-40% населения, что могло стать причиной смерти членов фараонской семьи.

Смерть детей фараона несомненно расценивалась как плохой знак и культ Атона был под угрозой. После смерти двух богов на земле, Эхнатона и Нефертити, культ окончательно потерял свою важность и Меритатон не смогла его возобновить.

Когда умерла и старшая дочь Меритатон правление принял единственный сын Эхнатона – Тутункатон, хотя он был еще совсем юн. Когда он принял власть, поменял поменял свое имя на Тутанхамон и вернул религию в прежнее русло – были вновь открыты храмы поклонения другим богам, а Эхнатона объявили еретиком.

Чума и высокая смертность египтян были восприняты как недовольство богов и религия, посвященная Атону, на этом закончилась.

Источник: https://meline.lviv.ua/life/ehnaton_nefertiti/

Эхнатон и Нефертити: любовь и революция в Древнем Египте

Все о семье эхнатона

Эхнатон – один из самых известных и в то же время загадочных фараонов Древнего Египта.

Религиозная революция

Голова колосса Эхнатона из храма в Карнаке. XIV в. до н.э. Каирский музей

Он правил в XIV веке до н.э. С его именем связана удивительная религиозная революция, предпринятая им самим.

Мы представляем себе Древний Египет как очень консервативную страну. Тем не менее, в ней иногда происходили удивительные и пока необъяснимые перемены.

Нефертити. Бюст XIV в. до н.э. Лувр

Уже на второй год своего царствования (всего он правил 17 лет) фараон Аменхотеп IV (что означало «Амон доволен») изменил своё тронное имя на Эхнатон («Угодный Атону») и повелел строить величественный храм богу Атону.

В дальнейшем культ бога Атона сделался центральным и потеснил культы наиболее чтимых египтянами богов Амона-Ра, Птаха, Осириса и других. Что побудило Эхнатона поменять религию своей страны – неизвестно. Учёные предполагают, что Эхнатон хотел подорвать могущество корпорации жрецов Амона.

Тия, жена фараона Аменхотепа III, мать Эхнатона. Египетский музей в Берлине.

Религия Эхнатона не была монотеистической. Археологические данные свидетельствуют, что культы других египетских богов в это время не прерывались.

В пользу гипотезы о попытке Эхнатона утвердить свою независимость от жрецов Амона говорит тот факт, что на 10-м году царствования фараон приказал выстроить себе новую столицу в стороне от Фив. Город получил название Ахетатон (Пространство Атона). После смерти Эхнатона он был заброшен, занесён песками, благодаря чему удивительно хорошо сохранились памятники его искусства.

Новый стиль искусства

Эхнатон и Нефертити с детьми. Рельеф в Ахетатоне

Атон был одним из божеств, связанных с солнцем. Во времена Эхнатона его стали изображать в виде солнечного диска с множеством благословляющих рук.

Искусство этого периода поражает красочностью, жизнерадостностью и свободой. Эхнатон – один из немногих фараонов, кого художники изображали при жизни в домашней обстановке.

Излюбленный мотив композиций – Эхнатон с любимой женой Нефертити и с детьми.

Тутанхатон (до смены имени) с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Каирский музей

На этих изображениях впервые богоравный фараон как бы снизошёл с небес на уровень обычных смертных. Такой стиль удержался и в первые годы правления сына Эхнатона – Тутанхатона, который больше известен нам под именем Тутанхамона.

Семья Эхнатона

Тутанхатон был сыном не Нефертити, а другой жены фараона, Кии. Возможно, это повлияло на его отношение к революции, сделанной отцом. Нефертити же постоянно присутствует на рисунках и рельефах вместе с Эхнатоном. Всего же у Эхнатона было двенадцать жён.

Нефертити и Эхнатон. Статуэтка XIV в. до н.э. Лувр

Иногда упоминают, что египетские фараоны женились на своих сёстрах, что приводило к быстрому вырождению династии.

Пример семьи Эхнатона (типичной для фараонов)показывает, что это было, как правило, совсем не так. Здесь учёные долго вводились в заблуждение словами. «Сестра» было своего рода титулом любимой царской жены.

Даже простые египтяне называли своих жён и подруг «сёстрами» когда особенно хотели подчеркнуть свою любовь к ним.

Как он выглядел

Эхнатон и Нефертити приносят дары Атону. Рельеф в Ахетатоне

Эхнатон имеет довольно гротескный вид на большинстве изображений. Учёные высказывают разные предположения о гормональных сбоях Эхнатона, об его болезнях, о младенческой деформации черепа… Есть и объяснение, что это просто такой причудливый канон придворного искусства при Эхнатоне, хотя и непонятно, чем он мог быть вызван.

В Телль-Амарне, где располагался Ахетатон, были обнаружены останки человека, который, по ДНК-анализу, оказался отцом Тутанхамона. Если летописи Древнего Египта не лгут, то это и есть Эхнатон. Скелет Эхнатона, в таком случае, не обнаруживает каких-то причудливых черт его обладателя.

Реванш жрецов Амона

Череп, предположительно Эхнатона.

После смерти Эхнатона в Египте началась смута, ход которой неясен. Как бы то ни было, через два года начал царствовать Тутанхамон. Одним из условий его воцарения стала, очевидно, смена имени – вместо «Воплощения Атона» он стал «Воплощением Амона».

Таким образом, жречество Амона провело религиозную контрреволюцию и вернуло себе все утраченные позиции в государстве. Имя Эхнатона начали стирать со всех памятников, предавая насильственному забвению его время и дела.

Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является собственностью авторов.

Если вам понравилась публикация — не забудьте:

— нажать «палец вверх»;

— подписаться на канал;

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c48800e18125400b13e5d9a/ehnaton-i-nefertiti-liubov-i-revoliuciia-v-drevnem-egipte-5c5ea250265ca800ac0f4c9a

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий