Закон об амнистии 2014 в рк

Налоговая амнистия в РК оценивается в 195 миллиардов тенге

Закон об амнистии 2014 в рк

Исходя из положительного опыта проведения амнистий 2001 и2007 годов, существуют предпосылки для успешного проведения налоговой амнистиии в 2015 году. Правительство, помимо целей пополнения бюджета, преследует цельвнесения качественных улучшений в налоговое законодательство.

В ноябре прошлого года президент РК подписал Закон «Овнесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РеспубликиКазахстан по вопросам налогообложения».

Он предусматривает проведение такназываемой «налоговой амнистии» путем внесения некоторых дополнений в ЗаконРеспублики Казахстан «О введении в действие Налогового кодекса РеспубликиКазахстан» (далее – Закон о введении в действие НК РК).

Стоит отметить, что в истории суверенного Казахстанаданная амнистия должна стать третьей по счету. Первопричиной проведенияналоговых амнистий является совершенствование налоговой системы за период, накоторый предполагается налоговая амнистия.

Предыдущие две амнистиипроизвели положительный эффект. Так, согласностатистическим данным, в результате амнистии капитала, проведенной в Казахстанев 2001 году, было легализовано средств на сумму более $480 млн.

В свою очередь,согласно расчетам, амнистия 2006-2007 годов привлекла в бюджет поступления всумме 59,6 млрд тенге.

Как уже было сказано, предстоящая налоговая амнистиябудет осуществляться путем внесения дополнений и изменений в действующеезаконодательство Республики Казахстан.

Так, с 1 января этого года действует статья 32-2, котораястала дополнением к Закону о введении в действие НК РК. Согласно ее положениям,сумма пеней, числящаяся в лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1января 2014 года и не уплаченная по состоянию на 1 октября 2014 года, непризнается налоговой задолженностью и подлежит списанию.

Из-за того, что процесс списывания пеней и штрафовявляется весьма трудоемким, значительное количество предприятий не в состояниизакрыться, это, в свою очередь, ведет к увеличению сроков налоговой проверки. Налоговаяамнистия позволит безболезненно закрыть этот вопрос. Кроме того, амнистияупростит порядок ликвидации для индивидуальных предпринимателей и субъектовмалого бизнеса.

Наряду со статьей 32-2 Закон о введении в действие НК РКтакже был дополнен статьей 32-3, положения которой устанавливают, что непризнается налоговой задолженностью сумма штрафа, наложенная до 1 января 2014года: за правонарушения, совершенные в области налогообложения, нарушениязаконодательства о пенсионном обеспечении, а также обязательном социальномстраховании.

Следовательно, суммы таких штрафов подлежат списанию и,соответственно, не будут подлежать внесению в бюджет.

Таким образом, если у налогоплательщика по состоянию на 1января 2014 года имелись какие-либо пени или штрафы по вышеперечисленным видамобязательств, то данные суммы подлежат списанию. Соответственно,задолженностью налогоплательщика будет являться лишь основная сумманевыплаченного в бюджет обязательства.

Положения данных статей распространяются практически навсе группы налогоплательщиков Республики Казахстан.

Исключением являютсянекоторые категории налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сференедропользования, игорного бизнеса и производства подакцизной продукции.

Налоговая амнистия также не применяется в отношении крупных налогоплательщиков,подлежащих мониторингу, а также лиц, участвующих в разбирательстве вмеждународном арбитраже по вопросам исполнения налоговых обязательств.

Иными словами, списание пени и штрафов не коснется 300крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу недропользователей, а такжепредпринимателей, занимающихся игорным бизнесом и производством подакцизнойпродукции.

Объем предстоящей налоговой амнистии в Казахстане, попрогнозам Национальной палаты предпринимателей, оценивается в сумме порядка 195млрд тенге.

Однако списанию будут подлежать пени и штрафы не толькосубъектов малого и среднего предпринимательства, данная амнистия затронет такжефизические лица. Так, списанию будут подлежать пени и штрафы в отношении такихобязательств, как налог на имущество, налог на транспортные средства и другиеобязательные платежи в бюджет.

Предполагается, что технически амнистия будетосуществляться согласно «Правилам списания суммы пеней, числящейся в лицевыхсчетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и не уплаченной посостоянию на 1 октября 2014 года».

Однако на сегодняшний день законопроект,регулирующий правила списания, не вступил в законную силу, в связи с чемостаются открытыми определенные вопросы практического характера относительнотого, каким образом будет осуществляться списание сумм пени и штрафов.

В целом проведение налоговой амнистии путем освобожденияот пени и штрафов окажет благотворное влияние на развитие и расширение бизнеса.

Известно,что одной из основных проблем, противодействующих росту предпринимательства,является недостаток финансовых ресурсов для обеспечения стабильного развития собственнойпредпринимательской деятельности.

Налоговая амнистия позволитналогоплательщикам высвободившиеся средства направить на расширение бизнеса,став дополнительным импульсом для внутренних инвестиций.

Ардак Жунусов, Адилет Матаев, консультанты по налогообложению, «Делойт» вКазахстане

Источник: https://kapital.kz/finance/39389/nalogovaya-amnistiya-v-rk-ocenivaetsya-v-195-milliardov-tenge.html

Как России провести амнистию капиталов

Закон об амнистии 2014 в рк

Еще ни одна амнистия капиталов в России не была успешной

Олег Яковлев/РБК

Еще ни одна амнистия капиталов в России не была успешной. Пора учиться у тех, у кого получилось, – у Италии и Казахстана.

Амнистия не удалась

Бизнес и власть продолжают обсуждать деофшоризацию. Между тем до сих пор не принят закон об амнистии капиталов, предложенной президентом Владимиром Путиным в декабре, – а это один из ключевых моментов всей деофшоризации.

Президент говорил тогда, что люди, решившие «легализовать свои средства и имущество в России», должны получить «твердые правовые гарантии»: у государства в будущем не появится к ним вопросов о происхождении активов.

Кроме того, амнистия должна быть полной и однократной.

В мировой практике есть десятки примеров подобных акций. Одни были довольно удачными, другие провалились по тем или иным причинам. Да и в самой России амнистия капиталов проводилась несколько раз, но во всех случаях была слишком плохо продумана и реализована.

В 1993 году, например, был принят указ президента № 1773 «О проведении налоговой амнистии», согласно которому люди и организации, объявившие о своих неуплаченных налогах, в случае внесения их в бюджет освобождались от ответственности. Амнистия провалилась.

Планы по легализации доходов и недвижимости физических лиц возникли и в 2002 году, когда были разработаны два законопроекта, снова не дошедшие до стадии принятия.

С 1 марта 2007 года вступил в силу закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», который предоставлял гражданам возможность задекларировать ранее полученные доходы и уплатить с них неуплаченные налоги по ставке 13%. Но его принятие тоже не дало ожидаемого результата.

В Бельгии в 2004 году граждане, имевшие сбережения в банках за рубежом, могли перевести их обратно в страну, отдав государству 6–9% (6% с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний не менее чем на три года, 9% с сумм, просто переведенных «домой»).

Ожидалось, что в страну вернутся €10–15 млрд, что позволило бы взыскать в виде сборов €850 млн, однако поступило лишь около €1 млрд.

Среди причин провала – согласие властей Бельгии на последующее хранение этих средств в люксембургских банках и непривлекательность вложений в акции бельгийских компаний.

Обязательным условием амнистии 1987 года в Аргентине был вклад легализованного капитала в национальные инвестиционные фонды для покупки оборудования и создания новых производств. Амнистия оказалась не успешной: налогоплательщики не пожелали доверять этим фондам свои сбережения.

Италия и Казахстан: почему у них получилось?

Одна из самых успешных амнистий в мировой практике – итальянская, прошедшая в 2001–2002 годах. Заявители были обязаны заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести ценные бумаги на сумму 12% от стоимости сокрытого имущества. Затем налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса», предполагавшие:

• освобождение от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до легализации;

• ликвидацию записей о налоговых задолженностях, пене и штрафах в отношении активов, представленных к легализации;

• полную конфиденциальность всех перемещений активов для налоговиков и других госструктур;

• налогообложение декларируемого дохода через специальный финансовый институт на условиях конфиденциальности.

Одновременно ужесточили ответственность за нарушение налогового законодательства. До амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества от налогообложения составлял €250–2000, а после ее проведения – от 5 до 25% от суммы незадекларированных средств плюс конфискация имущества на соразмерную сумму.

В результате только за первые два месяца в легальный оборот вернулись активы стоимостью €61 млрд, налоговые сборы выросли на €24 млрд.

В Казахстане за 2001–2015 годы были инициированы уже три таких амнистии.

В ходе первой легализации подлежали не только капиталы, но и иное имущество – кроме активов, права на которые оспариваются в суде, а также которые получены в результате доказанных коррупционных преступлений, преступлений против личности, здоровья и нравственности. Декларируемые средства налогом не облагались, и были уничтожены все декларации о доходах и имуществе граждан с 1995 по 2000 год. За 30 дней было легализовано порядка $480 млн.

В 2006 году была проведена акция по легализации имущества, прежде всего незарегистрированных объектов недвижимости. Было разрешено оформить право на его владение, оплатив государству 10% его стоимости. Общая стоимость легализованного имущества составила порядка $5,3 млрд, а легализованных денег – около $3 млрд. В легализации приняли участие 10% населения Казахстана.

Третья амнистия капиталов в Казахстане проводится сейчас – с сентября 2014 по 31 декабря 2015 года.

Правительство подготовило закон о легализации денег, ценных бумаг и долей в собственности юридических лиц, а также недвижимости, включая имущество, находящееся за пределами Казахстана, если оно не получено в результате оговоренных в законе преступлений, и намерено вернуть в экономический оборот порядка $10–12 млрд.

Чего не хватает в российских проектах амнистии

Самый важный и проблемный вопрос предстоящей амнистии – гарантии безопасности ее участникам. К сожалению, ни в одном из предлагаемых законопроектов (а их было представлено в Госдуму уже несколько) этот вопрос не проработан детально.

Например, в законопроекте «О порядке возврата активов в РФ», который внесен членами Совета Федерации, предусмотрен довольно убедительный финансовый стимул: ставка налога на возвращенный капитал 2,5%. Законопроект также предусматривает освобождение тех, кто возвращает капитал, от судебной и административной ответственности.

Однако плательщики должны сами исчислить заявительный платеж по ставке 2,5%. Представляется, что будет много разногласий и неясностей в вопросе исчисления данной суммы.

В проекте ФЗ ничего не сказано о легализации имущества и денежных средств, оформленных на другое лицо. Нет в законопроекте и четкого перечня статей УК и КоАП РФ, по которым лицо не может быть привлечено к ответственности при легализации активов.

Не говорится в законопроекте ничего и о преследовании за ранее совершенные налоговые правонарушения.

Было бы оправданно учесть и предложения, сформулированные недавно уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым.

Среди них – не требовать репатриации (перевода денег в Россию), вовсе не требовать выполнения налоговых и других обязательств по этим капиталам, не вводить требований о покупке ценных бумаг или инвестировании в экономику страны.

Да, это очень лояльные к бизнесу условия. Но в сложившейся экономической и политической ситуации такие уступки вполне оправданны.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2015/03/04/56bd11dc9a7947299f72c2be

Что нужно знать об амнистии в Казахстане?

Закон об амнистии 2014 в рк

В Казахстане грядёт амнистия. Журналист портала «Открытая Азия онлайн» Жанар Канафина подготовила ответы  по теме. Итак, что вам нужно знать об амнистии.

Что случилось?

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес в Мажилис Парламента страны законопроект «Об амнистии в связи с 25-летием Независимости Республики Казахстан». «Открытая Азия онлайн» решила узнать, кого освободят от наказания, а кого — нет.

Кто будет полностью освобожден от наказания?

Полностью освобождаются от наказания все лица, совершившие уголовные проступки и преступления небольшой тяжести. Также будут освобождены от наказания лица, осужденные за преступления средней тяжести.

Среди них: 1) несовершеннолетние;2) беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, а также мужчины, являющиеся единственными родителями несовершеннолетних детей;3) инвалиды I, II и III групп;4) женщины в возрасте пятидесяти лет и старше, мужчины в возрасте шестидесяти лет и старше;5) участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;

6) вдовы военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга, а также женщины, имеющие мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц.

Еще одна категория лиц, которые будут освобождены от наказания полностью, — это те, кто осужден за преступления средней тяжести, но не принадлежат к вышеперечисленным категориям граждан. Среди них:1) отбывающие наказание, не связанное с лишением свободы, и находящиеся под пробационным контролем;

2) которым по приговору суда назначено условное наказание.

Чем заменят оставшуюся часть срока другим осужденным?

Приговоренным к лишению свободы за преступления средней тяжести, но не относящимся ни к одной из вышеперечисленных категорий, оставшуюся часть наказания заменят на штраф или ограничение свободы.

А по тяжким преступлениям кому полагается амнистия?

По закону сократить на 50% неотбытую часть срока наказания осужденным за тяжкие преступления могут:1) несовершеннолетним;2) беременным женщинам, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, а также мужчинам, являющимся единственными родителями несовершеннолетних детей;3) инвалидам I, II и III групп;4) женщинам в возрасте пятидесяти лет и старше, мужчинам в возрасте шестидесяти лет и старше;5) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам;6) вдовам военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга, а также женщинам, имеющим мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц;7) в сфере экономической деятельности, предусмотренной Особенной частью Уголовного кодекса Республики Казахстан, в случае полного возмещения ущерба.

На 25% могут сократить неотбытую часть срока наказания осужденным за совершение тяжкого преступления в случае полного возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Кто не попадает под амнистию?

Не попадут под амнистию:1) лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, если только такое преступление не совершено несовершеннолетним в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;2) лица, совершившие террористические преступления;3) лица, совершившие экстремистские преступления;4) лица, совершившие пытки;5) лица, наказание которым назначено при рецидиве;6) лица, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы, а также которым назначено пожизненное лишение свободы;7) лица, к которым ранее применялись амнистия или помилование, вновь совершившие умышленные преступления;8) лица, осужденные за совершение преступлений в составе преступных групп;9) при совокупности преступлений, если одно из них не подпадает под действие настоящего Закона.

Есть еще как минимум три статьи 10, 11 и 12, содержащие длинный список статей Уголовных кодексов Казахской ССР (от 1959 года) и Республики Казахстан (от 1997 и 2014 годов), по которым не предусмотрена амнистия. Посмотреть их можно здесь.

Может ли амнистия распространяться на лиц, в отношении которых идет предварительное расследование?

Да, может. Это подозреваемые на стадии предварительного следствия или подсудимые на стадии суда первой и апелляционной инстанции, в отношении которых приговор еще не вступил в законную силу, так и на осужденных.
Следователь или дознаватель выносят постановление о прекращении уголовного дела в связи с амнистией в отношении подозреваемых.

Могут ли человека амнистировать до окончания суда?

Да, могут. Даже если его вина не доказана, а сам человек не признал вину.
Суд в любом случае должен сделать вывод о наличии вины.

Должен ли человек самостоятельно хлопотать о собственном амнистировании?

Амнистия применяется автоматически органом, ведущим уголовный процесс. Но активность самого подозреваемого, подсудимого, осужденного не возбраняется. Он может писать прошение об амнистии в орган, ведущий следствие.

Кого могут амнистировать на стадии производства по уголовным делам?

Амнистируются все, кто совершил преступления небольшой тяжести.

Также будут амнистированы по преступлениям средней тяжести несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, а также мужчины, являющиеся единственными родителями несовершеннолетних детей, не лишенные родительских прав; инвалиды I, II и III групп; женщины в возрасте пятидесяти лет и старше, мужчины в возрасте шестидесяти лет и старше; участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, а также вдовы военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга, женщины, имеющие мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц.

Каков срок амнистии?

Амнистия сроков не имеет. Она просто распространяется на тех, кто подпадает под амнистию на момент вступления в силу закона. Органы, проводящие амнистию, обязаны обеспечить исполнение закона в течение 6 месяцев со дня его введения в действие.

Впрочем, если человек, к примеру, совершил преступление до момента наступления амнистии, но его разыскали лишь через 2 года, к нему будет применена амнистия.

Она не может быть применена в отношении тех, кто совершил преступление после объявления амнистии.

В каком случае не применяется амнистия в отношении человека, подпадающего под нее?

Амнистия не применяется в случае, если лицо, в отношении которого может быть применена амнистия, или его законный представитель против этого возражают.

Что будет с теми, кого амнистировали, но у них нет своего жилья или родных?

Инвалидов І и II групп и лиц, не способных к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом, освобожденных от наказания по амнистии и не имеющих супруги (супруга) или близких родственников, разместят в медико-социальных учреждениях стационарного типа.

Несовершеннолетних передадут под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо в специализированный государственный орган (дома юношества или детские дома, интернаты).Те, кому приговором суда было назначено лечение, должны будут продолжить его.

Тех же, кто не имеет определенного места жительства, разместят в центрах социальной адаптации.

За исполнением этих обязательств должны проследить правительство и местные исполнительные органы.

Источник: https://camonitor.kz/26433-chto-nuzhno-znat-ob-amnistii-v-kazahstane.html

Кто может рассчитывать на амнистию в Казахстане?

Закон об амнистии 2014 в рк

После объявления об амнистии в честь 25-летия независимости казахстанцы бурно обсуждают: попадут ли под помилование коррупционеры. По словам известного адвоката Джохара Утебекова, осуждённые чиновники тоже могут рассчитывать на амнистию, поскольку в самом законопроекте нет ни слова о запрете.

«Даже при особо тяжком коррупционном преступлении амнистия возможна», – говорит Утебеков.

Однако первый заместитель генерального прокурора РК Иоган Меркель заверил, что амнистии по коррупционным преступлениям, совершённым группой лиц, не будет. Поэтому пока ещё рано говорить, кто именно из осуждённых чиновников будет амнистирован.

Серик Ахметов / Фото из архива informburo.kz

Серик Ахметов – экс-премьер-министр РК. Осуждён на 8 лет по четырём статьям: 176, ч. 4, – «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере», 310, ч. 3, – «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», 307 – «Злоупотребление должностными полномочиями», 310-1, ч. 3, – «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности».

Бауржан Абдишев / Фото ortcom.kz

Бауржан Абдишев – бывший аким Карагандинской области. Осуждён на 3 года. Сейчас вышел по условно-досрочному освобождению, находится под пробационным контролем.

Он был признан виновным в совершении коррупционных преступлений по ст.: 310-1, ч. 3, – «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», 310, ч. 3, – «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», 307, ч.

3, – «Злоупотребление должностными полномочиями».

Талгат Ермегияев / Фото из архива informburo.kz

Экс-глава национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» Талгат Ермегияев был признан виновным в хищении средств нацкомпании (ст.189, ч. 4, п. 2, УК РК) и получении взятки (ст. 311, ч.5, УК РК) в особо крупном размере и осуждён на 14 лет.

Макс Бокаев и Талгат Аян / Фото Льва Гузикова/

Осуждённых за разжигание розни, организацию митинга и распространение заведомо ложной информации Макса Бокаева и Талгата Аяна также не коснётся амнистия. В законопроекте запретили освобождать или смягчать наказание за преступления по этим статьям.

Сейтказы и Асет Матаевы / Иллюстрация informburo.kz

Сейтказы Матаев, глава Союза журналистов Казахстана, был осуждён на 6 лет по двум статьям: 245, ч. 3, – «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций в особо крупном размере», 190, ч. 4, п. 2, – «Мошенничество в особо крупном размере».

Асета Матаева, гендиректора МИА «КазТАГ» осудили на 5 лет. Его признали виновным по ст. 190, ч. 4, п. 2, – «Мошенничество в особо крупном размере».

Ахмедбек Ахметжанов / Фото top-news.kz

Акима Костаная Ахмедбека Ахметжанова суд признал виновным по ст. 307, ч. 4, УК РК (в редакции от 1997 года) – «Злоупотребление должностными полномочиями», 365, ч. 3, п.п.

1, 2, – «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», 366, ч. 3, п. 3, 4, и ч. 4, – «Получение взятки», 24, ч.

3, – » Приготовление к преступлению и покушение на преступление» и назначил наказание в виде 13 лет лишения свободы.

Александр Кузнецов / Фото Сергея Кима

Александр Кузнецов осуждён на 8 лет за драку у бара «Чукотка» в Алматы по ст. 106, ч. 3, УК РК – «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее смерть потерпевшего по неосторожности». Эта статья не попадает под амнистию.

Лилия Рах, Мири Паз, Ислам Мисиров и Бахыт Шалбаев / Фото из архива informburo.kz

Казахстанский байер Лилия Рах, бизнесвумен Мири Паз, Ислам Мисиров и Бахыт Шалбаев осуждены за похищение стилиста Хамро Суванова. Статья, по которой они были признаны виновными, не попадает под амнистию.

Ярослав Голышкин / Фото pavon.kz

Ярослав Голышкин – журналист, вымогавший деньги у экс-акима Павлодарской области Каната Бозумбаева. Его осудили на 8 лет. На статью «вымогательство» амнистия не распространяется.

Наталья Слекишина / Фото из архива informburo.kz

Известная заключённая Наталья Слекишина, которую изнасиловал сотрудник СИ-18, осуждена на 8 лет лишения свободы по ст. 192, ч. 3, п. 2, УК РК – «Разбой, совершённый с целью хищения имущества в крупном размере». Законопроект не предусматривает амнистию по этой статье.

Кайрат Жамалиев / Фото из архива informburo.kz

Кайрат Жамалиев, бизнесмен, осуждённый по делу Алиби Жумагулова, также не попадает под амнистию. Он был приговорён к 13 годам лишения свободы.

Его признали виновным в «Вымогательстве», «Незаконном лишении человека свободы, не связанном с его похищением, совершённом группой лиц по предварительному сговору» и «Мужеложстве, лесбиянстве или иных действиях сексуального характера с применением насилия к потерпевшему с использованием беспомощного состояния».

Юрий Пак / Фото из архива informburo.kz

Карагандинский учитель физики Юрий Пак был осуждён за заведомо ложное сообщение об акте терроризма на 2 года. Вопрос о применении амнистии в отношении него вызвал спор. В интервью журналистам первый заместитель генерального прокурора Иоган Меркель сказал, что учитель не попадает под разрабатываемый закон.

«Данные статьи внесены в перечень законопроекта как не попадающие под амнистию. То есть по этим статьям запрещено применение амнистии», – отметил Меркель.

Адвокат Джохар Утебеков же уверяет, что Пак будет амнистирован.

«В законопроекте предусмотрены исключения помимо тех, что установлено Уголовным кодексом. УК не относит заведомо ложные сообщения о терроризме к категориям преступления, к которым не может быть распространена амнистия. Есть подробный перечень в самом законопроекте, который расширяет эти положения УК, там масса статей, но именно этой нет», – сказал Утебеков.

Будет ли применена амнистия в отношении Пака, всё ещё остаётся загадкой.

В Астане прошло первое заседание рабочей группы по принятию Закона РК «Об амнистии в связи с 25-летием независимости Республики Казахстана». Законопроект разработан был Генеральной прокуратурой РК. Когда именно будет принят окончательный вариант закона, неизвестно.

Проект предусматривает освобождение от уголовного наказания в основном социально уязвимых категорий граждан, несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, пожилых лиц, а также лиц, совершивших малозначительные и не тяжкие уголовные правонарушения.

Осуждённые по тяжким статьям могут рассчитывать на сокращение срока лишения свободы на одну четвёртую в случае полного возмещения причинённого ущерба.

Также законопроект предусматривает замену лишения свободы по преступлениям средней тяжести на штраф или ограничение свободы.

Лица, которые отбывают наказание, не связанное с лишением свободы, и находящиеся под пробационным контролем (условное осуждение и ограничение свободы) будут амнистированы.

По подсчётам Генеральной прокуратуры РК, порядка 30 тысяч осуждённых могут быть амнистированы, а из них среди отбывающих наказание в местах лишения свободы могут быть освобождены 1800 человек, а сокращены сроки – 5000 заключённым.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Источник: https://informburo.kz/stati/kto-mozhet-rasschityvat-na-amnistiyu-v-kazahstane.html

Обращение к Президенту РК

Закон об амнистии 2014 в рк

Завтра состоится апелляционное рассмотрение на отказ к применению к осужденному правозащитнику статей нового Уголовного кодекса, как это было в отношении всех других заключенных.

Чем отличается помилование главой государства от акта амнистии? — задается вопросом Вадим Курамшин.

Он считает, что в администрации это отличие известно, но судя по всему об этом не знают сотрудники прокуратуры ВКО.

ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТУ РК

От заключенного Вадима Курамшина,

Колония ОВ-156/20 (ВКО, Усть-Каменогорск, п.Новая согра)

Уважаемый Нурсултан Абишевич,

Я не буду повторяться все снова и снова, заявлять неопровержимые доводы, указывающие на мою невиновность по уголовному делу, в котором нет самого преступления, по которому после 5 с лишним месяцев я был оправдан присяжными.

Чтобы затем по возращении с конференции ОБСЕ подвергнуться жестокому избиению ОМОНовцами, оказаться в камере пыток и в итоге быть казненным инквизицией. За одну неделю. Без меня. Без участия моих адвокатов.

Без опроса свидетелей… Без всяких веских оснований 7 декабря 2012 года  мне вынесли приговор — 12 лет самого тяжелого особого режима.

На сегодняшний день осуждение у меня отняло все, в том числе семью и здоровье. Было последнее — возможность видеться со своей больной матерью и сыном, но и этого лишили, перебросив в самую дальнюю тюрьму от места жительства родных.

Настоящим обращаюсь к другой стороне своей казни, которая была мною представлена в Комитет ООН по правам человека в августе 2017 года.

В дальнейшем, 13 апреля 2018 года, Комитет по правам человека ООН официально известил правительство Казахстана о принятии в производство моего сообщения.

Таким образом, все нижеприведенное  — вопрос, касающийся не только меня, но и государства РК, как цивилизованного правового государства. Однако, факт, что к моей инквизиции сейчас проявило внимание структура ООН не останавливает ни судей, ни прокурора творить по прежнему беззаконие.

— Фабула дела —

7 декабря 2012 года я был представлен суду по статье 181 ч. 4 УК РК, минимальное наказание по которой 7 лет лишения свободы. Срок наказания в виде 12 лет назначался мне согласно статьи 59 части 2 УК в старой редакции 1997 года, 1 января 2015 году вступил в силу новый УК, из которого статья 59 часть 2 была исключена.

По всей территории Казахстана была проведена работа по пересмотру уголовных наказаний по новому кодексу. Всем до единого заключенного, к кому  применялась часть 2 статьи 59, она была исключена из приговора. Суды в разных областях действовали по разному — где-то срок сокращали до 4 лет, кому-то, для галочки, до 3 месяцев.

Но саму статью 59 часть 2 убрали всем. Последнему — в августе 2016 года. Единственный человек, в роли заключенного, который до сих пор  сидит в тюрьме с этой статьей — я, Вадим Курамшин (в отношении которого Европарламент при вынесении резолюций в 2012 и 2014 гг. призывал пересмотреть мое сфабрикованное уголовное дело).

В своем судебном постановлении от 9 сентября 2015 года судья Жумабаева исключить мне 59 часть 2 УК РК забыла. Она поменяла лишь особо опасный рецидив на опасный и постановила мне окончательно определить 7 лет и 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима. При этом свой расчет она производила по статье 37 УК КазССР (!).

Повторюсь, при определении мне окончательного срока по новому кодексу, судья в результативной части судебного акта сослалась на статью уголовного кодекса Казахской советской социалистической республики! Этот «ностальгический» судебный акт был утвержден председателем Есильского районного суда СКО К. Б. Альназировым.

И вынесен при участии прокурора Кошекбаева Ж.

Необходимо отметить, что 1 апреля 2016 года все сроки для исправления в сторону ухудшения приговора истекли. Это категорически запрещает закон в статьях 164, 148 часть 5 УПК РК. Тем более, принимая поздравления от самих сотрудников тюрьмы и прокуроров, хоть недоумевал, но радовался. Радовалась и моя больная мать.

Прокуроры районной прокуратуры СКО твердили одно — с учетом установленного режима статью опротестуем. Твердили полтора года, затем «загрузили» в ЗКО с тем самым судебным актом судьи Жумабаевой в руках отослали в Усть-Каменогорск, передав местным прокурорам. И здесь «аномалия правоприменения закона прокурорского реагирования».

Все вышесказанное — не главное.

Причина моего обращения в КПЧ ООН и настоящему гаранту моих прав и Конституции — Президенту РК, в следующем:

Чем отличается помилование главой государства от акта амнистии? Уверен, в администрации это отличие всем известно, но судя по всему об этом не знают сотрудники прокуратуры ВКО. Акт амнистии, в отличие от помилования, распространяется на индивидуальный и не оговоренный круг лиц, то есть тех, кто подпадал формально под действие закона об амнистии. В моем случае это от 9 января 2006 года.

— Запрет на дискриминацию —

Президент Казахстана принял Закон об амнистии 9 января 2006 года. Суды были обязаны, как и обязаны сейчас, исполнить этот закон в отношении подпадающих под его действие людей.

Но в этом законе не было оговорок Нурсултана Абишевича «не применять данный закон в отношении Курамшина». При этом в статье 144 УК РК мое наказание от 22 сентября 1999 года (приобщен к материалам дела №2-2-449, отправлен в суд ВКО) — показано амнистированию.

Однако судья Жумабаева в своем постановлении отказала в исполнении той амнистии, перевернула все с ног на голову по вопросу отказа, нарушила законность и в этой части.

В соответствии с нормативным постановлением Верховного суда № 8 от 25 декабря 2007 года, которое обязывает суды с исполнением амнистии 9 января 2006 года лицам, к которым она была применена, снимать и саму судимость.

Из чего следует обязанность суда в настоящее время исключить из моего последнего наказания указание с «отягчающего» на «ранее судим», что влечет изменение режима с особого (приговор от 7 декабря 2012 года с постановления судьи Жумабаева) на строгий по закону, и существенно сокращает срок с учетом ряда смягчающих и отягчающих обстоятельств и отсутствия какого-либо ущерба от моих действий потерпевшему — помощнику прокурора с.Кордая (Жамбылский район, Алматинская область). С учетом перечисленных обстоятельств мой срок не может превышать 7 лет 6 месяцев, что и постановила судья Жуманбаева. Поскольку я излишне незаконно претерпевал наказание в части режима, я просил суд №2 Усть-Каменогорска присудить мне дальнейшее наказание, ограничившись сроком не более 6 лет особого режима.  То же мне в начале апреля обещал и представитель прокуратуры города Усть-Каменогорск.

— Надзор за строгим исполнением закона —

Все вышесказанное — не квантовая физика. Все понятно, как два плюс два равно четыре. Все недвусмысленно. Понятно было все и прокуратуре Усть-Каменогорска, куда я обращался с мольбами исполнить закон об амнистии.

Вынести такие представления в суд по исполнению амнистии попросил в середине апреля сотрудник прокуратуры города. Присутствующее руководство тюрьмы заверило, что будут выходить в суд с ходатайством о применении амнистии.

Ранее тот же прокурор запросил у меня приговор от 26 сентября 1999 года, который подлежал амнистии.

Далее адвокат оперативно прислал приговор в прокуратуру и в суд Усть-Каменогорска, куда он поступил еще 13 апреля 2018 года.

Что из этого вышло на практике? 27 апреля на судебном заседании прокурор заявил, что не может ничего сказать по амнистии, так как нет этого приговора. Сам судья на это возражение сделал замечание, что на первом судебном заседании 24 апреля, когда я заявлял ходатайство на амнистию, судья огласил, что тот приговор поступил в суд и был приобщен.

— Итог —

27 апреля 2018 года судебным постановлением судья мне во всем отказал. Сославшись на судебное постановление Жумабаевой А. от 9 сентября 2015 года. В том числе отказала и в исключении статьи 59 части 2 УК РК. Заметим, что в судебном постановлении судья Жумабаева, на которую ссылался судья Рахимбердин, новый срок наказания составляет 7 лет и 6 месяцев.

Но все перечисленное меркнет на фоне полученного мною ответа на ходатайство о вынесении представления на амнистию. 28 мая сего года заместитель прокурора ЗКО В.

Шабин принес разъяснение со ссылкой на часть 2 статьи 484 УПК РК: принимая мои доводы во внимание на амнистию, заместитель прокурора области в то же время утверждает, что у них сейчас нет процессуальных возможностей по исполнению, поскольку вопросы амнистии не подлежат рассмотрению в вышестоящих судах.

Надеюсь, весь ужас этого противозаконного антиконституционного ответа очевиден.

Мне, являющемуся лауреатом международной премии имени Людовика Трарье 2013 вдвойне тяжело получать такие отписки. Я не буду комментировать вмененную мне часть 2 статьи 484 УПК РК. Важнее другое.

Прокуратура, изучив вопрос и выяснив, что я действительно не должен находиться в колонии строгого режима и должен быть амнистирован по первой судимости с сокращением срока, развела руками, мол «вопрос остался исчерпанным».

И на этом все! Но это далеко не все. И любой юрист это подтвердит.

Дело в том, что исполнение законов РК  — не одно и то же, что кашу варить. Отказать мне в амнистии — запустить факт дискриминации гражданина Республики Казахстан. Соответственно, запрет дискриминации заложен в международном пакте о гражданских и политических правах, ратифицированном РК.

Запрет на дискриминацию заложен в Конституции страны. Прокурор в своем ответе мне сослался на норму УПК РК (процессуальный кодекс), отвечу ему тем же. «Статья 2 УПК РК, часть 1: Конституция РК имеет высшую юридическую силу.

В случае противоречия между правами настоящего кодекса и Конституции, действует положение Конституции». Таким образом, на моей стороне закон, Конституция и очень надеюсь, что и Администрация Президента.

Прокуратура, установившая факт нарушения по дискриминации, обязана была выйти в суд и на обычных основаниях инициировать судебное рассмотрение. Такого требование закона и Конституции.

— Что осталось за пределами содержания —

Раскрою «большую тайну».

Почему мне так очевидно не хотят исполнить ту амнистию? За что суд города Петропавловска осудил меня за публикацию абсолютно правдивой статьи в газете, в которой я много привел документальных подтверждений и результатов аудит-заключений — рассказал о присвоении имущества простых крестьян? За что мне судья определил 1 год ограничения свободы по статье 129 части 2 УК РК? Задача была меня изолировать, а крестьян лишить последней надежды на возврат своей собственности. С этой целью судья вынес мне свой приговор. Тот самый, чей срок подлежал амнистии от 9 сентября 2016 года. К тому же уже отбытый. Еще его увеличив. Подобная методика назначения наказания — увеличивать тюремный срок за счет присоединения ограничения свободы не существовало тогда, не существует сейчас. В итоге за правдивую статью в газете я отправился на отбывку в тюрьму строгого режима сроком на 3 года 10 месяцев. И этот факт нарушения законности тогда, мягко говоря, прокурорам и судьям мешает сейчас исполнить закон. Поскольку тем самым будет установлено, что я был незаконно отправлен в тюрьму. Но как это возможно продолжать далее?

Есть два пути решения этой проблемы:

  1. Продолжать игнорировать очевидное и позорить страну за рубежом;
  2. Признать очевидное, исполнить амнистию, признать мое право на реабилитацию по последнему незаконному наказанию, ограничиться отбытым последним наказанием. Чем показать Комитету по правам человека ООН верховенство не только законов РК, но и разрешить эту коллизию.

 Я прошу Президента РК о втором варианте. Прилагаю копию судебных решений и ответов прокуратуры.

04 июня 2018 г.

Источник: https://bureau.kz/novosti/sobstvennaya_informaciya/obrashenie_k_prezidentu_rk_kuramshin/

Применение Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2016 года «Об амнистии в связи с двадцатипятилетием Независимости Республики Казахстан

Закон об амнистии 2014 в рк

Закон «Об амнистии в связи с двадцатипятилетием Независимости Республики Казахстан» (далее Закон), внесенный на рассмотрение в парламент Главой государства в порядке своей законодательной инициативы на основе принципа гуманизма в ознаменование двадцатипятилетия Независимости Республики Казахстан, введен в действие с 14 декабря 2016 года.

В соответствии со ст. 10 Закона акт амнистии применяется на протяжении 6 месяцев со дня его ведения в действие.

Её положения распространяются на лиц, в отношении которых производятся досудебное расследование, судебное разбирательства либо осужденных.

Закон применяется к лицам:

  • в отношении, которых дела находятся в производстве судов и не рассмотрены к моменту введения в действие Закона;
  • в отношении, которых приговоры вступили в законную силу, но не были обращены к исполнению (не направлены для приведения в исполнение в соответствующие органы);

       — в отношении, которых приговоры вступили в законную силу.

В соответствии со статьей 472 УПК обращение к исполнению приговора и постановления возлагается на суд, рассматривающий дело по первой инстанции.

В связи с чем, суд первой инстанции, при наличии на то оснований, сославшись на конкретную статью Закона, по находящемуся в его производстве делу применяет акт об амнистии.

Если приговор вступил в законную силу, но не был обращен к исполнению — амнистия применяется судом, вынесшим приговор.

В случае, когда приговор в отношении лица, на которого распространяется акт об амнистии был вынесен до введения в действие настоящего Закона и не вступил в законную силу, амнистия применяется при обжаловании либо опротестовании судебного акта судом в апелляционной инстанции.

Вопрос о применении акта амнистии по вступившему в законную силу приговору рассматривается судом по месту отбывания наказания в порядке ст.477-478 УПК как по ходатайству осужденного, также по представлению органа, исполняющего наказание.

От наказания могут быть освобождены только лица, осужденные за совершение проступка, преступления небольшой и средней тяжести.

Лицам, осужденным за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, при наличии указанных в Законе оснований, предусмотрено сокращение неотбытой части срока наказания в виде лишения свободы либо ограничения свободы, исчисляемого на день введения в действие Закона (то есть на 14.12.2016 г.).

Обязательными условиями применения акта амнистии являются отсутствие обстоятельств, препятствующих применению акта амнистии и согласие лица, в отношении которого применяется амнистия либо его законного представителя.

Если подозреваемый, обвиняемый, подсудимый либо их законные представители не дали согласия на применение акта амнистии или имеются иные обстоятельства, препятствующие применению Закона либо требующие проверки (оспаривание виновности, доказательств, квалификации, гражданского иски, других вопросов, подлежащих исследованию судом), то в досудебной стадии, орган уголовного преследования предает обвиняемого суду и направляет дело в суд, суд проводит главное судебное разбирательство и при наличии на то оснований, завершает дело вынесением обвинительного приговора и, сославшись на конкретную статью Закона, применяет акт об амнистии.

В стадии исполнения приговора, если осужденный сам не обратился в суд с ходатайством о применении амнистии, то орган, исполняющий наказание, установив наличие соответствующих оснований для применения акта амнистии, направляет представление в суд вне зависимости от согласия осужденного.

Согласие потерпевшего при применении амнистии не требуется.

Также акт об амнистии на дополнительное наказание не распространяется.

В связи с чем, в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения, подпадающие под действие Закона, в санкциях которых наряду с основным наказанием предусмотрено дополнительное наказание, суд, рассмотрев дело, постановляет обвинительный приговор с назначением наказания основного и дополнительного наказания и применяет амнистию на основное наказание.

Дополнительное наказание подлежит исполнению в предусмотренном законом порядке.

При совершении тяжкого преступления Законом предусмотрено только сокращение неотбытой части сроков лишения свободы и ограничения свободы: наполовину и одну четвертую часть.

Наполовину сокращается неотбытая часть срока наказания за тяжкие преступления:

в отношении лиц, перечисленных в статье 1 Закона(1 несовершеннолетним; 2) беременным женщинам, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, а также мужчинам, являющимся единственным родителем несовершеннолетних детей;3) инвалидам I, II и III групп; 4) женщинам в возрасте пятидесяти лет и старше, мужчинам в возрасте шестидесяти лет и старше; 5) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам; 6) вдовам военнослужащих, погибших при выполнении воинского и (или) интернационального долга, а также женщинам, имеющим мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц);

   -в отношении лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, неотбытая часть срока наказания сокращается при наличии обязательного условия — полного возмещения ущерба. Виды преступлений в сфере экономической деятельности приведены в главе 7 Уголовного кодекса от 16 июля 1997 года и главе 8 Уголовного кодекса от 3 июля 2014 года.

Другим осужденным, совершившим тяжкие преступления, неотбытый срок наказания сокращается на одну четверть лишь при полном возмещении ущерба.

Указанные правила Закона о сокращении неотбытого срока наказания могут быть применены также в случае отсутствия ущерба либо исковых требований.

По преступлениям, отнесенным к категории особо тяжких, действие Закона распространяется только на ограниченный круг лиц, перечисленных в статье 1 Закона в виде сокращения неотбытой части срока наказания на одну пятую часть.

К другим лицам, по данной категории дел амнистия не применяется.

Действие Закона об амнистии не распространяется на: 1) лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за исключением случая совершения такого преступления несовершеннолетним в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет; 2) лиц, совершивших террористические преступления; 3) лиц, совершивших экстремистские преступления; 4) лиц', совершивших пытки; 5) лиц, наказание которым назначено при рецидиве или опасном рецидиве преступлений; 6) лиц, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы, а также которым назначено пожизненное лишение свободы; 7) лиц, к которым ранее применялись амнистия или помилование, вновь совершивших умышленные преступления; 8) лиц, осужденных за совершение преступлений в составе преступных групп; 9) при совокупности преступлений, если одно из них не подпадает под действие настоящего Закона;

Председатель  судебной  коллегии

по уголовным делам                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           К.Елемесов

Источник: http://akt.sud.kz/rus/massmedia/primenenie-zakon-respubliki-kazahstan-ot-13-dekabrya-2016-goda-ob-amnistii-v-svyazi-s

Сенат Казахстана принял закон об амнистии

Закон об амнистии 2014 в рк

На пленарном заседании депутаты верхней палата парламента Казахстана приняли закон об амнистии, предложенный Нурсултаном Назарбаевым в связи с празднованием 25-летия Независимости, сообщает Sputnik Казахстан.

Данный закон предлагает амнистировать граждан, относящихся к социально-уязвимым слоям населения.

То есть на отмену или смягчение наказания могут рассчитывать несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, а также мужчины, являющиеся единственным родителем несовершеннолетних детей, инвалидов I, II и III групп.

Также под амнистию попадут женщины в возрасте 50 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше, участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, вдовы военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга, а также женщины, имеющие мужей-инвалидов войны и приравненные к ним лица.

Предусматривается прекращение производства по всем уголовным делам и делам, не рассмотренным судами, по уголовным проступкам и по преступлениям небольшой тяжести. Для отдельных категорий осужденных появится возможность применения процедуры замены неотбытой части срока наказания штрафом или ограничением свободы, либо ее сокращения.

В то же время, законопроект устанавливает круг лиц, не подпадающих под применение акта амнистии.

Это лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности, террористические и экстремистские преступления, лица, совершившие пытки, рецидивисты, лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы, а также те, кому смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы, лица, ранее амнистированные или помилованные и вновь совершившие умышленные преступления, лица, осужденные за совершение преступлений в составе преступных групп, а также совершившие ряд иных преступлений, установленных уголовным законом.

Как ранее информировал генеральный прокурор РК Жакип Асанов, амнистия распространится на четыре группы.

В первую группу войдут те, кто выйдут из колонии — 1,5 тысячи человек. Это осужденные за нетяжкие преступления, 80% из которых назначат другое наказание, не связанное с лишением свободы, они будут под постоянным контролем служб пробации.

Во вторую группу войдут люди, которые отбывают наказание, не находясь в колонии – осужденные к ограничению свободы, исправительным работам, штрафам – всего 11 тысяч человек. Их также предлагается освободить от наказания.

Третья группа — это те, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления. Им предлагается сократить неотбытый срок наказания либо на половину, либо на четверть, либо на одну пятую часть.

К четвертой группе относятся те, кто находится под следствием, либо чьи дела находятся в суде. Они подпадут под амнистию, если их деяние является уголовным проступком, либо преступлением небольшой тяжести.

В целом, амнистия может затронуть около 28 тысяч человек, но лишь 1,5 тысячи из них реально выйдут из колонии, заключил генеральный прокурор.

Как информируется в заключении комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам сената, предлагается сократить неотбытую часть срока наказания на день введения в действие данного закона: наполовину за тяжкие виды преступления лицам, относящимся к социально-уязвимым категориям граждан, а также в сфере экономической деятельности, предусмотренной особенной частью Уголовного кодекса, в случае полного возмещения ущерба.

Неотбытая часть срока наказания будет сокращена на одну четвертую лицам, не относящимся к социально-уязвимым категориям граждан, осужденным за совершение тяжкого преступления, в случае полного возмещения ущерба, причиненного преступлением.

На одну пятую — лицам, относящимся к социально-уязвимым категориям граждан, осужденным за совершение особо тяжкого преступления.

Предусматривается также прекращение производства по всем уголовным делам и делам, не рассмотренным судами, по уголовным проступкам и по преступлениям небольшой тяжести, а также по преступлениям средней тяжести в отношении лиц, относящихся к социально-уязвимым категориям граждан.

Напомним, Нурсултан Назарбаев в порядке своей законодательной инициативы внес в парламент проект закона «Об амнистии в связи с 25-летием независимости РК». 7 декабря законопроект был одобрен депутатами мажилиса.

Источник: https://www.nur.kz/1342757-senat-kazakhstana-prinyal-zakon-ob-amni.html

Адвокат Аванесов
Добавить комментарий